Особое внимание к понятиям «высоко-низко»

Социальная панорама предоставляет нам доступ к мыслительным программам, которые люди, являясь социальными животными, развили в себе в наибольшей степени. В своих мыслях люди способны одним только движением глаз манипулировать целыми народами. Одно сообщение в новостях, и израильтяне снова начинают борьбу. Одно только замечание «Пит — гомосексуалист», и все представляется в совершенно ином свете. Одна брошенная фраза «У него положительная реакция на СПИД», и отношение к человеку кардинально меняется. Известие «Он унаследовал восемь миллионов», и образ человека становится совершенно иным. Известно, что обозначения субмодальностей «высоко-низко» имеют особое значение практически для всех людей. Небольшое смещение кверху может иметь огромные последствия. Поэтому мы советуем обращаться с этими обозначениями очень осторожно.

ОБРАЩЕНИЕ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ

Чувство вины, ревность, высокомерие, чувство стыда, влюбленность, зависть и восхищение являются социальными эмоциями. Они вступают в реакцию с социальными триггерами. Однако одних триггеров при этом не достаточно. Для того, чтобы вызвать социальные эмоции, необходима активизация системы субмодальностей в рамках социальной панорамы человека. Система субмодальностей должна иметь кодирования специфических социальных эмоций. Стив и Коннирае Андреас в своей книге Het hart van de geest (Сущность духа) превосходно описали эмоции вины и стыда. Они обнаружили значительное совпадение способов, которыми люди ощущают чувство вины и стыда.

Структура вины похожа на структуру стыда, только в структуру вины входит осознание того, что человек поступил неправильно. Важнейшим различием между виной и стыдом является ответ на вопрос, чьи нормы были нарушены. Нарушение своих собственных норм приводит к появлению чувства вины, в то время как нарушение норм других людей влечет за собой чувство стыда. При изменении субмодальностей обоих переживаний клиент сталкивается с содержанием нарушенных норм. И при этом ему необходимо решить, с какими нормами он хочет иметь дело в своей жизни, а с какими нет. Часть работы с чувством вины и стыда затрагивает вопрос нового выбора норм.

Однако наряду с ненавистью, чувством вины и стыда множество неприятностей может принести людям такая ценная социальная эмоция, как любовь. К примеру, безответная любовь способна разрушить человека.

РАЗРУШЕНИЕ ЧАР

Данный паттерн (технику) можно использовать для избавления от ограничивающих социальных связей. Например, если кто-то хочет избавиться от безответной любви.

1.Установите проблематичные отношения

Кто оказывает на твою жизнь больше влияния, чем бы тебе хотелось? Назовем этого человека — X.

2.Выявите, какие социальные обозначения являются наиболее важными для X

Отыщите критические субмодальности этих обозначений. Если с представлением связано множество кинестетических компонентов, что, как правило, имеет место при чувстве любви, то возможным промежуточным этапом в этом случае может стать визуально-кинестетическая диссоциация. Для этого попросите клиента визуально представить себя с визуальным воспроизведением важных обозначений. Таким образом, если важным обозначением для кого-то является понятие «любить/не любить», и это понятие воспроизведено на изображении при помощи расстояния и местоположения, то этот человек увидит себя и другого человека в центре и радом друг с другом. Наряду с тем клиент, все еще находясь в состоянии визуально-кинестетической диссоциации, визуально представляет изменение в субмодальностях. После того как это упражнение было проделано пять раз, наступает очередь тестирования экологии.

3.Протестируйте экологию

Что ты потеряешь, если отныне будешь представлять X иначе? Нет ли риска упустить шансы? Сможешь ли ты действовать разумно?

4.Пусть клиент ассоциирует себя с новым воспроизведением

Если больше нет никаких экологических препятствий, попросите клиента вернуться к своему исходному состоянию и осуществить новое воспроизведение X. Он доволен результатом?

5. Протестируйте экологию и подстройтесь к будущему

Попросите клиента снова ассоциироваться с новой репрезентацией X и проверить, не будет ли это новое представление X иметь для него негативных последствий. Если клиент чувствует себя хорошо, он может отныне использовать эту новую репрезентацию. При определенных обстоятельствах он также может вернуться к своей прежней репрезентации.

Наши рекомендации