Глоссарий современных педагогических технологий
Глоссарий современных педагогических технологий
Системы массовой подготовки людей построены на педагогических технологиях. При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формируют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления.
Под понятием «педагогическая технология» подразумевается определенное нормированное устройство учебного процесса (форма организации, содержание, методы подготовки, продукты и результаты на выходе) или учебной деятельности, которое целевым образом меняет студентов или позволяет им измениться самостоятельно. Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.
Вызовы времени и состояние системы образования продиктовали необходимость постановки для нас задачи – сделать обучение практикоориентированным. В связи с этим настоящий глоссарий сосредоточен на технологиях практикоориентированного обучения, т.е. обучения, предполагающего включение студентов в реальную практику осваиваемой деятельности.
В частности, глоссарий охватывает набор таких технологий, как:
- деловые игры,
- case-study,
- мастер-классы,
- мастерские,
- тренинги,
- тесто-тренинговая система
Каждая из обозначенных педагогических технологий требует отдельных развернутых описаний, методических материалов и обсуждений. И такие материалы подбираются как в ПАЦ, так и нашими коллегами-преподавателями. Глоссарий дает лишь краткий обзор этих технологий.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Деловая игра (ДИ) - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ситуацию / процессы / деятельность.
Основные атрибуты деловых игр:
- Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
- Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
- Игровые действия регламентируются системой правил.
- В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
- Игра носит условный характер.
- Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.
Классификация деловых игр
- По времени проведения:
- без ограничения времени;
- с ограничением времени;
- игры, проходящие в реальное время;
- игры, где время сжато.
- По оценке деятельности;
- балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
- оценка того, кто как работал, отсутствует.
- По конечному результату:
- жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
- свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
- По конечной цели:
- обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
- констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
- поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
Преимущества ДИ состоят в следующем:
1) В ходе выполнения деловой игры участники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплочённость, эффективное достижение результата невозможно без деятельности всех участников.
2) Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно.
3) Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою чётко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальной отдачи.
4) Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни.
5) Деловая игра реальна для участников на момент её проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений.
6) Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность.
7) Деловая игра увеличивает эффективность в случае её индивидуальной, персонализированной разработки. Так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить факты, мешающие дальнейшему возможному развитию и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа.
8) Цельность, целостность и длительность игры.
9) Целостность ДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.
CASE-STUDY» (КЕЙС-СТАДИ)
Кейс-стади (англ. case-study от лат causa причина + studium изучение) – изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений.
Предполагает:
- описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;
- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы;
Исторически метод case studies (метод конкретных ситуаций) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода кейс стади было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала.
Методика case-study – это методика ситуационного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики (например, функционирование какого-либо предприятия) и требующая от студента поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. В соответствии с этой методикой кейс включает описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели анализа), справочную и дополнительную информацию (в том числе на аудио-, видео- и электронных носителях), методические материалы. Примеры ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем в деятельности, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Методика case-study позволяет формировать следующие компетенции:
- Аналитические.
К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
- Практические.
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
- Творческие.
Одной логикой, как правило, case-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
- Коммуникативные.
Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
- Социальные.
В ходе обсуждения case-вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
- Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».
Подводя итог, метод case-studies предполагает:
- подготовленный в письменном виде пример кейса из практики деятельности;
- самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;
- совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
- следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
МАСТЕР-КЛАСС
Мастер-класс –демонстрация высокого класса мастерства с целью передачи другим.
Данная форма обучения требует подготовки как мастера, так и аудитории.
Участники мастер-класса должны быть подготовлены к теоретико-методическому анализу представляемого опыта и не должны иметь значительных разрывов в объеме, уровне и качестве имеющегося у участников опыта.
Перед мастером, готовящимся к мастер-классу, стоит реальная практическая задача - поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Например, при помощи письменных теоретико-методических разработок, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо при помощи разнообразных методических иллюстраций в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, в виде эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов уроков, факультативов, бесед и др.
МАСТЕРСКАЯ
Мастерская-одна из форм организации учебного процесса, основное назначение которой – освоение определенного ремесла или технологии изготовления.
