Дайте определение понятию « методы физического воспитания», перечислите их.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические и общепедагогические.
К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения
Методы строго регламентированного упражнения
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:
1) целостный метод; 2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала преступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению. 2) игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм. 3) соревновательный метод.
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Соревновательный метод позволяет:
— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;— содействовать воспитанию волевых качеств.С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.Общепедагогические методы включают в себя:1) словесные методы;2) методы наглядного воздействия.
3) Перечислите задачи переходного периода подготовки хоккеистов. Постройте структуру переходного периода. Составьте схему распределения нагрузки разной направленности в восстановительном микроцикле переходного периода.
Переходным периодом завершается спортивный сезон и происходит переход к новому сезону. В этот период временно утрачивается спортивная форма, с тем, чтобы в новом сезоне достичь более высокого ее уровня. Основные задачи тренировочного процесса в переходный период:
- восстановление и поддержание работоспособности;
- расширение базы функциональной подготовленности;
- совершенствование слабых сторон подготовленности;
- разучивание новых технико-тактических приемов и тактических построений.
Структурно он состоит из двух частей. На первую часть (один месяц) приходится восстановительно-поддерживающий мезоцикл. Вторая часть - отпуск. Хоккеист в это время выполняет поддерживающие нагрузки согласно индивидуальному плану, сочетая их с активным отдыхом. . В практическом отношении наиболее важно построение первой части переходного периода - восстановительно-поддерживающего мезоцикла, включающего 4-5 недельных микроциклов. Два из них восстанавливающих, и два-три - поддерживающих.
БИЛЕТ№5
1) Раскройте роль ЦНС и сенсорных систем (зрение,слух и т.д) в обучении и упр. движ-ми.
Нервная система : ЦНС (головной и спинной мозг) и периферическую НС (отходящие от головного и спинного мозга черепно-мозговые нервы и нервные узлы). Единая НС условно подразделяется на соматическую и вегетативную. Соматическая НС осуществляет связь организма с окружающей средой , обусловливая чувствительность (с помощью нервных окончаний и органов чувств) и движение тела. Вегетативная НС оказывает влияние на обмен веществ, кровообращение, выделение, размножение, на внутреннюю среду организма.Вегетативная НС делится на симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Раздражение симпатической НС усиливает и учащает сокращения сердца, повышает артериальное давление, расширяет бронхи, зрачки, усиливает секрецию надпочечников, понижает тонус желудочно- кишечного тракта. Раздражение парасимпатической НС оказывает влияние на функции внутренних органов противоположное действие.Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций, до движений пальцев.Схема тела — исходное основание для реализации любой двигательной программы. Ее планирование, построение и исполнение связано с деятельностью двигательной системы. В двигательной системе основной поток информации направлен от двигательной зоны коры больших полушарий — главного центра произвольного управления движениями — к периферии, т.е. к мышцам и другими органам опорно-двигательного аппарата, которые и осуществляют движение.Структуры, отвечающие за нервную регуляцию положения тела в пространстве и движений, находятся в разных отделах ЦНС — от спинного мозга до коры больших полушарий. В их расположении прослеживается четкая иерархия, отражающая постепенное совершенствование двигательных функций в процессе эволюции. В соответствии с теорией сенсорных коррекций для выполнения какого-либо движения мозг не только посылает определенную команду мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые корректирующие команды. Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и исполнительными органами существует не только прямая, но и непрерывная обратная связь.
Основные процессы, происходящие в нервной системе во время интенсивной физической нагрузки:
1 Формирование в головном мозге модели конечного результата деятельности.2 Формирование в головном мозге программы предстоящего поведения.3 Генерация в головном мозге нервных импульсов, запускающих мышечное сокращение, и передача их мышцам.4 Управление изменениями в системах, обеспечивающих мышечную деятельность и не принимающих участие в мышечной работе.5 Восприятие информации о том, каким образом происходит сокращение мышц, работа других органов, как изменяется окружающая обстановка.6 Анализ информации, поступающей от структур организма и окружающей обстановки.
7 Внесение при необходимости коррекций в программу поведения, генерация и посылка новых исполнительных команд мышцам.
2) Перечислите методы строго регламентированного упражнения, дайте им общую характеристику. Приведите примеры из практики.
Метод - способы применения средств физического воспитания. Метод строго регламентированного упражнения - деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:1. в твёрдо предписанной программе движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); 2. в возможно точном нормировании нагрузки и управлении её динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки; 3. в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, дозированиt нагрузки, контролm за её воздействием и т. д.).
Метод стр.регл.упр обеспечивает оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.
