Характеристика современных педагогических технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности
На современном этапе развития образования, всё большую популярность среди педагогов практиков получают такие педагогические технологии, как технология сотрудничества, технология развивающего обучения, проектирования, проблемного и модульного обучения, уровневой дифференциации, а также и игровые технологии.
Выбор тех или иных педагогических технологий обусловлен рядом факторов, таких как обеспечение эффективности процесса обучения, активизации познавательной активности участников процесса обучения, развитие творческих и интеллектуальных способностей и т.д.
Остановимся на каждой технологии подробнее.
Технология проблемного обучения представляет собой организацию учебных занятий, которая предполагает систематическое создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей.
Р.Н. Бунееву суть процесса проблемного обучения рассматривает через постановку перед обучающимися дидактических проблем, их последующее решение, и как результат овладение ими обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач [18, с. 149].
Л.А. Даринская проблемное обучение относит к типу развивающего обучения, в которой сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых научных выводов [20, с. 64].
Значимость данной технологии заключается в том, что организация метода требует от обучающегося высокой степени самостоятельности через решение проблемных заданий, по своей форме напоминающие научный поиск, приучает мыслить самостоятельно, придает познавательной деятельности творческий характер. В процессе решения проблемных задач учитель помогает обучающемуся.
Организация решения проблемных задач выстраивается при помощи учителя. При этом учитель не выдает решения в готовом виде, оставляя возможность для развития у обучающегося желания, стремления самому искать и предлагать варианты решения, что способствует высокой познавательной активности. Все объяснения учителя и усвоение знаний обучающихся строится как разрешение субъективно-переживаемой обучающимся проблемы, как ответ на познавательную задачу.
Применение проблемной технологии в обучении ОБЖ реализуется через проблемные ситуации и дискуссии. Дискуссия – коррекционный метод убеждения, включающий учащихся в свободный обмен мнениями с целью выработки научных, нравственных представлений, уточнения позиций и преодоление ошибочных взглядов. Проблемные ситуации возникают при условии, если учащиеся не знают пути решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае, когда учащиеся осознают недостаточность, или разрозненность имеющихся у них знаний для объяснения нового факта [30, с. 29].
В объяснительно-иллюстративных методах проблемные вопросы, задачи, ситуации сопровождают объяснение, а здесь они занимают первостепенное место, конструируют систему изучения материала. Таким образом, проблемные технологии направлены на организацию поисковой познавательной деятельности обучающихся, в результате которой осуществляется овладение учебным материалом.
Объяснительно-иллюстративные технологии относятся к традиционным методам обучения, характеризующиеся изложением «готовых» для усвоения знаний; учащиеся потом воспроизводят то, что узнали от учителя, это традиционный подход к процессу обучения всегда в той или иной мере будет характерен для обучения БЖ [37, с. 21].
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблемное обучение отличается от традиционных методов обучения, в частности наиболее распространённого репродуктивного метода, специфичной особенностью в получении обучающимися новых знаний, характеризующихся не в подаче готовых знаний, а демонстрации учителем путей и способов получения новых знаний либо через решение проблемных задач.
Другой технологией обучения выступает технология развивающего обучения. Поскольку обучение ОБЖ предусматривает и формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к природу, себе самому, в целом, можно говорить о том, что процесс обучения ОБЖ имеет развивающий характер. Например, эмоциональный компонент в обучении БЖ направлен на формирование системы ценностных ориентации и отношений человека к природному окружению и отношению к другим людям как совокупности духовных и материальных ценностей [28, с. 72].
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности [26, с. 35].
При рассмотрении сущности игрового метода обучения Е.Н. Маслак выделяет определённые черты, свойственные большинству игр. Согласно его мнению, игра как свободно развивающаяся деятельность, содержащая при этом прямые и косвенные правила, предполагает включение участников в её процесс только по желанию, для получения удовольствия от самого процесса, а не только от результата. Игровая деятельность отличается эмоциональной приподнятостью, соперничеством, состязательностью и конкуренцией, обладает творческим, импровизационным и активным характером. Согласно утверждениям Е.Н. Маслака, игра как феномен педагогической культуры, выполняет различные функции, связанные с социализацией обучаемых, с выработкой коммуникативных навыков, с самореализацией, с диагностикой результатов. А также игра может выступать как средство преодоления различных трудностей [24, с. 103].
Отличительной особенностью педагогической игры от игры вообще является обязательное наличие поставленной цели обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование игрового метода обучения способно пробудить сознание и интеллектуальный потенциал, даже самого пассивного обучающегося. Возможность самовыражения в процессе игровой деятельности, также является важным психологическим компонентом игровой деятельности. Через игровой метод обучения раскрываются индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося, этому способствую разнообразие приемов проведения игр.
При помощи игровых технологий можно привить обучающимся стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности обучающихся, их индивидуальность. Для застенчивых обучающихся игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
Главным и основным компонентов игры является познавательное содержание, включающее в себя те знаний и умения, которые применяются участниками при решении учебной проблемы, поставленной игрой [36, с. 382].