Мастерская является одной из наилучших форм передачи практических умений (переноса опыта). Как форма организации обучения – учения «мастерская» требует наличие опытного, или мастера – того, кто что-то умеет делать. Мастер группе студентов должен поставить задачу, решить которую они заведомо не могут, при этом он это понимает. Если они приступают к делу, путаясь и ошибаясь, то мастер может показать не достающие правильно употребление имеющихся средств, инструментов и понятий. Подобная демонстрация осмысленна только тогда, когда студенты начнут, но не смогут выполнять задания. Исторически сложилась определенная последовательность фаз и этапов прохождения работ в мастерской. В частности, именно здесь отрабатывалась такая форма подготовки, как «учебный проект». Заказ, который ответственно исполняет мастер, для учеников выступает как учебный. «Учебный проект» остается в архиве и фиксирует прибавление в инструментальном несессере данного студента, накопление инструментов и техник. Мастерская строится на принципе практичности, или практической подготовки. Назначение практической подготовки заключается в освоении студентами способов и инструментов работы для того, чтобы еще до окончания учебного заведения начать работать. Освоение профессиональных способов работы возможно только при попадании в соответствующую деятельность. Мастерские можно организовывать как внутри учебного заведения, так и передать их в профессиональные сферы деятельности в виде практик и стажировок. Основным продуктом работы студента в мастерской должен быть отчет о выполненных работах, совершенных ошибках и полученном опыте в ходе изготовления изделия мастерской.
Итак, обучение в мастерских построено на решении практических задач. Как правило, речь идет о привлечении студентов к разработке и реализации сложных и реальных проектов - внешних заказов, выполняемых вузомя. Таким образом, количество мастерских непостоянно и зависит от наличия реальных заказов.
ТРЕНИНГ
Тренинг (англ. training) - тренировка, «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимся. Обычно является частью общего образовательного процесса. Вид обучения, проводимого по заранее отработанной методике, направленного на формирование и совершенствование определенных умений и их комбинаций с многократным повторением отдельных элементов (как правило охватывает одну функциональную операцию / комбинацию).
Целью тренинга является формирование технологических (технических) навыков.
Ведущий тренинга должен обладать собственным практическим опытом по теме курса, поскольку материалу тренинга может хорошо научить только тот, кто сам достиг успеха в этом деле (к примеру, в продажах - большого объема личных продаж, в руководстве - только человек, занимающий или занимавший значительное время руководящие должности). В то же время, ведущий тренинга должен умелым преподавателем: уметь заинтересовать, "продать идеи" курса группе, а затем, на основе созданного интереса, выработать у участников соответствующие практические навыки. Для этого необходима серьезная методическая подготовка ведущего.
ТЕСТО-ТРЕНИНГОВАЯ СИСТЕМА
Тесто-тренинговая система (ТТС) обеспечивает учебную работу через телекоммуникационную сеть, участники которой (преподаватели и учащиеся) отделены друг от друга в пространстве и во времени - обучаемый выполняет учебные задания на своем компьютере, расположенном в одном месте, а преподаватель контролирует его деятельность обучения через другой компьютер, расположенный в другом месте (помещении, здании, городе и т.д.). Учебный материал, тесты, задачи и данные по результатам обучения обычно хранятся на сервере телекоммуникационной сети.
Для достижения поставленных задач в ТТС заложены следующие принципы:
Электронные учебники
Представляют собой структурированный набор методических материалов по курсу.
Все электронные учебники имеют общую систему оглавления, представляющую собой иерархическую структуру. Каждая глава учебника может быть представлена текстом, графикой, презентацией, схемами, видео- или аудио-файлами. Главы учебника связаны между собой гиперссылками. Задания курса содержат гиперссылки на страницы электронного учебника.
Тренинги
Тренинги – блоки практических заданий, выполняемых студентами самостоятельно без контроля со стороны преподавателей в любое удобное для студентов время. Предназначены для отработки различных техник и навыков работы, а также для самопроверки освоения материала.
Степень влияния оценок, полученных на тренингах, на финальную оценку по курсу определяется преподавателем. Время на прохождение тренинга – не ограничено. Основной принцип тренинга, направленного на отработку навыков, – тренинг не может содержать готового набора ответов. В практическом курсе форма тренинга должна моделировать реальную практическую деятельность.
Тесты
Тесты предназначены для контроля знаний студентов. Тесты проходятся студентами в очном порядке во время, определенное с расписанием. Проведение тестов контролируется преподавателями или их помощниками. Время на прохождение теста ограничено.
Степень влияния оценок, полученных на тестах, на финальную оценку по курсу определяется преподавателем. В отличии от тренинга, тест может содержать готовый набор ответов, из которых студент может выбрать правильный.
Консультации on-line
Предназначены для разъяснения сложных тем курса, ответов на вопросы студентов; Представляют собой иерархический набор вопросов и ответов. Студенты задают вопросы, преподаватель отвечает на них и т.д.
Структура курса
Описывает последовательность шагов по освоению и контролю освоения материалов курса.
Представляет собой порядок проведения и прохождения тренинговых и тестовых занятий, занятий для изучения электронного учебника, очных семинаров и др. Указывает на взаимосвязи между занятиями курса. Например, определяет список тренингов, обязательных к выполнению для допуска к тесту. Выполнение каждого из занятий приносит студенту балл, определенный преподавателем. Дает студенту видение траектории изучения курса.
Рейтинги по курсам
Привносит соревновательный эффект в процесс изучения курса. Позволяет выстраивать рейтинги студентов по уровню их освоения учебного курса. Работает внутри каждого курса в отдельности.
Глоссарий современных педагогических технологий
Системы массовой подготовки людей построены на педагогических технологиях. При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формируют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления.
Под понятием «педагогическая технология» подразумевается определенное нормированное устройство учебного процесса (форма организации, содержание, методы подготовки, продукты и результаты на выходе) или учебной деятельности, которое целевым образом меняет студентов или позволяет им измениться самостоятельно. Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.
Вызовы времени и состояние системы образования продиктовали необходимость постановки для нас задачи – сделать обучение практикоориентированным. В связи с этим настоящий глоссарий сосредоточен на технологиях практикоориентированного обучения, т.е. обучения, предполагающего включение студентов в реальную практику осваиваемой деятельности.
В частности, глоссарий охватывает набор таких технологий, как:
- деловые игры,
- case-study,
- мастер-классы,
- мастерские,
- тренинги,
- тесто-тренинговая система
Каждая из обозначенных педагогических технологий требует отдельных развернутых описаний, методических материалов и обсуждений. И такие материалы подбираются как в ПАЦ, так и нашими коллегами-преподавателями. Глоссарий дает лишь краткий обзор этих технологий.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Деловая игра (ДИ) - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ситуацию / процессы / деятельность.
Основные атрибуты деловых игр:
- Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
- Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
- Игровые действия регламентируются системой правил.
- В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
- Игра носит условный характер.
- Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.
Классификация деловых игр
- По времени проведения:
- без ограничения времени;
- с ограничением времени;
- игры, проходящие в реальное время;
- игры, где время сжато.
- По оценке деятельности;
- балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
- оценка того, кто как работал, отсутствует.
- По конечному результату:
- жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
- свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
- По конечной цели:
- обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
- констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
- поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
Преимущества ДИ состоят в следующем:
1) В ходе выполнения деловой игры участники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплочённость, эффективное достижение результата невозможно без деятельности всех участников.
2) Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно.
3) Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою чётко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальной отдачи.
4) Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни.
5) Деловая игра реальна для участников на момент её проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений.
6) Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность.
7) Деловая игра увеличивает эффективность в случае её индивидуальной, персонализированной разработки. Так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить факты, мешающие дальнейшему возможному развитию и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа.
8) Цельность, целостность и длительность игры.
9) Целостность ДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.
CASE-STUDY» (КЕЙС-СТАДИ)
Кейс-стади (англ. case-study от лат causa причина + studium изучение) – изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений.
Предполагает:
- описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;
- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы;
Исторически метод case studies (метод конкретных ситуаций) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода кейс стади было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала.
Методика case-study – это методика ситуационного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики (например, функционирование какого-либо предприятия) и требующая от студента поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. В соответствии с этой методикой кейс включает описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели анализа), справочную и дополнительную информацию (в том числе на аудио-, видео- и электронных носителях), методические материалы. Примеры ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем в деятельности, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Методика case-study позволяет формировать следующие компетенции:
- Аналитические.
К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
- Практические.
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
- Творческие.
Одной логикой, как правило, case-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
- Коммуникативные.
Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
- Социальные.
В ходе обсуждения case-вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
- Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».
