Будо: исходный принцип айкидо

Много раз я слышал высказывания своего Учителя, Морихеи Уешиба О Сенсея, о природе будо. Одно из них было таким:

"Я уверен, что у многих из вас суть будо ассоциируется с дикостью и чистым милитаризмом. Ничто не может быть дальше от истины. В соответствии со старинной концепцией kannagara no michi идеал будо - это путь мудрости. Человек, обладающий мудростью, называется hijri, что буквально означает "тот, кто понимает духовную суть". Дух - это проявление гармонии вселенной и основа счастливой жизни на Земле. Это принцип всеобщей гармонии. Император Мейджи выразил соответствующее духовное состояние в следующем стихотворении:

Чтобы управлять сердцами

миллионов людей

Нужно сначала привлечь их.

Основатель Айкидо часто говорил: "Путь будо - это путь гармонии". Интерпретация О Сенсеем понятия будо возникла из многих источников, первый из которых - анализ структуры иероглифа (kanji), обозначающего слово bu. Kanji состоит из знака hoko, что значит "копье", символизирующего оружие в целом, и знака todomeru, что значит "остановить". Следовательно, bu значит "остановить оружие". Слово bu часто переводится как "война" или "боевой", но его истинный смысл несколько иной.

В словарях война определяется как "разрешение конфликта с использованием вооруженных сил", в то время как bu, и буквально и в соответствии с историей, это гораздо более широкое понятие: включающее целый ряд концепций. Как показывает kanji, изначальным смыслом bu была остановка войны, защита людей от вооруженного нападения. Будо или bushido было путем самураев. Слово samurai означает "тот, кто служит". Старая пословица хорошо отражает смысл истинной задачи самураев: "Самурай должен быть первым в борьбе за благо человеческого общества и последним в поисках личного блага". Отношение самурая к обычным людям должно было выражать любовь и сочувствие подобно отношению отца к детям. Самураев называли также yugoki no shi, или благородными хранителями нации. Они служили императору и богам, их задачей была поддержка Пути императора и богов, Kannagara no michi, в своей стране. Budo предназначалось для охраны общественного порядка, а не для развития насилия или применения грубой силы.

Чтобы выполнить эти функции, budoka должен быть намного более чем знатоком боевой техники. Именно класс самураев дал Японии большинство общественных лидеров - не только генералов, но также правителей, духовных наставников, учителей и других представителей тех, кто определяет правильное развитие общественных отношений. Успешное ведение войны - это лишь небольшая часть того, что предусматривало следование Пути будо.

Самураи сохранили свою роль в управлении обществом до сегодняшнего дня. Именно представители класса самураев почувствовали, что появление адмирала Перри означало для Японии необратимые изменения. В то время как правящая династия Токугава оставалась верной своим мечтам об изолированности, просвещенные представители самураев постарались использовать предлагавшиеся новые технологии. Их деятельность подготовила реставрацию Мейджи, с которой была связана быстрая индустриализация и модернизация Японии. Самураи не отказались ни от своих традиций, ни от Пути будо, но использовали их для общего блага.

Духовный аспект будо проявился и в поразительной скорости и полноте восстановления Японии после П Мировой войны. Такие качества, как любовь к своей стране, братские чувства к другим людям, способность к руководству и управлению и готовность отодвинуть собственные потребности на второе место ради блага общества в целом, позволили лидерам Японии восстановить побежденную и разоренную войной страну, создав сегодняшнее исключительно здоровое и экономически сильнее общество. Фактически, многие современные лидеры Японии, занимающие ведущие места в правительстве и в деловых кругах - это потомки древних самурайских родов.

Конечно, история будо - это не только история урегулирования и правильного управления. Будо - это Путь по узкому мосту над пропастью. Можно легко упасть как в сторону агрессии, так и в сторону безразличия. Естественно, в истории Японии, как и в истории любого общества, существуют многие примеры как коррупции, так и кровавого насилия и жестокости. В этом проявляется темная сторона будо. Подобно тому, как прописанное врачом лекарство становится ядом при неправильном употреблении, навыки, которыми обладает budoka, могут принести большие несчастья и вред. Но идеалом и истинной целью будо остается создание сильного и устойчивого общества и защита членов этого общества от враждебных сил.

