Объективность как исходный принцип научного исследования.

Задача науки - выработка и систематизация истинного знания о действительности. С Нового времени - времени зарождения математического естествознания - синонимом истинности становится понятие объективности: истинное знание – это объективное знание. Вместе с тем это понятие вносит новый нюанс в понятие истинного знания. Истина, как известно, противопоставляется заблуждению, истинное знание - знанию ложному.

Однако причины заблуждения могут быть самые различные. Это может быть и то обстоятельство, что сущность в своем проявлении создает пелену видимости и недостаточности методологических средств и т.д. Понятие объективности подчеркивает особый аспект истины – ее свободу от привнесений в знание тех или иных свойств познающего субъекта, искажающих картину предмета познания. Объективное противопоставляется субъективному. Такое понимание восходит к науке и философии Нового времени. Объективная истина здесь понимается как такое знание, которое воспроизводит объект, каков он сам по себе, безотносительно к субъекту и акту познания. Но уже представители классической немецкой философии, начиная с И. Канта, показали, что такое знание в принципе невозможно. Знание есть продукт взаимодействия субъекта познания и его объекта. Следовательно, желание иметь знание об объекте безотносительно к субъекту познания и к познавательному акту как таковому - плод непонимания сущности познавательного отношения человека к действительности. В философской традиции, идущей от К. Маркса, был сформулирован принцип предметной деятельности. Согласно этому принципу, действительность осваивается – практически и духовно – в исторически выработанных формах предметной деятельности. Мир познается в той мере, в какой общественный человек его деятельно осваивает, изменяет, преобразует.

Следовательно, в свете принципа предметной деятельности (или иначе: деятельностного подхода) наука и философия Нового времени не учитывала происхождения знаний из деятельности, не учитывала того, что между объектом, каков он сам по себе и субъектом как таковым находится не “пустота”, а активность субъекта. Субъект не пассивно созерцает объект (а ведь подлинное познание есть постижение сущности объекта, а не его внешних характеристик), а воздействует на него и лишь потому вырабатывает знание о нем. Позиция науки и философии Нового времени получила название созерцательной, а позже (уже в ХХ в.) ее стали именовать объектной.

Открытие деятельностного подхода, выработка принципа предметной деятельности не отменило понятия объективности. Данное понятие получило конкретизацию, и более того, сформировался принцип объективности, ставший одним из важных эпистемологических регулятивов. В качестве одного из главных критериев истинности (объективности) знания была принята практика. Однако, во-первых, практика была взята не как действие или совокупность действий отдельного индивида. Была признана общественно-историческая практика. “Лишь практика общественного человечества, - писал известный философ Э.В. Ильенков, - т.е. совокупность исторически развивающихся форм реального взаимодействия общественного человека с природой, оказывается и основой и критерием истинности теоретического анализа и синтеза. Именно практика, в конечном счете, показывает, что в объекте принадлежит ему самому по себе, а что таковым не является, а лишь, кажется. Но и практика далеко не всегда может это обнаружить со всей достоверностью; поэтому она считается не абсолютным, а лишь относительным критерием истинности (объективности). Ничего абсолютного, претендующего на абсолютность не существует. Такова диалектика и самой действительности, и ее познания.

Принцип объективности является одним из основных принципов современного научного познания

Сущность научного исследования сводится к тому, чтобы создать условия для НТП, всестороннего развития личности, показать соответствие научных процессов объективным законам функционирования и развития общества. Строгое следование требованиям объективных закономерностей, учет имеющихся возможностей, действительного состояния мира составляют содержание важнейшего принципа научных исследований. Принцип объективности непосредственно проявляется в научной обоснованности и реалистичности задач. Особенностью научных исследований является то важное обстоятельство, что следование (или нет) принципу объективности предопределяет действенность и результативность самих научных исследований. Однако теория и практика, находясь в диалектическом единстве и противоречивых отношениях, не может находиться в состоянии тождества и слияния. Тезис - каждый шаг практической деятельности уже сам по себе является творческим развитием теории - односторонен и фактически неверен. В действительности теория - это познанная, осмысленная практика, направленная на выяснение закономерностей, ведущих тенденций повседневной действительности. Вот почему так существенны прикладные стороны научно исследовательской деятельности. Осуществлять научные исследования на базе принципа объективности означает опираться на достоверную научную информацию. Данный принцип позволяет субъектам научной деятельности использовать объективные законы для достижения поставленных целей. Он направлен против субъективизма и волюнтаризма, произвольных решений, поспешных действий, не учитывающих реальные ситуации и противоречивые процессы. Принцип объективности представляет собой конкретизацию методологических принципов диалектики, требующих изучения закономерностей, тенденций развития явлений и процессов, учета их места в сложной системе взаимодействий: их связей и отношений, динамики и противоречий повседневной деятельности.

Осуществлять научные исследования в соответствии с требованиями принципа объективности - это значит создавать условия, которые обеспечивают широкий диапазон взаимодействия науки и общества. Использование принципа объективности должно быть направлено на повышение эффективности и практической реализуемости научных знаний.


Наши рекомендации