Хозяин над хозяином: субъективизм социального доминирования

В древние времена... когда саблезубый тигр неожиданно... за кем ты побежишь? За кем последуешь, за Урагом или за Юммикитом? Ураг обладает большой силой, однако Юммикит гораздо более ловкий. Что, если сейчас все племя в панике разбежится, а Ураг скроется в лесу, в то время как Юммикит побежит по равнине?

В нынешней социальной жизни мы сталкиваемся с теми же самыми дилеммами: кому ты позволишь повести себя? За кем ты последуешь? Ведь в опасные для жизни моменты мы оказываемся перед выбором: ты за или против? За кого ты проголосуешь? Кто поддержит тебя на собрании, а кто не протянет тебе руку помощи?

Социальное доминирование, лидерство, власть, социальный престиж имеют прямое отношение к познавательной функции «иерархического мышления». Иерархии, которая царит в головах лидеров и тех, кто идет за ними. Следствием этого является лидерское поведение. Лидер может весьма активно способствовать тому, что его сторонник будет связывать с ним очень высокие социальные обозначения. При этом стороннику придется использовать сильное кодирование посредством субмодальностей, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что он следует за верным лидером. Чтобы достичь этого, он должен отводить лидеру центральное место в своей социальной панораме и представлять его более высоким, более могущественным, более сильным, чем все остальные. Люди стремятся к тому, чтобы связывать с определенным социальным обозначением только одного лидера, что позволяет им легче делать выбор. Сложно иметь дело с двумя чемпионами мира. Или с двумя президентами. Если имеется два равноценных лидера, их сторонникам потребуется приложить много усилий для того, чтобы прийти к окончательному выбору. То же самое мы можем наблюдать и в спорте. Из шестнадцати конькобежцев, каждый из которых великолепен, необходимо выбрать того, кто получает наиболее доминирующее кодирование посредством субмодальностей. Разница, составляющая сотые доли секунды, мысленно переводится в метры. Ведь доля секунды не сопоставима с субмодальностями понятия «чемпион».

При этом выясняется, что понятие «лидерство» связано с контекстом; чемпион по конькобежному спорту не является автоматически премьер- министром; социальные обозначения, которые люди дают друг другу в одной ситуации, не аналогичны обозначениям, которые они дают друг другу в иной ситуации. К примеру, Юммикит является лидером в тот момент, когда в толпе наблюдается взрыв социального напряжения, который может быть вызван изменой или воровством. А Ураг является лидером, если возникает угроза со стороны вражеских племен или диких зверей. Поэтому... следуй за ним, если нападет саблезубый тигр! При кодировании посредством субмодальностей контекст всегда имеет большое значение. Поэтому необходимо различать, когда речь идет о спорте, когда о политике, когда об искусстве, а когда о чем-то ином.

В социопсихологическом исследовании понятия «лидерство» большое внимание уделяется факторам, позволяющим человеку стать лидером. Несколько меньше внимания уделяется тем факторам, которые делают человека чьим-то сторонником (Brown 1988). Несмотря на то, что некоторые люди кажутся «прирожденными лидерами» — люди с личностью лидера — они будут ничем, если у них не будет добровольных сторонников. Поэтому на лидерство нужно смотреть, как на некое взаимодействие, при котором иерархические отношения затрагивают как лидеров, так и их последователей. Они подразделяют друг друга и самих себя с помощью примерно одних и тех же важных социальных обозначений. А если этого не происходит, возникают конфликты: лидер и его сторонники начинают обвинять друг друга в зависимости или непослушании, отсутствии лояльности или злоупотреблении властью.

Иерархия в группе осуществляется под влиянием двух различных форм взаимодействия:

(а) взаимодействие между лидером и его сторонником;

(б) взаимодействие между сторонником и сторонником.

Можно сказать, что мета-сообщением во взаимодействии лидер-сторонник является фраза: «Я хозяин», а мета-сообщением во взаимодействии сторонник-сторонник является фраза: «Он хозяин».

Для развития демократичного лидерства преимущество должно быть отдано взаимодействию между сторонником и сторонником. В этом случае сторонники примут совместное решение о том, чтобы поместить лидера на самом верху в своей иерархии.

Социальное доминирование уходит корнями в определенные генетические факторы: стадо зверей может выжить только в том случае, если у него есть опытные, сильные и умные вожаки. Как показали исследования, проведенные Юдее Бургоон, у людей физическая привлекательность оказывает еще более сильное социальное влияние, чем доминирование (Burgoon 1991). На привлекательных людей больше смотрят и к ним больше прислушиваются. Некрасивые лидеры значительно уступают своим красивым соперникам. С точки зрения биологии можно придти к выводу, что размножение более важно, чем социальный порядок в стаде.

Физическая сила также является у людей фактором лидерства. Однако рост оказывается при этом еще важней, возможно, потому, что критической субмодальностью лидерства очень часто является понятие «низкий-высокий». Разумеется, это связано с тем фактом, что мы, будучи детьми, обычно соприкасаемся с лидерством в лице значительно «более высоких» взрослых. Джон Ганн считает, что еще одним способом занять более высокое место в иерархи является агрессия. Он установил, что людям, которые прибегают к агрессии как правило, не удается добиться контроля, власти и славы другим способом Бессилие может приводить людей к весьма агрессивному поведению (Gum 1991). Если ты маленький и некрасивый, тебе лучше быть сторонником, в противном случае тебе придется бороться и воевать.