В настоящее время образ будо представляется неполным, а само слово интерпретируется ограниченно. По японскому словарю термин budo объединяет специфические искусства борьбы с оружием и без него, например, кендо и карате. В английском языке будо обычно определяют как понятие боевого или военного искусства. И в том и в другом случае теряется широта концепции будо, делающая будо настоящим Путем, которому можно следовать. Морихеи Уешиба О Сенсей сказал: "Будо это любовь". Это было не случайным определением и не плодом фантазии, а обоснованным заключением, сформулированным на жизненном пути, посвященном исследованию, практической работе, медитации и труду. Более того, это заключение основывалось на проникновении в суть жизненных процессов.

Будо - это принцип центра. В нем никаких проявлений антагонизма или противоположности. Это Путь, для которого в первую очередь требуется misogi - духовное очищение. Budoka должен освободить свое сердце и разум от избыточных желаний и отрицательных эмоций. В его сердце должно закрепиться истинное понимание нашего происхождения. Соединение с богом на основе чистой любви и просветления было исходным учением будо с древних времен. Как учили величайшие учителя в течение всей истории, высшее духовное проявление будо состоит в сохранении, а не разрушении жизни. Занимающийся будо должен воспринимать как цель будо духовное соединение личности, общества и страны.

В настоящее время, действительно, человек, идущий по Пути будо, не может приуменьшить значение для своей нации регулирования, поддержания порядка и защиты жизни. Мир стал одновременно очень большим и очень маленьким, поскольку за счет развития коммуникации и технологии мы оказались связаны в единую систему. Деятельность любого общества влияет на его окружение. Мы все составляем большое цельное общество, компоненты которого взаимозависимы, как части единого организма.

Современное направление развития Мира должно быть изменено. Мы не можем продолжать решать свои проблемы методами спора и войны. Английский историк Арнольд Тойнби в своей книге "Цивилизация под угрозой" показывает опасность такого подхода, подробно объясняя и обосновывая свою точку зрения.

"Почему цивилизация не может развиваться дальше от катастрофы к катастрофе по пути боли, деградации, но не абсолютного самоубийства - так, как она продолжала развиваться на протяжении первых нескольких тысячелетий своего существования? Ответ обусловлен недавними техническими достижениями представителей современного среднего класса на Западе. Новые устройства, обладающие физической силой нечеловеческой природы: не изменили природу человека. Институты Войны и Класса - это социальные отражения человеческой природы., а также то, что называют основой цивилизованного общества. Эти социальные последствия соединения индивидуальностей отдельных людей не стерлись на фоне недавнего успеха наших новых технологий и "know how", но и не остались неизменными. Не будучи уничтожены, они чрезвычайно усложнились, как и жизнь человека в целом, в отношении своих физических возможностей. Класс теперь способен необратимо разрушить общество, а Война - полностью уничтожить человечество. Темные силы, которые раньше были неприятными и нежелательными, теперь стали смертельно опасными. Поэтому мы, будучи представителями своего поколения в современном западном мире, оказываемся перед выбором между альтернативами, которые в обществах прошлого были совместимы, пусть с тяжелыми последствиями, но без риска уничтожить всю жизнь на планете. То есть, мы оказались перед выбором, который никогда не вставал перед нашими предками - мы должны или уничтожить Войну и Класс - и сделать это немедленно, пусть с болью и с трудом, или увидеть как они побеждают людей, причем их победа становится окончательной и бесповоротной". (Arnold J. Toynbee. Civilization on trial. New York, Oxford Univ. Press, 1948, 24-25)

Опасность этого кризиса касается всех развитых стран мира. И поэтому крайне важно пересмотреть концепцию будо, вернувшись к ее исходному содержанию, и положить конец ограниченному пониманию будо как чисто военного искусства. Путь Айкидо - это Путь будо. Этот Путь основан на любви, уважении и принятии общих законов природы, влияющих на мир и все его живое население. Задача тех, кто изучает будо - современных самураев - не в свободном использовании военной силы, но об единении мира в общую семью. Мы должны идти по узкому краю пропасти смело и с чистым сердцем, стремясь к единственной цели. Назначение будо - развитие духа миролюбия, защита и совершенствование человечества. Мечта моего сердца - чтобы люди всего мира пришли к пониманию истинного значения будо. Однажды я спроси О Сенсея: "Что наиболее важно для того, кто изучает будо?" Он ответил: "Один из основных элементов - соблюдение правил вежливости и этикета в повседневной жизни" Под вежливостью и этикетом О Сенсей понимал не просто правила хорошего тона, которые нужно соблюдать для того, чтобы не нажить себе врагов. Слово reigi ("этикет" или "внешний вид") может быть записано другим kanji, и тогда оно будет означать также "дух". Наше состояние и его проявление в наших действиях выражают реальные духовные качества. Те, кому сложно соблюдать этикет, будут испытывать трудности и в освоении духовного Пути. Без самоуважения Вы не сможете следовать правилам этикета. Внимание к другим показывает Вашу веру в Ваши собственные душевные качества. Проявляя пренебрежение или грубость в отношениях с окружающими, Вы теряете собственное достоинство.

