Практические занятия (семинары)
№ п/п | № темы | Тематика практических занятий (семинаров) и вырабатываемые компетенции | Трудо-емкость для ОФО (час.) | Трудо-емкость для ЗФО (час.) |
1. | Тема 2 | Обсуждение реального состояния и проблем телевещания, стратегии развития телевизионной отрасли: телекоммуникации, технический прогресс, структуры услуг и стоимости ТВ вещания, сегменты телерынка, телепотребление, парк телеустройств, охват, характеристика аудитории, телереклама. Компетенции: ОПК-2. | ||
2. | Тема 4 | Расчетно-графические задания: 1. Расчет средневзвешенных показателей телесмотрения телеканала. 2. Анализ спроса и предложения телевизионных услуг и контента телеканала. 3. Анализ популярности телевизионного контента у целевой аудитории. Тренинг организации и анализа не эфирного медиаисследования аудитории телевидения. Компетенции: ПК-14. | ||
3. | Тема 5 | Обсуждение опыта и особенностей медиаизмерений медиаисследовательских компаний Nielsen, TNS Gallup Media, TGI (Target Group Index). Компетенции: ОПК-2. | ||
4. | Тема 6 | Комплексное расчетно-графическое задание: 4. Анализ отчетов медиаизмерений TNS Media в России. Тренинг анализа медиаметрических данных. Компетенции: ПК-14. | ||
5. | Тема 7 | Тренинг организации и анализа медиапроцесса: - медиаисследований телекомпании и ее аудитории; - медиапланирования рекламной компании. Компетенции: ПК-14. |
6. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1. | Экономика сферы кино и телевидения | + | + | + | + | + | + | |||
2. | Менеджмент в сфере СМИ | + | + | + | + | + | + | + | ||
3. | Реклама на телевидении | + | + | + | + | + | ||||
4. | Основы телевизионного программирования | + | + | + | + | + | + | |||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих традиционных и интерактивных образовательных технологий.
- Лекции.
- Проблемные лекции.
- Дискуссия (моделируются действия специалистов в профессиональной деятельности, обсуждающие теоретические вопросы и проблемы);
- Лекция с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации осуществляемой преподавателем.
- Лекция-дискуссия.
- Лекция-беседа (диалоговое общение).
- Тренинг (в аудиторных условиях моделируются ситуация - условия, содержание и динамика производства, отношения занятых в нем - профессиональной деятельности, требующих анализа и принятия решений на основе теоретических знаний).
- Решение практических задач, расчетно-графических заданий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) рабочей программы учебной дисциплины, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом (по ООП) в учебном процессе они должны составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 % аудиторных занятий.
Показатель | ОФО | ЗФО |
1. Удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий, %, | ||
2. Удельный вес занятий лекционного типа, % |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Вопросы для самопроверки
1. Объясните общее понятие аудитории и частное понятие аудитории СМК.
2. Назовите основные особенности массовой аудитории.
3. В чем отражаются особенности телепотребления аудиторией?
4. Раскройте суть основных направлений медиаисследования в рамках социального подхода.
5. В чем состоит суть маркетингового подхода к медиаисследованиям?
6. Объясните содержание трехуровневой структуры телевизионной отрасли и телевещательной компании.
7. Какую структуру сегментов имеет современный телевизионный рынок?
8. Какие тенденции развития наблюдаются в телекоммуникациях России?
9. Перечислите новые тренды медиапотребления в России.
10. Назовите основные перспективные целевые аудитории телевидения по возрастному фактору и их особенности.
11. Назовите основные тенденции развития рынка телевизионной рекламы.
12. Какие услуги и на каких рынках оказывает телеканал?
13. Какие факторы влияют на медиапотребление аудитории?
14. Что понимается под диффернциацией аудитории?
15. Какие задачи решает медиаметрическое исследование?
16. С чем связана возрастающая необходимость медиаметрических исследований?
17. Чем была обусловлено возникновение в 30-х годах ХХ века в США потребности в независимых медиаисследованиях?
18. Какие крупнейшие международные исследовательские компании относятся к лидерам в медиаметрических исследованиях?
19. Как развивалась сфера предоставления медиаметрических услуг в России?
20. В чем заключаются цели исследований рынка массовой информации? Что вкладывается в понятие «стандартизированные данные» при организации медиаисследований?
21. Какие методы панельных исследований вы знаете? Дайте характеристику их достоинств и недостатков.
22. В чем заключается проблема определения выборки респондентов в медиаметрическом исследовании?
23. Какие методы чаще всего используют в исследованиях аудитории периодических изданий?
24. В чем заключаются достоинства и недостатки очных и телефонных опросов в медиаметрии?
25. Назовите основные методы исследования радиоаудитории.
