Эргономические характеристики рабочего места

Проектирование рабочих мест относится к числу важных проблем эргономического проектирования в области вычислительной техники. Существенно уменьшить риск возникновения профессиональных заболеваний от функционального напряжения можно за счет правильного конструирования рабочего места.

Рабочее место - это место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности. Соответствие параметров рабочего места, в том числе, размеров моторного пространства, антропометрическим данным человека обеспечивает удобство его рабочей позы, рациональность и эффективность рабочих движений. Все это способствует снижению нагрузок при выполнении работ и уменьшению вероятности возникновений профессиональных заболеваний.

При организации рабочего места программиста должны быть соблюдены следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места, и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения.

К рабочему месту предъявляются следующие технические, организационные, экономические и эргономические требования:

1. рабочее место должно быть оснащено современным оборудованием;

2. имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны;

3. организация рабочего места должна обеспечить оптимальную занятость работников, высокий уровень производительности труда и качество работы при минимальной нагрузке на здоровье.

Главными элементами рабочего места программиста являются стол и рабочее кресло. Основным рабочим положением является положение сидя.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.

Эргономическими аспектами проектирования рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость рабочего места и его элементов.

Высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760 мм. Высота рабочей поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть 650 мм. Большое значение придается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуется высота сиденья над уровнем пола должна быть в пределах 420-550 мм. Поверхность сиденья рекомендуется делать мягкой, передний край закругленным, а угол наклона спинки рабочего кресла - регулируемым.

Необходимо предусматривать при проектировании возможность различного размещения документов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п. Кроме того, в случаях, когда видеотерминал имеет низкое качество изображения, например заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700 мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450 мм). Вообще при высоком качестве изображения на видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и клавиатуры может быть равным.

Положение экрана определяется: расстоянием считывания (0.60 + 0.10 м);углом считывания, направлением взгляда на 20 ниже горизонтали к центру экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению.

Должна предусматриваться возможность регулирования экрана:

а) по высоте +3 см;

б) по наклону от 10 до 20 относительно вертикали;

в) в левом и правом направлениях.

Зрительный комфорт подчиняется двум основным требованиям:

а) четкости на экране, клавиатуре и в документах;

б)освещенности и равномерности яркости между окружающими условиями и различными участками рабочего места.

Технические характеристики монитора представлены в таблице 12

Таблица 12

Технические характеристики монитора

Размер экрана по диагонали 31 см
Емкость экрана 2000-4000 символов
Способ формирования изображения Растровый с числом строк 25-50 и числом символов в строке 80
Изображение Монохромное или цветное с растром от 320х640 до 1024х768 точек
Способ формирования символов Матрица 9х9 или9х12 точек
Частота кадровой развертки 50-72 Гц
Частота строчной развертки 15625-31250 Гц
Система строчной развертки Первый телевизионный стандарт
Уровень неиспользованного рентгеновского излучения на расстоянии 5 см от экрана Не более 100мкР/ч
Напряженность электростатического поля на рабочем месте Не более 15 кВ/м

Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позе пользователя видеотерминала следующие: шея не должна быть наклонена более чем на 20 (между осью "голова-шея" и осью туловища), плечи должны быть расслаблены, локти - находиться под углом 80 - 100, а предплечья и кисти рук - в горизонтальном положении.

Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документов, клавиатура находится слишком высоко, а документы - слишком низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространство для ног. В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше передвижная клавиатура, чем встроенная; должны быть предусмотрены специальные приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры, документов и экрана, а также подставка для рук.

При больших размерах клавиатурных устройств (более 40 x 25) в столешнице предусматриваются устройства для изменения наклона клавиатуры. Клавиатура должна располагаться отдельно от экрана. Это обеспечивает выбор оптимального положения всех составляющих оборудования рабочего места пользователя ПЭВМ.

Расстояние от горизонтальной линии зрения работника до рабочей поверхности стола при выпрямленной рабочей позе должно быть 45–50 см.

Характеристики рабочего места менеджера:

а) высота рабочей поверхности стола 750 мм;

б) высота пространства для ног 650 мм;

в) высота сиденья над уровнем пола 450 мм;

г) поверхность сиденья мягкая с закругленным передним краем;

д) предусмотрена возможность размещения документов справа и слева;

е) расстояние от глаза до экрана 700 мм;

ж) расстояние от глаза до клавиатуры 400 мм;

з) расстояние от глаза до документов 500 мм;

и) возможно регулирование экрана по высоте, по наклону, в левом и в правом направлениях.

Заключение

На основании проведенного исследовании управления взаимоотношениями с клиентами в компании ИП Белов М.В. сделаны следующие выводы:

Данная программа класса CRM направлены на создание обширной базы “верных” клиентов, которая является для предприятий долгосрочным конкурентным преимуществом. CRM - это, прежде всего, концепция, направленная на построение устойчивых деловых отношений с клиентами и бизнес стратегия, ядром которой является "клиенто-ориентированный" подход. Эта стратегия основана на использовании передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает и накапливает информацию о своих клиентах на всех стадиях их жизненного цикла (привлечение, удержание, лояльность), извлекает из нее знания и использует эти знания в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с ними. Результатом внедрения на предприятие ИП Белов М.В.информационной системы взаимоотношения с клиентами является повышение конкурентоспособности компании, и увеличение прибыли, так как правильно построенные отношения, основанные на персональном подходе к каждому клиенту, позволяют привлекать новых клиентов и помогают удержать старых.[6, с.30]

Для достижения основных рубежей CRM необходимо выполнение четырех основных задач:

- идентификация клиента;

- дифференциация клиентов;

- взаимодействие с клиентом;

- персонализация клиента.

Успешная CRM-инициатива должна начинаться с бизнес-философии, которая выстраивает деятельность компании относительно запросов заказчика. Только в этом случае технология CRM может быть использована эффективно - как необходимое средство автоматизации процессов, которое превращает стратегию в результат. Внедрение данного программного продукта гарантируют компании грамотное становление технологии CRM .[7, p. 37c]


Наши рекомендации