Тот, кто изучает будо, должен избавиться от suki. Suki - это пробелы в сознании, создающие слабые или открытые места. Несоблюдение правил вежливости и этикета по отношению к окружающим - это suki, делающие Вас открытым для неуважения со стороны других людей. Я надеюсь, что читателю теперь понятна связь умственного состояния, позволяющего избавиться от suki в повседневном общении и состояния освобождения от suki при самообороне.

Suki также мешают нам осуществлять свои возможности и жить полной и свободной жизнью. Великие мастера всегда были и сейчас остаются честными и воспитанными людьми, имеющими единственную цель в жизни. Без учета этого умственного настроя мы потеряем наиболее важный фактор мастерства в Айкидо. Это состояние характерно для тех, кто достиг глубокого понимания Айкидо. Фактически, все истинно великие люди во всех случаях жизни и во все времена - это люди решительные и не знающие сомнений. Такие люди наделены чувствами взаимоуважения и понимания, грацией и хорошими манерами. Истинная личность не связана ни с расой, ни с нацией. Занимающиеся айкидо должны, если они хотят приносить пользу как члены общества, развить в себе эти качества, присущие человеческой личности.

Чтобы изменить и улучшить мир, мы должны изменить и улучшить себя. В этом - начало занятий будо. Тот, кто занимается будо, и в частности Айкидо, обязан привести себя в соответствие с традициями будо в их изначальном понимании. В этом цель и задача Ваших занятий Айкидо.

ЗНЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Многие школы боевых искусств на Западе ограниченно рассматривают возможности и значение обучения. Они представляют свое искусство только как искусство физическое, мало связанное с повседневной жизнью. Достоинства такого стиля обучения ограниченны. Он может улучшить Ваше физическое состояние, но не повлияет на характер и не изменит качество Вашей жизни.

В моем представлении, значительно более плодотворным подходом к занятиям будо будет процесс обучения, меняющий Вашу личность в целом. В Японии будо рассматривается не как возможность красивого поединка для молодежи, но как процесс обучения в течение всей жизни. Когда человек становится старше: характер занятий может меняться, но должно продолжаться развитие уверенности в себе, духовных качеств и понимания.

Dojo может быть университетом жизни, моделью большого мира, дающей Вам возможность исследовать разные ситуации и возможности взаимодействия с разными людьми. За те годы, что я был учеником и инструктором Айкидо, я встретил более сорока тысяч разных людей - представителей разных слоев общества, разных наций и систем. Я много узнал о жизни и о людях не только непосредственно от своих учителей, но и от всех этих людей. В процессе занятий каждый человек, которого Вы встречаете и с которым работаете, предоставляет Вам уникальную возможность учиться и развивать не только технику Айкидо, но и свою личность в целом.

Когда люди приходят ко мне в dojo, развитие их техники волнует меня меньше, чем влияние занятий на их жизнь. Я доволен когда ученика нравятся занятия в dojo, когда они остаются, находят друзей, когда знакомство с Айкидо обогащает их жизнь.

В то время, когда я занимался у О Сенсея, в dojo пришел пожилой человек. Он хотел поговорить с о Сенсеем.
- Сенсей, сказал он, - я всю жизнь проработал во главе фирмы, занимающейся поставками медицинского оборудования. Работа занимала все мое время. В моей жизни не оставалось места ни для чего больше. Недавно я оставил работу, передав дело своему сыну. Теперь, когда у меня есть время, я бы хотел заняться чем-то из того, что мне было недоступно пока я был занят работой. Как Вы думаете, можно ли мне заниматься Айкидо?
- Сколько Вам лет? спросил О Сенсей. Старик ответил: - Мне за семьдесят. О Сенсей засмеялся:
- Значит, Вы моложе меня. Мне за восемьдесят.
- Но я только начинаю, возразил старик, - Я никогда не занимался боевыми искусствами. Я вообще не занимался спортом. У меня нет ни знаний, ни физической подготовки!
- Давайте представим себе что сегодня я тоже новичок, сказал О Сенсей -Пойдемте, позанимается вместе.