Подводя итог, метод case-studies предполагает:
- подготовленный в письменном виде пример кейса из практики деятельности;
- самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;
- совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
- следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
МАСТЕР-КЛАСС
Мастер-класс –демонстрация высокого класса мастерства с целью передачи другим.
Данная форма обучения требует подготовки как мастера, так и аудитории.
Участники мастер-класса должны быть подготовлены к теоретико-методическому анализу представляемого опыта и не должны иметь значительных разрывов в объеме, уровне и качестве имеющегося у участников опыта.
Перед мастером, готовящимся к мастер-классу, стоит реальная практическая задача - поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Например, при помощи письменных теоретико-методических разработок, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо при помощи разнообразных методических иллюстраций в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, в виде эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов уроков, факультативов, бесед и др.
МАСТЕРСКАЯ
Мастерская-одна из форм организации учебного процесса, основное назначение которой – освоение определенного ремесла или технологии изготовления.
Мастерская является одной из наилучших форм передачи практических умений (переноса опыта). Как форма организации обучения – учения «мастерская» требует наличие опытного, или мастера – того, кто что-то умеет делать. Мастер группе студентов должен поставить задачу, решить которую они заведомо не могут, при этом он это понимает. Если они приступают к делу, путаясь и ошибаясь, то мастер может показать не достающие правильно употребление имеющихся средств, инструментов и понятий. Подобная демонстрация осмысленна только тогда, когда студенты начнут, но не смогут выполнять задания. Исторически сложилась определенная последовательность фаз и этапов прохождения работ в мастерской. В частности, именно здесь отрабатывалась такая форма подготовки, как «учебный проект». Заказ, который ответственно исполняет мастер, для учеников выступает как учебный. «Учебный проект» остается в архиве и фиксирует прибавление в инструментальном несессере данного студента, накопление инструментов и техник. Мастерская строится на принципе практичности, или практической подготовки. Назначение практической подготовки заключается в освоении студентами способов и инструментов работы для того, чтобы еще до окончания учебного заведения начать работать. Освоение профессиональных способов работы возможно только при попадании в соответствующую деятельность. Мастерские можно организовывать как внутри учебного заведения, так и передать их в профессиональные сферы деятельности в виде практик и стажировок. Основным продуктом работы студента в мастерской должен быть отчет о выполненных работах, совершенных ошибках и полученном опыте в ходе изготовления изделия мастерской.
Итак, обучение в мастерских построено на решении практических задач. Как правило, речь идет о привлечении студентов к разработке и реализации сложных и реальных проектов - внешних заказов, выполняемых вузомя. Таким образом, количество мастерских непостоянно и зависит от наличия реальных заказов.
ТРЕНИНГ
Тренинг (англ. training) - тренировка, «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимся. Обычно является частью общего образовательного процесса. Вид обучения, проводимого по заранее отработанной методике, направленного на формирование и совершенствование определенных умений и их комбинаций с многократным повторением отдельных элементов (как правило охватывает одну функциональную операцию / комбинацию).
Целью тренинга является формирование технологических (технических) навыков.
Ведущий тренинга должен обладать собственным практическим опытом по теме курса, поскольку материалу тренинга может хорошо научить только тот, кто сам достиг успеха в этом деле (к примеру, в продажах - большого объема личных продаж, в руководстве - только человек, занимающий или занимавший значительное время руководящие должности). В то же время, ведущий тренинга должен умелым преподавателем: уметь заинтересовать, "продать идеи" курса группе, а затем, на основе созданного интереса, выработать у участников соответствующие практические навыки. Для этого необходима серьезная методическая подготовка ведущего.
ТЕСТО-ТРЕНИНГОВАЯ СИСТЕМА
Тесто-тренинговая система (ТТС) обеспечивает учебную работу через телекоммуникационную сеть, участники которой (преподаватели и учащиеся) отделены друг от друга в пространстве и во времени - обучаемый выполняет учебные задания на своем компьютере, расположенном в одном месте, а преподаватель контролирует его деятельность обучения через другой компьютер, расположенный в другом месте (помещении, здании, городе и т.д.). Учебный материал, тесты, задачи и данные по результатам обучения обычно хранятся на сервере телекоммуникационной сети.
Для достижения поставленных задач в ТТС заложены следующие принципы: