Управление деятельностью человека и управление группой

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЛИДЕРСТВО

Вопросы темы:

Группы и их значимость в организации. Понятие малой группы. Модели образования и развития малых групп. Формальные и неформальные группы. Хоторнские эксперименты. Выводы Хоторнского эксперимента.

Механизм образования и развития неформальных организаций. Их характеристика. Общее и различия формальных и неформальных организаций. Управление неформальной организацией. Причины вступления людей в неформальные организации. Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями.

Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Полномочия и комитеты. Управление с помощью комитетов.

Группа. Природа человека такова, что люди нуждаются в общении с себе подобными. Если люди проводят много времени в непосредственной близости и взаимодействуют, то они постепенно начинают психологически осознавать существование друг друга. Осознание того, что о нем думают и чего ждут от него другие люди, заставляет человека менять свое поведение. Этот социальный процесс ведет к формированию группы. Человек может принадлежать к многим группам. Люди являются членами семейных групп, например, своей семьи, семьи родителей, существуют группы друзей, которые регулярно видятся друг с другом, группы коллег по работе, различных спортивных секций.

Марвин Шоу дает следующее определение группы: группа – это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Организация любого размера состоит из некоторого количества групп. Руководство организации создает формальные группы, когда производит разделение труда по горизонтали – по подразделениям и по вертикали – по уровням управления. Большая организация может состоять из сотен или даже тысяч малых групп.

Формальные группы создаются по воле руководства, их функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных конкретных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, рабочие группы и комитеты, комиссии, советы.

Командная, или соподчиненная, группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Генеральный директор и его заместителя, ректор в вузе и проректоры, командир роты и подчиненные ему командиры взводов – типичные командные группы.

Рабочая – целевая группа состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. У такой группы есть руководитель, но эти группы отличаются от командных тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие или целевые группы составляют основу многих научных, технологических и образовательных организаций, они действуют и в крупнейших в мире по объемам производства промышленных компаниях.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты, комиссии и советы должны эффективно работать как единый слаженный коллектив. Однако существует множество факторов, осложняющих или препятствующих работе формальной группы как единому слаженному коллективу.

Неформальные группы – это спонтанно образующиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Трудовая среда очень благоприятна для образования таких групп. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, задачи, которые они решают, заставляют их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных групп. В большой формальной организации существует не одна неформальная группа. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть – неформальную организацию.

Неформальные группы в некоторой степени подобны формальным – в них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших группах имеются неписанные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрения и санкций. Неформальная группа является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Тип и структура неформальной организации являются результатом социального взаимодействия.

Причины вхождения в неформальные организации состоят в том, что принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные, чем получаемая заработная плата: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимная защита, тесное общение и взаимная заинтересованность.

Принадлежность является первой причиной вступления в неформальную группу, поскольку она – одна из самых сильных эмоциональных потребностей. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, обычно неудовлетворенны. В большинстве формальных организаций людей лишают возможностей социальных контактов.

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Билим, 1997.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2004.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: «Высшая школа», 2000.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарики, 2003.

5. Герчикова. Менеджмент. М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.

6. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003.

7. Граждан В.Д. Теория управления: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004.

8. Казанцев А.К. и др. Практический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

9. Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р, 2000.

10. Мескон и др. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2000.

11. Нарибаев К.Н., Джумамбаев С.К. Менеджмент (на казахском языке). Алматы: Қазақ университеті, 1998.

Дополнительная:

1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1991, с. 436.

Контрольные вопросы:

  1. Укажите различия между формальной и неформальной группами.
  2. Дайте определения командной группы, рабочей группы и комитета.
  3. Каким образом возникают неформальные группы и организации?
  4. Какие потребности удовлетворяют люди, вступая в неформальные группы?
  5. Опишите свойства неформальных групп.
  6. Какую роль играют слухи в неформальной организации?
  7. Какие проблемы порождает существование неформальных групп в формальной организации?
  8. Перечислите основные факторы эффективности работы групп.
  9. Какие роли играют члены групп и как эти роли подразделяются?

Наши рекомендации