26. Назовите основные методы исследования телеаудитории.
27. В чем преимущества и недостатки ведения дневников наблюдения?
28. Раскройте технологию исследования аудитории с помощью электронных счетчиков.
29. Какие тенденции развития измерительных технологий наблюдаются на рынке медиаметрических исследований?
30. Какие характеристики аудитории фиксируются в медиаизмерениях?
31. Дайте характеристику единичных показателей телесмотрения аудитории, используемых в медиаметрии.
32. Дайте характеристику коммулятивных показателей, используемых в медиаметрии.
33. Как определяется телевизионный рейтинг телевизионной программы?
34. Как определяется доля телевизионной аудитории телевизионной программы?
35. Зависимость какого показателя телесмотрения от количества аудитории (количества телесмотрения) характеризует спрос аудитории на телевизионные услуги?
36. Зависимость какого показателя телесмотрения от количества аудитории (количества телесмотрения) характеризует предложение ТВ-услуг телеканала?
37. Какая практика сложилась в выделении временных отрезков вещания в зависимости от активности аудитории? Конкретизируйте их на примере эфирного телевидения.
38. Какие существуют стандартные формы представления результатов прикладных исследований аудитории, на основе которых можно получить информацию о социально-демографических характеристиках аудитории и особенностях медиапотребления?
29. С чем связана все более растущая привлекательность Интернета для рекламодателей?
40. Какие методы используются при исследовании и замерах аудитории Интернета? Дайте их краткую характеристику.
41. Какие достоинства и недостатки существуют в Online-опросах?
42. В чем заключаются принципы работы интернет-статистики?
43. Для чего может быть использована информация об аудитории Интернета , полученной через анализ поисковой системе?
44. Дайте характеристику основных статистических сервисов, предоставляющих информацию об интернет-пользователях.
26. Дайте характеристику статистических показателей, полученных с помощью счетчиков, исследующих интернет-аудиторию.
45. В чем заключаются преимущества и ограничения статистической информации, предоставляемой анализаторами логов?
46. В чем заключаются преимущества и ограничения статистической информации, предоставляемых интернет-счетчиками?
47. Дайте характеристику отчетов, получаемых на основе автоматической обработки данных, полученных от логов веб-сайтов или счетчиков.
48. Какую географию мониторинга телесмотрения имеют медиаисследования TNS Медиа – Россия.
Темы докладов
1. Роль телевихионных СМК обществе, структура телевещательной отрасли и отраслевого рынка.
2. Стратегии развития телевещания в России.
3. Дифференциация аудитории телевидения и особенности ее телепотребления.
4. Социальный подход и методология медиаисследования.
5. Маркетинговый подход и методология медиаисследования.
6. Мировая практика телевизионных измерений.
7. Российская практика телевизионный измерений.
8. Актуальные проблемы и направления развития системы медиаизмерений в России.
Самостоятельная разработка лекции по темам
1. Роль и функции СМК в современном обществе.
2. Телевидение как производство смыслов.
3. Стратегическое развитие телевещания в России: состояние, проблемы и пути их решения.
4. Медиа-исследовательская деятельность Дж. Гэллапа, А. Кроссли, А. Нильсена, созданные ими системы и инструменты медиаизмерений.
5. Достижения российской науки и практики в области медиаисследований.
6. Направления и методология исследований аудитории СМК: демографических; психографических; геодемографических; социально-экономических.
7. Потребительский нейромаркетинг в медиаметрии.
8. Современное телевидение и социальные сети как СМК, их взаимодействие и взаимовлияние.
9. Брэнд-маркетинг и телеизмерения.
10. Современные проблемы медиаметрии в России и их решение.
11. Развитие методологии и технологии медиаизмерений.
Варианты расчетно-графических заданий
Каждый студент получает индивидуальный вариант расчетно-графического задания из базы данных TNS Media.
