Управление соревновательной деятельностью игроков и команды
Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями спортсменов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревновательных качеств начинается с первых шагов обучения спортивной игре. Вначале, например, детей приучают к игровой деятельности, затем к соревновательной, в конечном счете - к игровой соревновательной. При этом спортивной игре и соревнованиям предшествуют подвижные игры и соревнования по физической и технической подготовке, а также подготовительные игры к спортивной игре.
В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность.
Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность спортсменов: климатогеографические условия региона, состав соперников, условия проведения встреч с конкретными соперниками, характеристика зрителей, особенности судейства и др.
В конечном счете подготовка команды и каждого отдельного игрока проводится с учетом игры с конкретной командой соперника, против определенного игрока в той или иной ситуации ит.д. Для
этого используют данные спортивной разведки о команде и игроках соперника, данные о возможностях своей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника».
Непосредственно перед встречей проводится «установка на игру». Определяются стартовый состав, варианты замен, даются задания каждому игроку, нескольким по взаимодействиям, определяется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка и т.д.).
Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует действия игроков соперника, своей команды и вносит коррективы по составу команды, ведению игры и т.д. Для этого в его распоряжении имеются перерывы в игре в соответствии с правилами соревнований для этого конкретного игрового вида спорта. Искусство тренера вести игру, его поведение, обращение с игроками существенно влияют на исход встречи.
После окончания встречи организуется разбор игры. При этом используются результаты наблюдений за действиями спортсменов в игре, анализ технического протокола игры, просмотр видеозаписей игры. Все данные сравниваются с установочными и делаются соответствующие заключения по выполнению тактического плана игры командой и отдельными игроками, выявляют сильные и слабые стороны в действиях игроков, оценивают отношение спортсменов к игре и т. д. В последующих тренировочных занятиях, с одной стороны, исправляются выявленные ошибки, с другой - учитываются особенности игры соперников в предстоящей игре.
После окончания соревнований делается общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнований: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь - занятое место и его соответствие запланированному; если подводящее, то главным критерием здесь будет достижение установленных на этот период модельных показателей по всем основным параметрам соревновательной деятельности.