О Сенсей не торопясь учил этого человека базовым движениям, начав с kokyu tanden ho и осторожного обучения страховкам. И два года спустя этот старик, который был так неуверен в своих возможностях изучать Айкидо, получил черный пояс.

Я уверен, что Вы поймете идею этой истории. Никогда не поздно учиться, изменяя себя и получая пользу из нового опыта. Вы не должны обманывать себя, устанавливая предел своих возможностей на основе собственного ограниченного разума. Смелость: любопытство и интерес к новому только богатят Вашу жизнь, как это произошло со стариком, так поздно занявшимся Айкидо.

Именно поэтому изучение ikkyo так важно в Айкидо. Один момент, одно движение решает вопрос о Вашей жизни. Вы не можете колебаться и терять время, потому что времени у Вас нет. Второй возможности у Вас не будет. Соответствующий настрой следует сохранять не только на тренировках, но и в жизни. На тренировках Вы совершенствуетесь, рассматривая каждое выполнение приема как одномоментное событие, как единственный шанс. В жизни используйте каждый момент, извлекая из него пользу. В этом мудрость, порожденная клинком меча.

Будо может помочь Вам научиться управлять собой и своей жизнью. Чтобы сделать ikkyo нужны уверенность в себе, реакция, восприимчивость и самоконтроль. Эти качества ценны в любой ситуации. Навыки, приобретенные Вами на занятиях Айкидо, могут улучшить Ваши успехи в других областях деятельности. Будо учит Вас наедятся на себя, не становясь жертвой обстоятельств. Богатство или бедность Вашей собственной жизни определяются только Вами.

Если Вы согласны с тем, что изучение будо может менять все аспекты вашей жизни, следует избегать другой крайности - склонности к превращению учения о Вашем искусстве в доктрины, а учителя - в идола. Нам всем известны случаи превращения религий в культы. При этом последователи религии начинают так узко интерпретировать ее учение, что не остается места для анализа применения религии в практическом аспекте. Нам также известны случаи, когда отдельные люди, получив власть над группой последователей, заставляли их совершать опасные и разрушительные действия. Из истории нам известны многие случаи, когда учение о любви и мудрости извращалось и использовалось в дурных целях.

Будо, хоть и не будучи религией, подвержено аналогичным опасностям неправильного понимания. Хорошее учение может быть использовано для оправдания агрессивности и эгоизма. Это одна из причин того, что в Японии о людях судят по их поведению, а не убеждениям. Важно не то, какое учение Вы используете, а то, как именно Вы используете его.

По моему мнению, необходимо правильно понимать роль учителя в Вашем тренировочном процессе. Ваш учитель - это ведущий, но не гуру. Между уважением и идолизацией огромная разница. Безусловно, Вы сами отвечаете за свою жизнь и свои занятия. Учитель может помочь Вам и дать рекомендации, но не может изменить Вашу жизнь. Это Ваше дело. Ваш учитель не может быть самым лучшим мастером? Как у любого человека, у него будет много ошибок. Ваша задача как ученика - воспринимать все хорошее, что дает учитель, включать это в себя и за счет этого развиваться. Между учителем и учеником не должно быть конкуренции. Ученик не должен питать несбыточных надежд, а затем терять уважение к учителю за несоответствие его ожиданиям. Величайшая дано уважения учителю - использование его советов на тренировках и в жизни. Айкидо учит простому секрету _ чтобы улучшить жизнь надо улучшить себя. Айкидо не дает никаких иллюзий, имеет значение только Ваше существование и Ваш потенциал как человеческой личности. Помните что Вы - это часть Вселенной. Разрушить свою жизнь или зря потратить ее значит уничтожить часть Вселенной. При рождении Вы получаете ключ, открывающий дверь на небо. Основная цель жизни каждого человека - использовать этот ключ, сделав свою жизнь проявлением высшей жизни. Это в наших силах.

Наши рекомендации