8.2. Организация самостоятельной работы студента
№ темы дисциплины | Виды самостоятельной работы | Методическое обеспечение самостоятельной работы | Оценка результата выполнения самостоятельной работы |
1. | Изучение и осмысление отдельных вопросов темы. | Учебные пособия, интернет-ресурсы | Оценка ответов на контрольные вопросы. |
2. | Изучение отдельных вопросов темы, разработка доклада и лекции по теме. | Учебные пособия, интернет-ресурсы. | Оценка ответов на контрольные вопросы, выступления с докладом и самостоятельно разработанной лекции. |
3. | Изучение отдельных вопросов темы, разработка доклада, разработка лекции по теме. | Учебные пособия, интернет-ресурсы. | Оценка ответов на контрольные вопросы, выступления с докладом и самостоятельно разработанной лекции. |
4. | Изучение отдельных вопросов темы, выполнение комплексных расчетно-графических заданий. | Учебное пособие, интернет-ресурсы, ПО ТNS Media: InfoSys TV Index. | Оценка ответов на контрольные вопросы, защиты выполненного расчетно-графического задания. |
5. | Изучение отдельных вопросов темы, разработка доклада, разработка лекции по теме. | Учебные пособия, интернет-ресурсы. | Оценка ответов на контрольные вопросы, выступления с докладом и самостоятельно разработанной лекции. |
6. | Изучение отдельных вопросов темы, выполнение комплексных расчетно-графических заданий. | Учебные пособия, интернет-ресурсы, ПО ТNS Media: InfoSys TV Index. | Оценка ответов на контрольные вопросы, защиты выполненного расчетно-графического задания. |
7. | Изучение отдельных вопросов темы, разработка доклада, разработка лекции по теме. | Учебные пособия, интернет-ресурсы. | Оценка ответов на контрольные вопросы, выступления с докладом и самостоятельно разработанной лекции. |
8. | Изучение отдельных вопросов темы, разработка доклада, разработка лекции по теме. | Учебные пособия, интернет-ресурсы. | Оценка ответов на контрольные вопросы, выступления с докладом и самостоятельно разработанной лекции. |
8.3. Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
8.3.1 Перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Предмет, субъект, объект, цели изучения медиаметрии. Понятие телевидения.
2. Понятие, структура телевизионной отрасли и телевизионного рынка.
3. Состояние телекоммуникаций, структуры услуг, сегментов ТВ рынка, стоимости ТВ вещания и охвата.
4. Направления развития эфирного, кабельного и спутникового телевидения.
5. Состояние парка ТВ устройств и потребления (телесмотрения) ТВ контента.
6. Состояние ТВ аудитории и телесмотрения.
7. Состояние ТВ рекламы и медиаизмерений.
8. Определение аудитории телевидения.
9. Дифференциация аудитории и особенности ее телепотребления.
10. Социальный и маркетинговый подходы к исследованию аудитории.
11. Основные показатели медиаизмерений.
12. История телевизионных медиаизмерений.
13. Деятельность Дж. Гэллапа, А. Кросби, А. Нильсена в области медиаисследований.
14. Вклад российских ученых в области медиаизмерений.
15. Понятие, структура, цикличность телесмотрения и стили зрительского телепотребления.
16. Методология медиаизмерений.
17. Инструментарий медиаизмерений.
18. Основные принципы и стандарты телеизмерений
19. Система мониторинга телесмотрения.
20. Зарубежная и российская практика телевизионных медиаизмерений и медиаисследовательские компании.
21. Организация медиаизмерений TNS Media в России.
22. Проекты и услуги медиаизмерений TNS Media в России.
23. Основные проблемы медиаизмерений в России, направления их решения и перспективные методы медиаизмерений.
24. Медиапроцесс: содержание, основные термины, структура.
25. Медиапланирование: назначение, информационные основы, исследование компании-рекламодателя, выбор СМК и рекламоносителей, задачи рекламной компании.
26. Медиапланирование телекомпании: основные термины и показатели.
27. Основные теории (методы) медиапланирования.
28. Потребительский нейромаркетинг.
8.4. Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины осуществляется с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента.
Оценки текущего контроля работы студента ОФО
Виды оцениваемой деятельности | Количество баллов | Примечание |
Присутствие на занятии | 0,5 | Всего: 16 занятий Максимально 8 баллов |
Активное участие в дискуссии (обсуждении), тренинге и ответы на вопросы | Всего: 4 ответа Максимально 8 баллов | |
Выступление с докладом, сообщением, презентацией (домашнее задание) | Всего: 1 доклад Максимально 6 баллов | |
Самостоятельная разработка лекции по выбранной теме (домашнее задание) | Всего: 2 лекции Максимально 20 баллов | |
Выполнение расчетно-графической работы | Всего: 4 работы Максимально 28 баллов | |
Премиальные баллы | ||
Выступление на научной конференции по теме дисциплины | ||
Подготовка научной или творческой работы по теме дисциплины | ||
Штрафные баллы | ||
Нарушение дисциплины | ||
Пропуск занятий без уважительной причины | ||
Очевидная неподготовленность к занятию, расчетно-графической работе, в т.ч. списывание (кипирование) |
Текущий контроль
Критерии оценки выступления с докладом:
7 баллов – содержание темы раскрыто полностью, выступление сопровождалось презентацией, студент ответил на все дополнительные вопросы.
5-6 балла – раскрыто основное содержание темы, выступление сопровождалось презентацией, студент ответил не на все дополнительные вопросы;
2-4 балла – содержание темы раскрыто не полностью, выступление сопровождалось презентацией, студент ответил не на все вопросы;
1 балл – содержание темы раскрыто частично, выступление не сопровождалось презентацией, студент не ответил на дополнительные вопросы;
0баллов – доклад подготовлен не был.