Наряду с внешним видом человека еще одним очень важным фактором лидерства является качество его центральной нервной системы. Это качество мы определяем по мыслительной, моторной и вербальной скорости (Derb en Sinclair 1990). Обладая очень быстрым мозгом и соответствующим моторным аппаратом, мы имеем возможность очень быстро одолеть своих противников. Быстрая реакция, умение быстро говорить и принимать решения дают большие преимущества. Вербальные способности, тон голоса, артикуляция и владение языком также имеют непосредственное отношение к лидерству. В главе 21 («Метафоры») мы будем говорить об их функции в рамках коммуникации с силой: лидеры с удовольствием прибегают к метафорам.

Наряду с тем лидерство во многом выигрывает благодаря наличию способности к избирательному вниманию. Эта способность к избирательному вниманию дается всем от природы в различной степени. Тот, кто обладает этой способностью в значительной степени, может сосредотачивать все свое внимание на личных целях, не отвлекаясь при этом на то, что делают или говорят другие люди. Это и есть «сила воли»: умение придерживаться своей собственной линии.

Обладая этими природными качествами, остальные качества человек может развивать в себе самостоятельно. Моррис и Бэрри исследовали группу, состоящую из 281 студенческого лидера. Убеждения членов этой группы оказались менее иррациональными, чем убеждения членов контрольных групп. Идеи студенческих лидеров оказались в сильной степени нацеленными на будущее. Члены этой группы видели перспективу на будущее в среднем на 4,6 года (Morris et Barry 1992). НЛ-программисты получают подобную информацию в процессе терапевтической работы с линиями времени. Видение будущего может позволить человеку стать признанным лидером, особенно, если это видение сопровождается большим чувством реализма и... подходящей внешностью.

Исследование с точки зрения гуманистической психологии показывает, что люди, обладающие отличительной чертой, которую Авраам Маслоу называет «самоактуализацией», не стремятся к руководству организациями. Возможно, мотивацией некоторых людей, стремящихся к лидерству, являются их внутренние конфликты; может быть, лидерство необходимо им для компенсации их чувства неполноценности, как это часто нам представляется? Но как бы то ни было, если это кому-то необходимо, значит это является частью его мыслительного «программного обеспечения» лидера. Если мы намерены смоделировать лидерство, нам необходимо обратить свое внимание на те аспекты, которые могут быть изучены. Как это получается у маленьких, непривлекательных, медлительных, не обладающих большой силой воли лидеров? Обладают ли они видением и реализмом в достаточной мере?

ПРИМЕР

Начинается занятие. Участники сели в кружок, а доцент тем временем что-то рассказывает об обычных вещах. В этот момент все видят друг друга и получают представление друг о друге, которое основывается на распознавании субмодальностей личных важных социальных обозначений каждого участника. Согласно исследованиям Кальмы, социальное доминирование мы способны заметить по взгляду человека (Kalma 1991). Подобное положение в соответствии с иерархией, основанное исключительно на невербальной информации, вряд ли может быть подвержено влиянию того, что мы хотим узнать о людях или чего мы от них ожидаем. Следовательно, если в процессе представления каждый присутствующий будет о чем-то рассказывать, это в весьма незначительной степени повлияет на его местоположение на иерархической лестнице. Выводы, сделанные в процессе исследования Рихардсом и его коллегами, подчеркивают значение невербальных выражений по отношению к социальному доминированию. Рихарде и его коллеги пришли к следующим выводам (Richards c.s. 1991):

1. Мужчины формируют различные образы доминирующих и подчиненных женщин.

2. Эти образы большей частью основываются на невербальных сигналах.

3. Доминирующие и подчиненные женщины проявляют явные различия в поведении и внешности.

4. Мужчины склонны эксплуатировать подчиненных женщин.

Вполне вероятно, женщины также формируют различные образы мужчин типа «мачо» и подчиненных мужчин и основывают эти образы в значительной степени на невербальной информации. Различия между полами в социальном доминировании предоставляют нам сегодня большое пространство для исследования. Именно эти различия, как правило, способствуют тому, что образ лидера мы чаще связываем с мужчиной, чем с женщиной.

Очевидно, что задолго до того, как кто-то в группе что-то сказал или с лал, его внешность уже все о нем рассказала. Влияние сигналов при этом значительно превосходит все то, что за ними следует, по крайней мере в том случае, когда речь идет о социальном доминировании.

