Охарактеризуйте физиологические особенности реакции организма на физические нагрузки предельного характера, выполняемые в условиях соревнований.

Физические нагрузки могут вызывать в организме значительные изменения, даже несовместимы с жизнью, а могут слабо влиять на протекающие в нем процессы. Это зависит от интенсивности и длительности физических нагрузок. Чем более интенсивна и длительна нагрузка, тем большие изменения она вызывает в организме. Формирование в головном мозге модели конечного результата деятельности и программы предстоящего поведения. Генерация в головном мозге нервных импульсов, запускающих мышечное сокращение, и передача их мышцам. Управление изменениями в системах, обеспечивающих мышечную деятельность и не принимающих участие в мышечной работе. Восприятие информации о том, каким образом происходит сокращение мышц, работа других органов, как изменяется окружающая обстановка. Анализ информации, поступающей от структур организма и окружающей обстановки. Внесение при необходимости коррекций в программу поведения, генерация и посылка новых исполнительных команд мышцам. Железы внутренней секреции Изменения активности желез внутренней секреции во время мышечной деятельности направлены на обеспечение максимальной работоспособности организма. Даже если организм еще не начал выполнять мышечную работу, но готовится к ее осуществлению (состояние спортсмена перед стартом), в организме наблюдаются изменения в деятельности желез внутренней секреции, характерные для начала работы. Основные процессы, происходящие в нервной системе во время интенсивной физической нагрузки:

1Повышается выделение адреналина и норадреналина мозгового вещества надпочечников. В связи с этим повышается возбудимость НС, увелич частота и сила сердечных сокращений, увелич частота дыхания, расширяются бронхи, расширяются кровеносные сосуды мышц, головного мозга, сердца, сужаются кровеносные сосуды неработающих органов (кожи, почек,), увелич скорость распада веществ, освобождая энергию для мышечного сокращения. 2Снижается выделение инсулина внурисекреторных клеток поджелудочной железы. Блокируется отложение углеводов в запас, что облегчает их использование в качестве источника энергии для мышечного сокращения. Мышечная работа так же приводит к снижению уровня креатинфосфата в мышцах, а также к истощению запасов внутримышечного гликогена, гликогена печени и резервов жиров.

2) Перечислите и кратко охарактеризуйте методические принципы физического воспитания. Укажите требования к реализации данных принципов. Общеметодические принципы — это положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Воздействие ФУ на организм человека может быть успешным в том случае, когда применение физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. 1. Принцип сознательности и активности. Формирование у занимающихся осмысленное отношение, интерес, а также призывать их к активности. Сознательность — это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основа - предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Активность — это величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и ре­зультат сознательного усвоения. Из данного принципа следуют такие требования как :.1.Постановка цели и задач занятия и осознание их занимаю­щимися. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе. 2.Осознание способов и возможностей применения приобре­тенных знаний, умений, навыков в практике жизни. 4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого ак­тивного отношения к процессу физического совершенствования.

2. Принцип наглядности. - ФВ с использованием наглядности при обуче­нии и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в ФВ : зрительная, звуковая и дви­гательная. Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных ви­деофильмов и др). зрительная наглядность важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов). Двигательная наглядность наиболее специфичная для физического воспитания.

3. Принцип доступности и индивидуализации. - требование оптимального соответствия задач, средств и методов ФВ возможностям зани­мающихся. Должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной трениро­вочной нагрузки. Критериями для определения доступных нагрузок :

1) объективные показатели: показатели здоровья (артериальное давление, кардиограммы); показатели тренированности (спортивные результаты, рост физических качеств и техн-й подготовленности, МПК, ЖЕЛ); 2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, же­лание тренироваться и участвовать в соревнованиях). Доступность средств и методов ФВ определяется многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризую­щие общие особенности данного контингента занимающихся (команды). Ко второй — индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе ФВ. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов ФВ.

Принцип систематичности заключается в следующем: - непрерывность процесса и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом; - повторяемость и вариативность; - последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

4. Принцип динамичности заключается в следующем: - регулярное обновление материала занятий; - увеличение объема и интенсивности нагрузок; - обеспечение постепенности и др. методических условий возрастания требований.

3 Дайте определение и перечислите виды микроциклов спортивной тренировки. Постройте структуру микроцикла по фазам. Распределите микроциклы в той последовательности, в которой они должны быть в структуре общеподготовительного этапа подготовки хоккеистов.

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;

— часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

— регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.

В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в нервом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.

В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных . Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.

БИЛЕТ №7

Наши рекомендации