Критерии оценки самостоятельно разработанной лекции (на разных стадиях их готовности)
Количество баллов | Критерии |
8 – 10 баллов | лекция разработана самостоятельно, защищена без помощи преподавателя и вспомогательного материала |
4 – 7 балла | лекция выполнена и защищена с корректировками преподавателя |
0 – 3 балла | лекция выполнена под руководством преподавателя, без защиты или не была выполнена. |
Критерии оценки расчетно-графической работы:
7 баллов – студент в назначенные сроки демонстрировал наличие необходимых частей расчетно-графической работы ведущему преподавателю, проявлял при ее создании компетентность и самостоятельность, работа выполнена полностью, правильно и своевременно, на высоком уровне технического исполнения средствами информационных технологий, защита прошла успешно, студент ответил на все дополнительные вопросы;
6 баллов – на нескольких этапах создания расчетно-графической работы студент демонстрировал ее отрывки, но осуществлял взаимодействие с преподавателем, выбиваясь из намеченного графика, присутствуют неточности в техническом исполнении, защита прошла успешно, студент ответил на все дополнительные вопросы;
2-5 балла – присутствуют ошибки в техническом исполнении, задание сдано не в срок, студент ответил не на все дополнительные вопросы;
1 балл – формальное отношение к выполнению задания, демонстрируется недостаточное владение профессиональными знаниями и умениями, присутствуют ошибки в техническом исполнении, задание выполнено не полностью или сдано не в срок;
0 баллов – студент не выполнил и не сотрудничал с преподавателем в процессе создания расчетно-графической работы.
Оценки текущего контроля работы студента ЗФО
Виды оцениваемой деятельности | Количество баллов | Примечание |
Присутствие на занятии | Всего: 5 занятий Максимально 10 баллов | |
Выступление с докладом, сообщением, презентацией (домашнее задание) | Всего: 2 доклада Максимально 12 баллов | |
Самостоятельная разработка лекции по выбранной теме (домашнее задание) | Всего: 2 лекции Максимально 20 баллов | |
Выполнение расчетно-графической работы | Всего: 4 работы Максимально 28 баллов | |
Премиальные баллы | ||
Выступление на научной конференции по теме дисциплины | ||
Подготовка научной или творческой работы по теме дисциплины | ||
Штрафные баллы | ||
Нарушение дисциплины | ||
Пропуск занятий без уважительной причины | ||
Очевидная неподготовленность к занятию, расчетно-графической работе, в т.ч. списывание (кипирование) |
Текущий контроль
Критерии оценки выступления с докладом:
6 баллов – содержание темы раскрыто полностью, выступление сопровождалось презентацией, студент ответил на все дополнительные вопросы.
5 балла – раскрыто основное содержание темы, выступление сопровождалось презентацией, студент ответил не на все дополнительные вопросы;
2-4 балла – содержание темы раскрыто не полностью, выступление сопровождалось презентацией, студент ответил не на все вопросы;
1 балл – содержание темы раскрыто частично, выступление не сопровождалось презентацией, студент не ответил на дополнительные вопросы;
0баллов – доклад подготовлен не был.
Критерии оценки самостоятельно разработанной лекции
Количество баллов | Критерии |
8 – 10 баллов | лекция разработана самостоятельно, защищена без помощи преподавателя и вспомогательного материала |
4 – 7 балла | лекция выполнена и защищена с корректировками преподавателя |
0 – 3 балла | лекция выполнена под руководством преподавателя, без защиты или не была выполнена. |
Критерии оценки расчетно-графической работы:
7 баллов – студент в назначенные сроки демонстрировал наличие необходимых частей расчетно-графической работы ведущему преподавателю, проявлял при ее создании компетентность и самостоятельность, работа выполнена полностью, правильно и своевременно, на высоком уровне технического исполнения средствами информационных технологий, защита прошла успешно, студент ответил на все дополнительные вопросы;
6 баллов – на нескольких этапах создания расчетно-графической работы студент демонстрировал ее отрывки, но осуществлял взаимодействие с преподавателем, выбиваясь из намеченного графика, присутствуют неточности в техническом исполнении, защита прошла успешно, студент ответил на все дополнительные вопросы;
2-5 балла – присутствуют ошибки в техническом исполнении, задание сдано не в срок, студент ответил не на все дополнительные вопросы;
1 балл – формальное отношение к выполнению задания, демонстрируется недостаточное владение профессиональными знаниями и умениями, присутствуют ошибки в техническом исполнении, задание выполнено не полностью или сдано не в срок;
0 баллов – студент не выполнил и не сотрудничал с преподавателем в процессе создания расчетно-графической работы.