Охарактеризуйте физиологические механизмы положительных и отрицательных взаимосвязей физических качеств.

Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Например, для новичков бег на 100м является испытанием не только их быстроты, но в значительной мере и силы, и выносливости, и ловкости.Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к coвершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей – выносливости (бег, марафон). Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных нельзя не коснуться взаимосвязи между силой, быстротой и выносливостью. Поскольку двигательная деятельность является целостной реакцией всего организма, в упражнении (даже в преимущественно направленной тренировке) развиваются все физические качества. Однако условия двигательной деятельности могут влиять на взаимосвязь между физическими качествами как положительно, так и отрицательно

Различные исследования показали, что в тренировке, направленной на развитие быстроты, организм развивается более разносторонне, создаются значительные предпосылки для развития силы и выносливости. В то же время в силовой тренировке развивается преимущественно сила и возникают лишь некоторые предпосылки для развития быстроты и выносливости. Тренировка на выносливость только односторонне воздействует на организм.

Выносливость нужно развивать, ориентируясь всегда на специфические требования соревнований. Поэтому при развитии скоростной выносливости, характерной для работы субмаксимальной и максимальной мощности, когда мобилизация энергии происходит преимущественно в анаэробных условиях, общая и специальная соревновательные выносливости взаимосвязаны.

Достижения, связанные с выносливостью данного типа, требуют высокой аэробной и максимальной анаэробной производительности. При этом необходимо помнить, что основу для развития анаэробной возможности составляет аэробная производительность.

Тренеру при планировании и организации учебно-тренировочного процесса необходимо конкретизировать каждую тренировку не только в технико-тактическом плане, но и в плане совершенствования физических качеств.

Обычно в основной части тренировки используется лишь повторный метод, когда бои повторяются после минутного перерыва, причем интенсивность нагрузки не регулируется и степень функциональной нагрузки определяется лишь видом тренировки и иногда самочувствием бойца. Специальные же, заранее запланированные восстановительные процедуры, например, после вольного или условного боя, не используются. В результате развивается лишь общая, а не скоростная выносливость, соответствующая специфике трехраундового боя.

Для выработки скоростной выносливости учебно-тренировочный процесс необходимо строить таким образом, чтобы последовательно решались вначале задачи развития общей, а затем скоростной выносливости.

Охарактеризуйте анаэробную выносливость, перечислите ее виды, задачи, методы и средства развития. Укажите интенсивность и продолжительность нагрузки и интервалов отдыха, число повторений упражнения, критерии оценки развитии анаэробной выносливости.

Анаэробная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Анаэробная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей. Методы и характерные показатели нагрузки (по Ляху, 1998): м. непрерывного упражнения (равномерный и переменный); м. интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный и игровой м. 1). Интервальный метод. а). Вид выносливости – силовая (анаэробная – аэробная). Число повторений – от 10 до 15 – 30 раз. Длительность – от 10 до 30 с. Интенсивность – от средней до субмаксимальной. Отдых неполный, 20 – 40 с. Средства – круговая тренировка: 20 – 30 с. – работа, 20 с – отдых. б). Вид выносливости – скоростная, основанная на анаэробно – гликолитическом механизме энергообеспечения. Число повторений –1-2 раза. Длительность – от 45 с до 2 мин. Интенсивность – субмаксимальная – 85-95 % от максимальной мощности. Отдых – не полный, 30-60 с. Средство – темповый бег 2 по 200 м. в). скоростная, основанная на анаэробно - аэробном механизме энергообеспечения. Число повторений –1-3 раза. Длительность – 2-10 мин. Интенсивность средняя - от 60-65 до 70-75 % от максимальной мощности. Отдых – не полный. Средство – бег 2 по 3 мин, минимум 1 мин. активного отдыха. 2). Повторный м. Вид выносливости - основанная на анаэробно – креатин фосфатном энергетическом источнике. Число повторений –3-5 раз. Длительность – от 8 до 45 с. Интенсивность – максимальная. Отдых – пассивный. Средство – бег 3 по 100 м., 4 по 60 м. 3). Игровой м. Вид выносливости – координационная. Число повторений –1-3 раза. Длительность – 2 - 10 мин. Интенсивность – средняя - от 60-65 до 70-75 % от максимальной мощности. Отдых – без пауз. Средство – игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др. Средства. Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения: 1. Упражнения, преимущественно способствующие повыше­нию алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения ис­пользуются в режиме повторного выполнения, сериями. 2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной. 3. Упражнения, способствующие повышению лактатных ана­эробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, ин­тенсивность 85—90% от максимально доступной. 4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжитель­ность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной. Критерии оценки. 1. время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике ФВ в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробного обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел её со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке. Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

3 Перечислите средства и методы силовой подготовки хоккеистов. Постройте схему классификации видов и средств силовой подготовки хоккеистов. Составьте комплекс силовых и скоростно-силовых упражнений для проведения круговой тренировки с хоккеистами 16-17 лет.

Средства:

-со снарядами (штанга, диски от штанги, набивные мячи, эспандеры, гантели, металлические палки, различные тренажерные устройства, скакалки и др.);

-на снарядах (перекладина, брусья, гимнастическая стенка, скамейка, канат, «Геркулес» и другие тренажерные устройства);

- с парнером;

- с преодолением веса собственного тела (приседания, отжимание из упора лежа, стойка на кистях, различные прыжковые упражнения);

- из других видов спорта (плавание, гребля, борьба, модифицированные спортивные игры с силовыми единоборствами, легкая атлетика, езда на велосипеде, акробатика.)

Методы:

1. Метод повторных усилий.

2. Метод максимальных усилий - связан с подниманием предельных и околопредельных отягощений 1-2 раза. (Предельным тренировочным весом называют вес, который можно поднять без изменения эмоционального напряжения 80-90% от рекордного).

3. Метод динамических усилий – отягощения не искажающие структуру движения.

Круговая тренировка:

8 станций (время работы на каждой станции – 50 – 60 с, пауза отдыха – 60 с ).

1-я станция – имитация броска шайбы, выполняемая на тренажере с преодолением отягощения, равного 20 – 30% от максимума.

2-я станция – приседания с «блином» ( 15 – 20 кг).

3-я станция – отжимания от упора лежа с последующим кувырком.

4-я станция – прыжковая имитация бега на коньках.

5-я станция – сидя ноги вверх – скрестные движения ногами с одновременными движениями руками с «блином» (10 – 15 кг) вперед – в сторону.

6-я станция – толчком двух ног напрыгивание на тумбу высотой 70 – 80 см.

7-я станция – ведение «блина» грифом штанги.

8-я станция – челночный бег. 2 серии 6 раз по 10 м.

Упражнения на станциях выполняются с интенсивностью 70 – 80% от максимальной ЧСС – 150 – 180 уд/мин. Потребление кислорода – 45 – 82% от максимума. Выполнению упражнений на станциях предшествует основательная разминка.

БИЛЕТ №20

Наши рекомендации