Классификация методов строго регламентированного упражнения: Методы, направленные на формирование двигательных умений и навыков:
Метод целостно-конструктивного упражнения – упражнение разучивается и совершенствуется, без деления на части. Применение: используют тогда, когда упражнение нельзя разделить на фазы, не нарушая его целостности. Позволяет разучивать несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ). Применяется в работе с детьми. Достоинства метода: интереснее выполнять упражнения. Недостатки:рассеивается внимание. Недостатки можно убрать:более легкие условия выполнения упражнения, помощь по ходу упражнения. Метод сопряжённого воздействия. Решает две задачи: развитие какого-либо качества и его совершенствование. Используется на основе соревновательной деятельности. Соревновательное упражнение используется с усложнением условий его выполнения. Методические условия усложнения упражнения – для того чтобы шёл прирост результата. Применяется только в спортивной тренировке на этапе совершенствования. Достоинства метода: физические качества, развитые этим методом имеют высокий результат на соревнованиях. Недостатки: метод не пригоден для обучения. Метод расчленено-конструктивного упражнения – аналитический подход к регламентации деятельности: сложные упражнения делятся по частям и разучиваются поочерёдно. Потом разученные фрагменты соединяются в общее целое. (Пример: Прыжок в длину с разбега. Разбег.+ Отталкивание (полёт)+ Приземление). Условия разучивания: 1) Не доводить разучивание отдельной части до навыка: как только появилось умение, сразу же соединять с другой частью. 2) Заканчивать выполнение разучиваемой фазы началом следующей. Недостаток: при соединении частей в целое упражнение в местах соединения нередко появляются ошибки. Применение: на начальных этапах обучения. Метод избирательного воздействия – с его помощью можно избирательно воздействовать на группы мышц, отдельные функции организма. Широко используется в ЛФК. Методы преимущественно направленные на воспитание физических качеств: Методы стандартного упражнения – в них заранее заданные параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения не меняются. Применение метода стандартного упражнения: на начальном этапе тренировки; для развития почти всех двигательных качеств; для закрепления достигнутого навыка и закрепления определённого уровня нагрузок. Метод стандартного упражнения слабо стимулирует прирост спортивного результата. Методы стандартного упражнения можно применять в интервальном и непрерывном режимах нагрузки. Стандартно-интервальный метод – здесь заранее задаются параметры нагрузки с интервалами отдыха. Пример: (30метров/4 раза, отдых-40 сек., темп - максимальный). Стандартно-непрерывный метод – предполагает заранее заданную равномерную работу без интервалов отдыха. Пример: (бег – 3000 метров, со скоростью – 3 м/сек., без отдыха).Методы (вариативного) переменного упражнения – параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения меняются. Может измениться только что-то одно, а могут и все параметры нагрузки. Применение переменного (вариативного) метода: для совершенствования техники упражнений. Этот метод мало подходит для обучения, но создаёт стимул для прироста результата. Методы переменного упражнения применяются в интервальном и непрерывном режимах нагрузки. Метод вариативного (переменного) интервального упражнения. Для этого метода характерно наличие различных интервалов отдыха между упражнениями. Примеры метода: -варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, жим штанги весом 40-50-60-50-60-70-40 кг, а интервалы отдыха от 3 до 5 минут);
-нисходящее упражнение – т.е. по ходу серии упражнений объём или интенсивность нагрузки снижается (например, пробегание следующих отрезков: 600-300-200-100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).Непрерывный переменный метод – характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме переменной интенсивности. Существуют разновидности этого метода: 1.переменное упражнение в циклических передвижениях 2 .переменное поточное упражнение (серийное выполнение комплекса упражнений различной интенсивности).Круговой метод – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития физических качеств.
3 Дайте определение и перечислите виды мезоциклов спортивной тренировки. Постройте по порядку мезоциклы на общеподготовительного этапе. Распределите объем ледовой и внеледовой подготовки в базовом специально-подготовительном мезоцикле.
Мезоцикл – это тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель (месяц), позволяющий обеспечить достижение тренировочного эффекта, который может выражаться в заметном увеличении силы, выносливости и других компонентов соревновательного потенциала.
Мезоцикл – это адаптация организма спортсмена к нагрузкам.
Этот процесс протекает неравномерно: вначале быстро, а затем медленнее. Поэтому для поддержания темпов прироста тренируемых способностей необходимо периодически (каждые 3-4 недели) существенно обновлять содержание тренировки и изменять характер нагрузки. Различают следующие типы мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительно-поддерживающий.
Втягивающие мезоциклы отличаются невысокой интенсивностью нагрузки. Применяются в начале сезона, после болезни и травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.
Базовые мезоциклы служат решению задач повышения физической, технической, тактической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные мезоциклы характеризуются широким применением соревновательных и специально подготовительных упражнений, включают в себя участие во второстепенных соревнованиях с целью уточнить правильность формирования соревновательного потенциала.
Предсоревновательные мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.
Соревновательные мезоциклы – структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.
Восстановительно-поддерживающие и восстановительно-подготовительные мезоциклырешают задачи частичной разгрузки спортсмена. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается.
Специально-подготовительный — из базового стабилизирующего и предсоревновательного. Каждый мезоцикл — это несколько микроциклов. Вот
почему именно микроцикл правомерно считать наиболее значимым структурным звеном тренировочного процесса.
В зависимости от задач каждого тренировочного этапа структура и содержание микроциклов меняются. Поэтому в теории и методике спортивной тренировки различают микроциклы: собственно-тренировочный, восстановительный (или разгрузочный), подводящий и соревновательный.
Специфическая особенность подготовки хоккеистов на специально-подготовительном этапе — оптимальное сочетание тренировочных занятий «на земле» и на ледовой площадке, находящее должное отражение и в построении специально-подготовительных микроциклов.
Большинство занятий посвящено технико-тактической подготовке в ледовых условиях, которые на данном этапе основные. Технико-тактическая подготовка проводится в виде стереотипных, динамических и адаптационных тренировочных заданий в единстве со специальной физической подготовкой.
Занятия «на земле» более специализированны (за счет применения средств и методов, более адекватных соревновательной деятельности хоккеистов).
БИЛЕТ №6