Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с “застреванием” на личностной проблеме
Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с “застреванием” на личностной проблеме
Упражнение 1“Стирание негативной информации”
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно “стирать” с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. “Стирайте” до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и “стирайте” до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.
После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:
насколько положительно оно было воспринято клиентом;
показалось ли оно ему полезным и удобным;
какие ощущения он испытывал;
снизилось ли внутреннее напряжение.
Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.
Упражнение 2 “Крылья”
Исходное положение – руки опущены. Глаза можно закрыть, что бы лучше чувствовать движение, которое разрождается в руках. Нужно плавно поднимать руки вверх и также плавно и медленно опускать вниз. “Следите за этим движением и помогайте ему развернуться вверх. Когда руки начинают всплывать, возникает масса новых и приятных ощущений. Помогите себе приятными образными представлениями. Представьте себе, что руки – это крылья! Крылья несут вас! Позвольте себе дышать свободно. Позвольте себе ощутить состояние полета”.
Упражнение 3“Свеча”
Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становиться светлее, когда уменьшаете его, становиться темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становиться ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.
Упражнение “Шаг вперед – зверь, шаг назад – человек”
Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, улыбаясь и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.
Снова сделайте шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя, и шаг назад, возвращаясь в состояние человека. Шагая вперед, подкрепляйте свою ярость криками, сжимая челюсти и кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.
Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Необходимо остановиться и прекратить выполнение упражнения, как только почувствуете усталость.
Упражнение 4 : Крик
Это упражнение подходит как зажатым участникам тренинга — оно поможет раскрепоститься, так и импульсивным — смогут прокричаться и немного успокоятся.
Цель упражнения
игра помогает раскрепостить голос и снять некоторую зажатость , а так же успокоиться…
Формат проведения упражнения
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.
Участники свободно ходят по комнате по кругу. При этом они должны по возможности использовать все имеющееся в их распоряжении пространство. Объявите, что в течение игры Вы будете звонить в колокольчик. Это будет означать, что участники должны замереть на месте и ожидать новых указаний.
Упражнение в тренинге начинается с того, что каждый сначала шепотом, а постепенно все громче и громче произносит свое имя.
При этом участнику следует двигаться в ритме, задаваемом количеством слогов в его имени. Должно двигаться все тело — руки, ноги, корпус, плечи, кисти, бедра.
По мере усиления голоса движения становятся интенсивнее. В конце концов члены группы должны бежать по комнате, расставив руки в стороны, и кричать свои имена как можно громче. Как только участники действительно закричат изо всех сил, остановите игру. Можно криком или клопком или выключением музыки если она включалась.
Пусть члены группы продолжат движение молча. При этом «кричать» имена нужно только телом.
Примечание:
Это упражнение подходит всем импульсивным игрокам, им предоставляется возможность потренироваться в самообладании. Предложите участникам: представить себе кого-нибудь, на кого они прикрикивают; найти подходящий ритм своего движении «кричать» свое имя ритмично; «кричать» не только свое имя, но и прибавить к нему пару других «слов».
Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности.
Цель упражнения
Особенность этого упражнения состоит в том, чтобы перечень ваших положительных качеств был больше, чем список тех, которые нужно улучшать, по двум причинам: первая связана с тем, чтобы стимулировать вашу работу над собой, а вторая — чтобы она не захватила вас полностью.
Формат проведения упражнения
В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя».
Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.
Если вы считаете, что ваш недостаток, например, незнание компьютерных программ, а вам часто приходится работать за компьютером– этот пункт можете также вычеркнуть сразу. Вы сейчас это читаете, значит Вы в состоянии найти разобраться в том, что Вам на самом деле нужно.
Работа с участниками
Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.
Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя?Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.
С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.
Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.
Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с “застреванием” на личностной проблеме
Упражнение 1“Стирание негативной информации”
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно “стирать” с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. “Стирайте” до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и “стирайте” до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.
После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:
насколько положительно оно было воспринято клиентом;
показалось ли оно ему полезным и удобным;
какие ощущения он испытывал;
снизилось ли внутреннее напряжение.
Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.
Упражнение 2 “Крылья”
Исходное положение – руки опущены. Глаза можно закрыть, что бы лучше чувствовать движение, которое разрождается в руках. Нужно плавно поднимать руки вверх и также плавно и медленно опускать вниз. “Следите за этим движением и помогайте ему развернуться вверх. Когда руки начинают всплывать, возникает масса новых и приятных ощущений. Помогите себе приятными образными представлениями. Представьте себе, что руки – это крылья! Крылья несут вас! Позвольте себе дышать свободно. Позвольте себе ощутить состояние полета”.
Упражнение 3“Свеча”
Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становиться светлее, когда уменьшаете его, становиться темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становиться ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.
Упражнение “Шаг вперед – зверь, шаг назад – человек”
Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, улыбаясь и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.
Снова сделайте шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя, и шаг назад, возвращаясь в состояние человека. Шагая вперед, подкрепляйте свою ярость криками, сжимая челюсти и кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.
Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Необходимо остановиться и прекратить выполнение упражнения, как только почувствуете усталость.
Упражнение 4 : Крик
Это упражнение подходит как зажатым участникам тренинга — оно поможет раскрепоститься, так и импульсивным — смогут прокричаться и немного успокоятся.
Цель упражнения
игра помогает раскрепостить голос и снять некоторую зажатость , а так же успокоиться…
Формат проведения упражнения
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.
Участники свободно ходят по комнате по кругу. При этом они должны по возможности использовать все имеющееся в их распоряжении пространство. Объявите, что в течение игры Вы будете звонить в колокольчик. Это будет означать, что участники должны замереть на месте и ожидать новых указаний.
Упражнение в тренинге начинается с того, что каждый сначала шепотом, а постепенно все громче и громче произносит свое имя.
При этом участнику следует двигаться в ритме, задаваемом количеством слогов в его имени. Должно двигаться все тело — руки, ноги, корпус, плечи, кисти, бедра.
По мере усиления голоса движения становятся интенсивнее. В конце концов члены группы должны бежать по комнате, расставив руки в стороны, и кричать свои имена как можно громче. Как только участники действительно закричат изо всех сил, остановите игру. Можно криком или клопком или выключением музыки если она включалась.
Пусть члены группы продолжат движение молча. При этом «кричать» имена нужно только телом.
Примечание:
Это упражнение подходит всем импульсивным игрокам, им предоставляется возможность потренироваться в самообладании. Предложите участникам: представить себе кого-нибудь, на кого они прикрикивают; найти подходящий ритм своего движении «кричать» свое имя ритмично; «кричать» не только свое имя, но и прибавить к нему пару других «слов».
Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности.