Мастерство придумывания и рассказывания метафор
НЛ-программисты придерживаются точки зрения, что если кто-то что-то может, другой тоже может этому научиться. Такой оптимистический исходный пункт вынуждает нас верить в то, что творческому, интуитивному и спонтанному использованию метафор, которое удается некоторым людям, тоже можно научиться. Можно научиться не только придумывать метафоры, но и мастерски их преподносить.
КОГДА МЕТАФОРА К МЕСТУ И КО ВРЕМЕНИ?
В процессе моделирования использования метафор были получены некоторые рабочие установки и предписания.
Прежде всего у НЛ-программистов, использующих метафоры, должны быть критерии, с помощью которых они могут определить, когда именно накупает время рассказать метафору. Принимая во внимание большое число возможностей применения метафор (см. «Пятнадцать функций метафор» в рамке), можно ожидать наличия широкой палитры критериев: каждая функция сопровождается одним критерием. Если данный критерий исполняется, значит наступило время метафоры.
ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТАФОР
Самые важные функции метафор:
1.Стартовые метафоры
Привлечение внимания слушателей; люди с удовольствием слушают хорошую историю.
2.Поддерживающие метафоры
Для пояснения, украшения и иллюстрации; там, где других форм коммуникации недостаточно.
3.Воскрешающие в памяти метафоры
Для вызова у индивидуальных клиентов и групп определенного ментального состояния (например, любопытства); создание атмосферы посредством (захватывающей) истории.
4.Метафоры, вызывающие состояние транса
Вызов состояния гипнотического транса; история (сопровождаемая фантазией) активизирует у слушателя внутренний поиск, что зачастую вводит его в состояние транса.
5.Метафоры, вызывающие творческое состояние
Использование творческого поведения модели; «спонтанное» рассказывание истории побуждает слушателя фантазировать вместе с рассказчиком.
6.Мнемонические метафоры
Использование истории в качестве поддержания памяти; вызванные образы сохраняются в памяти наряду с рассказанной историей.
7.Дипломатические метафоры
Посредством метафор обсуждаются предметы, в отношении которых действует табу.
8.Защитные метафоры
Изящный вызов негативной обратной связи; защита от вербального нападения.
9.Метафоры рамки
С помощью данной метафоры преобразуются и становятся доступными для обсуждения абстрактные и сложно определяемые предметы.
10.Рабочие, направляющие метафоры
Посредством метафоры задается направление комплексного поведения (индивидуумов и групп; подобная метафора выступает в роли своеобразной) носителя культуры.
11. Авторитетные метафоры
Выражение иерархических отношений; руководители рассказывают метафоры, подчиненные слушают.
12. Перескакивающие метафоры
Продолжение в метафоре мысли, зашедшей в тупик в буквальном языке. Рассказчик перескакивает в другую область предмета.
13. Метафоры самовнушения
Организация собственных мыслительных процессов, состояний сознания и процессов, протекающих в теле.
14. Метафоры-ресурсы
Активизация ресурсов; метафора помогает увеличить сферу поиска, благодаря чему может быть обнаружено большее число субмодальностей.
15. Метафоры, позволяющие разрешить проблемы
Устранение ментальных препятствий (сомнений, блокировок); метафора в данном случаем выступает в качестве ментального вспомогательного средства, позволяющего разрешить проблему.
Показания для использования метафоры в качестве ментального вспомогательного средства, позволяющего разрешать проблемы, кажутся практически безграничными; отказ от использования метафоры рекомендуется только в том случае, если это угрожает установленному раппорту. Подобное может происходить в тех случаях, когда клиент стоит выше НЛ-программиста на иерархической лестнице, не способен воспринять задание по простому обратному переводу и начинает отвергать метафоры.
СКАЧОК ИЗ ОБЛАСТИ ПРЕДМЕТА
Чем же еще нам могут быть полезны люди, обладающие способностью успешно использовать метафоры? Можем ли мы научиться у них тому, как переходить из области предмета в подходящую область метафоры? Представим себе, что «специалист по выдумыванию метафор» замечает, что наступило время рассказать метафору. Что же он предпримет для того, чтобы придумать соответствующую метафору?
Специалисты по использованию метафор используют несколько приемов
1. Они верят в то, что метафоры, которые они придумывают, чаще всего могут быть применены. Они рассчитывают на то, что все, что выходит них на поверхность (из их подсознания), может пригодиться. Подобная установка освобождает их от преждевременной самокритики и страха перед возможной неудачей: критики и страха, которые были бы смертельны для их творческого процесса. Страх только бы усилил их внутреннюю цензуру. Как же они достигают подобной уверенности в своих силах? Ничего особенного в этом нет. Они просто действуют! Так как подобная уверенность часто подкрепляется на практике, благодаря чему даже весьма посредственные и примитивные метафоры могут помочь в нахождении наилучшего разрешения проблемы.
Показательным является следующий опыт. На тренинге по развитию творческого, созидательного начала в крупном административном учреждении каждого из участников попросили выбрать актуальную проблему. После того как каждый участник выбрал проблему и кратко о ней рассказал, при помощи техники якорения у всех участников было вызвано хорошее творческое состояние. После этого им были зачитаны вслух отрывки объявлений и статей из разрезанной на мелкие части газеты. Этот метод оказался необычайно продуктивным при разрешении проблем. Каждый из участников просто не мог поверить в то, что отрывки из газетного материала были выбраны произвольно, настолько они подходили к их проблемам. При последовательном поиске (субмодальностей) соответствия, мозг почти всегда обнаруживает что-то актуальное, как в отрывке из газетной статьи, так и в метафоре. Одним словом, ошибочных метафор практически не существует.
2.Люди, наделенные способностью успешно использовать метафоры, могут осуществлять быстрые изменения в состояниях своего сознания, что позволяет им уменьшить внутреннюю цензуру. Люди, которые часто прибегают к использованию метафор, отличаются весьма небольшой осторожностью. Они склонны к произвольному ассоциированию, даже в процессе профессиональной коммуникации.
3.Одним из лучших средств для перевода области предмета является использование так называемых «вводных предложений». Эти предложения играют роль своеобразных внутренних якорей для вызова соответствующего состояния сознания и направляют фокус в рамках предмета. Приведем следующие примеры вводных предложений для перехода к мышлению и высказыванию посредством метафор:
«На какие мысли это наводит?»,
«Ты знаешь, с чем это можно сравнить?»,
«Это наводит меня на мысли о...»,
«Это подобно...»,
«Я сразу вспоминаю историю...»,
«Ты знаешь эту историю про...»,
«Это вызывает у меня воспоминания о...».
4.Люди, умеющие хорошо использовать метафоры, находят процесс придумывания метафор весьма увлекательным и приятным. Их невербальное поведение при этом свидетельствует о том, что они испытывают удовольствие: психическая и физическая подвижность часто совпадают.
5.Они способны поочередно ассоциировать себя с тем, о чем рассказывают, и диссоциировться от своего рассказа; диссоциация помогает сделать рассказ более увлекательным и захватывающим. Ассоциация возможна с любым элементом метафоры.
6.Они открыты для импульсов, идущих из их подсознания. Они нацелены на ясные и поверхностные образы и аудиальные сообщения. Они высоко оценивают их значение: они рассматривают их как весьма полезный вклад определенных частей своего подсознания.
7.Они не боятся того, что клиент может отвергнуть их метафору. Кроме того, их способ подачи метафор практически исключает возможность того, что метафора будет отвергнута. Часто они пользуются приемом «самоотвергания метафоры», что означает, что при представлении своей метафоры они заявляют, что не стоит воспринимать ее слишком серьезно. Например: «Возможно, вы посчитаете это странным, меня и самого это смешит, однако мне пришло в голову, что...».