В процессе знакомства каждый участник активизирует важные социальные обозначения. На основании этих социальных обозначений каждый подразделяет всех окружающих на категории. После этого каждый получает «представление о группе». В этом представлении себе ты тоже отводишь определенное место, сравнивая себя с окружающими на основании своих важных социальных обозначений: Эти более удачливые, чем я, а эти — менее. Эти немного старше меня, а эти еще совсем молодые. Ты знаешь, с кем и в какой социальной категории ты находишься. После представления и первой дискуссии образы определенных участников становятся все больше проясняются. Они поднимаются выше и снижаются, они приближаются или еще больше удаляются. Кто-то выделяется на общем фоне, другие сливаются и исчезают из виду в темных глубинах неосознанного кодирования посредством субмодальностей.

В дискуссиях мы выясняем, принадлежим ли мы к большинству или к меньшинству. Таким образом мы можем на все сто процентов определял» свое поведение. И пока мы убеждаем кого-то, склоняя его к своей точке зрения, его мельчайшие невербальные реакции оказывают влияние на наше восприятие того, какого мнения он придерживается. Мы можем наблюдать за его «изменением взглядов» и одновременно с этим передаем ему субмодальности своей группы. «С Янссеном все в порядке!» (Применение социальной панорамы при обучении групп; тренинги, посвященные лидерству, и поведение «в группе/вне группы» подробно описаны в книге The Social Panorama: NLP and Group Processes (Derks, 1995).

ГЛАВА 20. МОДЕЛИРОВАНИЕ

Бэндлер называет НЛП «подходом, оставляющим за собой наследие новых навыков» («An attitude that leaves a trail of techniques behind it»), a Гриндер говорит, что НЛП является «моделированием выдающегося человеческого мастерства» («the modelling of human excellence»). Одним словом, НЛП — это моделирование; НЛП представляет собой ответ на вопрос: Как научить одного тому, что может другой? Большинство людей знают НЛП благодаря его многим техникам, другими словами, они знают НЛП по результатам моделирования. В настоящей главе мы поговорим о самом моделировании, а также о принципах и процедурах, с помощью которых создаются техники НЛП.

Если вы хотите уметь определять структуру чьего-то опыта, как вы сможете это использовать? Первое применение заключается в том, что вы получаете возможность видеть, как кто-то «делает» проблему. Как отец А каждый день снова и снова злится на свою дочку-подростка? Или как предпринимателю В удается обанкротиться в третий раз? Когда мы знаем, какие внутренние паттерны (процессы, шаблоны) приводят к подобным результатам, мы имеем возможность что-то предпринять. Однако наряду с проблемами необходимо принять во внимание и их разрешение. Как отцу X удается поддерживать хороший контакт со своей дочерью, несмотря на их совершенно разные взгляды? Или как предприниматель Y во времена экономического спада добивается процветания своего предприятия? Подобные способности мы можем «перенимать» при помощи моделирования. Переняв их однажды, мы можем их «размножать» и продавать или просто дарить людям, которые в них нуждаются.

С помощью моделирования мы можем сделать «целесообразно возможными» необычные способности человека. Слово «целесообразный», возможно, нуждается в пояснении. Целесообразность - это соотношение между затратами и выгодой. Представим себе, что индийский йог говорит: «Ты можешь снизить температуру своего тела на два градуса, если в течение десяти лет ежедневно по три часа будешь размышлять о понятии «холод». Данная способность является вполне возможной, однако не целесообразной, по крайней мере, если от понижения температуры твоего тела на два градуса не зависит твоя жизнь. Обратным примером соотношения затрата-выгода, является совет помогающего в бизнесе гуру, который говорит: «Ты можешь увеличить в раза свой оборот, если один раз в неделю будешь становиться перед зеркалом и говорить себе: «Моя продукция вне конкуренции!» В данном случае затраты являются минимальными, хотя шансы на выгоду, увы... К чему стремимся, используя моделирование? Нашей задачей прежде всего является развитие техник, которые позволят достигать значительную выгоду при ограниченных затратах.

При этом мы исходим из того, что особые способности основываются на особом субъективном опыте. Тот, кто умеет что-то делать исключительно хорошо, имеет исключительные убеждения и особый способ думать, чувствовать и действовать. НЛП помогает учитывать эту уникальную структуру опыта и переносить ее. Хорошо, что мы, НЛ-программисты, можем спросить себя: «Чего бы мне хотелось?» или: «Что необходимо моей группе?», а потом имеем возможность разрабатывать соответствующую технику НЛП или программу тренинга. Если кто-то хочет чему-то научиться, это может быть смоделировано. Пресуппозиция НЛП гласит: «Если это может кто-то другой, я могу этому научиться». Разумеется, когда речь идет об определенных способностях, которые могут быть смоделированы, существуют некоторые этические и неврологические ограничения. Способности сотен людей, которые за прошедшие годы были смоделированы в Институте Эклектической Психологии (IEP), варьируются от весьма специфических моторных навыков, как, например, «стрельба из пистолета вслепую» или «задерживание дыхания в процессе пения», до таких глобальных способностей, как «умелое осуществление руководства» или «способность взять управление своей жизнью в свои руки». Кроме того, моделируемые способности варьируются в зависимости от своего содержания от типичных терапевтических, как, например, «избавление от негативного внутреннего голоса» или «определение ауры», до таких чисто деловых, как «умение сосредоточиться во время переговоров» или «разработка градостроительных проектов».

Наши рекомендации