Соц. функции спорта (эталонно-спортивная, эвристическая, эстетическая, прикладная, экономическая и др.).
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности человека и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
1) Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.
2) Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
3) личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. 4) Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.
5) Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому. 6) Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе. 7) Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. 8) Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Биомеханические факторы экономизации сп. техники. Способы снижения энерготрат при выполнении ФУ.Есть два различных пути повышения экономичности движений:
1. снижение величин энерготрат в каждом цикле:
· устранение ненужных движений
· устранение ненужных сокращений мышц
· уменьшение внешнего сопротивления
· уменьшение внутрицикловых колебаний скорости
· выбор оптимального соотношения между силой действия и скоростью рабочих движений
· выбор оптимального соотношения между длиной и частотой шагов.
2. преобразование кинетической энергии в потенциальную и её обратный переход в кинетическую:
· кинетическая энергия движения может переходить в потенциальную энергию гравитации
· кинетическая энергия превращается в потенциальную энергию упругой деформации мышц, а накопленная потенциальная энергия частично превращается в работу – идёт на сообщение скорости телу и его подъём.
Повышение устойчивости сп. техники по отношению к утомлению – ода из важных задач во многих видах спорта. Это достигается длительной специальной тренировкой.
Экономичность техники зависит от физиологических и биологических факторов, а также от биомеханических.
Повышение экономичности спортивной техники – основное направление её совершенствования в видах спорта, требующих большой выносливости.
Экономичность энергетических затрат при двигательной деятельности достигается за счёт совершенствования координации двигательных и вегетативных функций.
При несовершенной техники вследствие возникновения в нервных центрах процессов иррадиации в движении могут принимать участие лишние мышцы, вследствие чего повышается расход энергии. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной системе в работу вовлекаются лишь необходимые мышечные волокна, вследствие этого энергозатраты уменьшаются.
Техника ФУ
Физические упражнения – это активная двигательная деятельность человека, направленная на реализацию задач физического воспитания и построенная по его законам.
Техника физических упражнений – это способы выполнения двигательных действий, которые позволяют решить двигательную задачу целесообразно, с большей эффективностью.
Различают основу техники движений, её основное звено и детали. Основа техники движений –совокупность тех звеньев и черт структуры движения, которые необходимы для решения двигательной задачи определённым образом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т.д.). Основное (главное) звено техники движений – наиболее важная (основная) часть упражнения, от которой во многом зависит решение двигательной задачи. Например, в прыжках – это отталкивание; в метаниях - финальное усилие и т.д. Выполнение движений, входящих в основное звено техники обычно требует больших мышечных усилий, концентрации внимания, происходит в сравнительно короткий промежуток времени. Детали техники – это второстепенные особенности движений, которые не нарушают основ техники, но во многом содействуют успешности выполнения двигательной задачи. Детали техники всегда индивидуальны и зависят от состояния здоровья, роста, веса, уровня тренированности, характера и пр. (например: посадка конькобежца и т.д.). Необходимыми чертами совершенной техники двигательного действия являются стабильность и целесообразная вариативность техники физических упражнений. При этом вариативность характерна для деталей техники, а стабильность особенно важна в главном звене или основной фазе действия. Стабильность – единообразное воспроизведение действия при повторении упражнения не только в стандартных, но и в меняющихся условиях. Вариативность – внесение целесообразных изменений в двигательное действие, применительно к необычным условиям его выполнения (например, метание снаряда при сильном ветре). В двигательном действии различают три фазы: подготовительную, главную и заключительную. Любое движение можно расчленить по фазам, но саму фазу нарушать нельзя. Наиболее частые и значительные ошибки возникают в местах перехода фаз (особенно при переходе от подготовительной к главной фазе).
Фазы двигательных действий:
1. Подготовительная– направлена на создание благоприятных условий для выполнения главной фазы, решения поставленной задачи (стартовое положение бегуна). 2. Главная (основная) фаза – состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия (выполнение поворота и финального усилия). Основная фаза требует наибольших сил, внимания, совпадает с основным звеном техники; в некоторых упражнениях главных фаз может быть несколько (опорный прыжок, тройной). 3. Заключительная – завершает действие (пробежка по инерции после финиша). Заключительная фаза может быть активной (обычно это связано с сохранением равновесия – приземление в опорном прыжке в гимнастике), а может быть и пассивной (мягкое торможение после финиша дистанции).
Основные характеристики техники ФУ:
1. Кинематические характеристики:
· Пространственные характеристики: рациональное взаиморасположение звеньев двигательного аппарата (положение тела: правильное исходное положение, оперативная поза); соблюдение оптимальной траектории движения (форма траектории, направление движения, амплитуда движения).
· Временные характеристики: признаки движений, такие как своевременность начала, согласованность по времени друг с другом, синхронность, последовательность. Всё это характеризует временную структуру физических упражнений, т.е. как они организованы во времени (длительность движений, темп движений).
· Пространственно-временные характеристики: целесообразное сочетание и регулирование скоростей движений (скорость, ускорение).
2. Динамические характеристики – биомеханические силы: внутренние (активные, пассивные, реактивные) и внешние (сила тяжести, сила инерции, сила реакции опоры, сила сопротивления и др.); взаимодействие их составляет силовую или динамическую структуру двигательных действий.
3. Ритмические характеристики – определённая упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (ритм циклических движений, ритм ациклических движений).
4. Качественные характеристики: энергичные движения, эластичные движения, точные движения, экономные движения и т.д.