Методы обучения (различные классификации).
Методы обучения и воспитания – это способы педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру. Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика. Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).
Классификация Л.Я.Лернера, М.Н. Скаткина:
Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.
Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму (образцу, технологической карте). Используется для приобретения учащимися умений и навыков.
Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий. Используется на лекциях, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях.
Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.
Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.
На основе методологии целостного подхода к деятельности, известный дидактЮ.К. Бабанский выделяет 3 большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, благодаря которым обеспечивается процесс опосредования личностью учебной информации;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, благодаря которым обеспечиваются важнейшие функции регулировки учебной деятельности, ее познавательной, волевой и эмоциональной активизации;
3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности, благодаря которым педагоги и ученики осуществляют функции контроля и самоконтроля в ходе обучения.
В. А. Сластенин и его ученики раскрыли сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:
методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера);
методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);
методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).
Классификация по способам передачи и усвоения информации:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, самостоятельная работа с литературой, письменное инструктирование, телевидение, звукозапись)
Наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов, самостоятельное наблюдение, производственные экскурсии)
Практические (упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ, самостоятельные работы, тренажеры, лабораторные и практические работы)
9. Формы организации обучения на уроках технологии.
Основные формы обучения технологии:
1. Урок
2. Индивидуальное занятие
З. Экскурсия
4. Кружковая работа
5. Факультативное занятие.
6. Спец. курсы
7. Летняя трудовая практика
8. КВН,
9. различные вечера, т.е массовые формы
типы уроков:
1. урок приобретения уч-ся новых З-ий (теорет. урок), (вводное занятие);
2.Урок формиров-я Уий и Нов (практич. урок);
3.Комбиниров-ный урок;
4.Урок применения знаний на практике;
5.Урок систематизации и обобщения знании на практике (итоговое занятие);
6.Урок проверки ЗУНов;
7.Урок экскур-я;
8. Лабор-ные уроки;
9. Уроки видеопоказа
Урок как основная форма организации: Уроки тех-ии имеют ряд особенностей по сравнению с др. урокми уч-х предметов.
1. Занятия проводятся в течении 2-х уроков, т.к. центральное место занимает прак. раб, и в связи с этим много времени уходит на подготовку и уборку раб. мест и помещения.
2. Пр/раб. строится на базе производ-го труда;
3. На занятиях уч-ся работают с помощью различ-го режущего инструм-та, ведут обраб-ку на станках, маш-ках, поэтому урок требует спец. подготовки с точ. зрения безоп-ти его проведения.
К уроку предъявляется ряд дидактических требований:
1.Чекость дидактич-кой цели;
2. Единство образов-ых и воспит-х задач.
3.Правильный подбор уч. материала. При подборе необходимо учитывать:- цель урока; - З и У полученные уч-ся на предыдущих уроках; - знание по основам наук; - физическое и интеллектуальное развитие уч-ся;
4. Целесообразный подбор методов обуч-ия;
5.Коллек-ная работа уч-ся сочетаемая с самостоят-стью каждого уч-ка.
6. Организац-ная четкость урока.
7 Обеспеч-ие безопасности в работе.
Формы организации труда на уроках технологии: В настоящее время на уроках птшеняется З основные Формы организации работы уч-ся: 1. Фронтальная; 2. Бригадно-звеневая; 3. Индивидуальная. К оценке этих форм подходят с 2-ух точ. зрения: - во-первых она способствует усвоению Зий, формир-ния Уий и Нов; - во вторых, какая из них позволяет создать более полное отчетливое представление об организации труда на современных предпр-ях, что необходимо в свете задач политехнического обучения.
10. Типы уроков (традиционная система и ФГОС). Особенности.
Традиционно в зависимости от дидактических целей уроки разделяют на:
Урок приобретения новы знаний
Урок формирования умений и навыков
Урок применения знаний на практике
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний
Урок контроля ЗУНов
Комбинированный урок
Согласно ФГОС уроки делятся на следующие типы (классификация Л.Г.Петерсон):
Тип урока | Цели | Структура |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. | Структура урока обретения новых знаний Организационный этап. Мотивационный этап. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций (подведение итогов) |
Урок рефлексии | Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. | Структура урока-рефлексии по ФГОС Организационный этап. Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии. В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия. |
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. | Структура урока систематизации знаний Организационный этап. Самоопределение. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи, целей урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Этап рефлексии деятельности. |
Урок развивающего контроля | Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. | Структура урока развивающего контроля Организационный этап. Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности. |
11. Опишите структуру комбинированного урока.
Комбинированный урок - представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система(изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.
Структура комбинированного урока:
1. Организационная часть;
2. Сообщение темы и целей занятия;
3. Опрос учащихся по изученному материалу;
4. Изложение нового учебного материала и его закрепление;
5. Вводный инструктаж;
6. Пробное выполнение приемов практической работы;
7. Самостоятельная практическая работа и текущий инструктаж
8. Итоговая часть.