Одним из видов игровых технологий выступают дидактические игры, которые находят широкое применение в курсе изучения ОБЖ, способствующие повышению интереса к изучаемому предмету, снимающее напряжение и помогающее переключить внимание обучающихся с одного вида деятельности на другой.
Игровые технологии в курсе изучения ОБЖ играют важнейшую роль в развитии психических свойств личности, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания и т.п.
Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметные и социальные контексты, важные для будущей трудовой деятельности. Особенность игры заключается в её добровольности и как правило соревновательном характере [40, с. 95].
Другим видом игровых технологии выступают деловые игры, представляющие собой имитационную модель, воссоздающую условия, содержание, отношения, динамику той ил иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения.
Деловые игры – особый способ построения моделей допускающих одновременно многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятия и реализацию решений, он позволяют вводить обучающихся в круг задач управления. Организация проведения деловой игры заключается в воспроизведении реальной действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, то его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение позволяет сформировать умения и навыки сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом [42, с. 29].
Проектная технология в курсе обучения основам безопасности жизнедеятельности имеет существенное значение для построения эффективного процесса обучения. Значение проектной технологии определяется творческим характером и направлено на развитие интеллектуальных и специальных способностей обучающихся, которые позволяют добывать и эффективно применять полученную информацию при возникновении необходимости предвидеть и избежать опасности, а в случаях наступления таких ситуаций – уметь самостоятельно находить наиболее рациональные способы решения [30, с. 35].
В результате внедрения проектных технологий в процесс обучения по основам безопасности жизнедеятельности обучающиеся могут выполнять рефераты, компьютерные презентации, подготавливать доклады, графические работы, конференции, деловые игры и другие формы.
На уроках по основам безопасности жизнедеятельности можно использовать различные виды технологий, среди которых особенное значение приобретает технология моделирования.
Технология моделирования представляет собой построение модели ситуации и отражает специфический способ познания сложных объектов посредством конкретного их упрощения. Метод моделирования заключается в построении модели как некоторого представителя объекта, тождественного ему в существенных основных характеристиках, при этом модель выступает упрощённым вариантом, вследствие чего возникает возможность её изучения. В педагогической литературе можно выделить понимание модуля как:
1) единицы учебной деятельности, включающей цель, содержание (текст, методы и формы обучения), планируемые результаты (знания, умения, навыки);
2) порции учебного материала или части содержания учебного курса;
3) блока учебного курса, включающего кроме учебного материала набор учебно-дидактических материалов к нему [12, с. 71].
Система модульного обучения БЖ строится на «блочном» структурировании содержания обучения, что направлено прежде всего на формирование у обучающихся целостного представления об изучаемом материале, системности знаний. Темы школьного курса Основ безопасности жизнедеятельности можно изучать блоками, которые могут объединять несколько логически связанных вопросов и рассчитаны на 4-8 часов. Система уроков по теме включает следующие методические модули: представление нового учебного материала; освоение и закрепление знаний с помощью групповых форм деятельности, самостоятельная работа; развитие экспериментальных умений и опыта практической деятельности на лабораторных и практических занятиях; повторение учебного материала (прикладные аспекты изученного); обобщение изученного; контроль и коррекция знаний; ликвидация пробелов. Эти методические модули образуют цикл, который повторяется при изучении каждого блока. Достоинства технологии модульного обучения: дифференциация содержания учебного материала, обеспечение индивидуализации учебной деятельности, сокращение времени без ущерба для глубины и полноты знаний обучающихся. Среди недостатков можно выделить следующие: «фрагментарность» обучения – большой удельный вес самостоятельной работы вплоть до «самообучения», что педагоги расценивают как отсутствие полноценного процесса обучения; игнорирование целостности и логики учебного предмета; сокращение курса обучения до «пакета» отдельных проблем или задач, в связи с чем возможно формирование частных умений в ущерб обобщенным [16, с. 114].
В технологии сотрудничества ключевое значение отводится состоянию сотрудничества, которое определяет уровень учебно- воспитательного процесса, характеризующимся взаимодействием субъектов и объектов этого процесса, отличающимися отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма.
Основой технологии сотрудничества выступает глубокое понимание и гуманный подход к личности обучающегося, коллективное воспитание, высокая степень профессионализма учителя.
Специфика технологии сотрудничества выражается в гуманно-личностном подход, определяющий совокупность принципиальных положений, выражающих отношение к личности обучающегося. Значение гуманно-личностного направления заключается в развитии целостной совокупности качеств личности, степень развития которого выступает главным результатом школьного образования, критерием качества деятельности учителя [25, с. 67].
Технология уровневой дифференциации представляет собой форму организации учебного процесса и часть общей дидактической системы:
1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых [28, с. 37].
Она предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Её появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Эта технология предусматривает уровневую дифференциацию за счёт деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня).
В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития. В основе данной технологии лежит теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания [37, с. 18].
Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т.д.)