Психологические выводы на основании работы с изменением личностной истории
Ранее мы уже продемонстрировали работу с техникой Изменение Личностной Истории в рамках практического тренинга НЛП. Количество положительных результатов, которых начинающие могут достичь в процессе подобного обучения, просто поражает. За последние десять лет автор обучил данной технике 790 начинающих НЛ-программистов, 40 раз продемонстрировал ее перед группой и примерно 200 раз применил ее в своей практике.
Далее мы приводим некоторые психологические выводы, которые можно сделать на основании широкого применения данного метода на практике.
1. Что такое травматическое переживание?
Изменение Личностной Истории проливает свет на травмирующие переживания. Тот факт, что некоторые люди получают проблемы, связанные с теми переживаниями, к которым другие люди с удовольствием возвращаются, свидетельствует о том, что слово «травмирующий» относится не к самому переживанию, а к невозможности правильно обращаться с этим воспоминанием. Например: преступление, связанное с насилием, является травмирующим переживанием для многих людей, однако у мафиози, воспитанных на подобных преступлениях, подобной проблемы не существует. Говоря терминами НЛП, можно перевести это следующим образом: травмирующее действие проявляется из-за неспособности найти верные ресурсы. Наиболее травмирующими являются те переживания, при которых кому-то и после долгих попыток не удается найти подходящие ресурсы, и, в конце концов, эти поиски прекращаются. Мы согласны с русским психиатром Вадимом Ротенбергом в том, что прекращение поисков является корнем практически всех психологических проблем. Прекращение поисков лишает человека шанса отыскать решение.
Эмоциональные, новые и неясные события юности имеют самые большие шансы на то, чтобы остаться без ресурсов. И пока отсутствующие ресурсы не найдены и не соединены с травмирующим воспоминанием, воздействие на подобное воспоминание представляется весьма проблематичным. При каждом воспоминании о таком переживании клиент сталкивается с эмоциями, которые являются следствием неуверенности в том, что поиск ресурсов окажется успешным.
Придерживаясь подобной точки зрения, целесообразно рассматривать травматические ситуации в Качестве переживаний, в которых отсутствуют ресурсы, и для разрешения которых необходимо помочь клиенту найти недостающие ресурсы.
2.Связь между «раньше» и «позже»
Изменение Личностной Истории демонстрирует нам способ, которым наш головной мозг «складирует» и извлекает информацию, а также то, как может осуществляться изменение наших воспоминаний.
Практика показывает, что старая информация может доминировать над новой информацией: то, чему мы обучились раньше, побеждает то, с чем мы столкнулись позже. Поэтому нам часто бывает недостаточно изменить свои нынешние мысли; нам приходится изменять и свои прежние мысли. Чем старее воспоминание, тем больше у него связей с нашим мыслительным аппаратом; чем раньше было осуществлено изменение, тем более глубоким оно будет для чьей-то личности в целом.
Два направления воспоминаний: по ходу времени и против времени Изменение Личностной Истории это изменение воспоминаний. Чтобы иметь возможность изменить воспоминание, сначала необходимо извлечь их из памяти. Доступ к воспоминаниям может быть получен двумя способами ассоциирования: против времени и по ходу времени. При этом мы исходим из того, что каждое воспоминание начинается «здесь и сейчас», чтобы впоследствии с помощью процессов ассоциации переместиться в извлеченную из прошлого информацию. Данная информация впоследствии поступает в распоряжение «здесь и сейчас». Необходимо подробнее остановиться на различии между «по ходу времени» и «против времени».
(а) По ходу времени: посредством следующих друг за другом в хронологическом порядке представлений.
Большинство психологов рассматривают как само собой разумеющееся тот факт, что мыслительная программа расширяется и дифференцируется с детства. На протяжении нашей жизни мы воспринимаем все больше концептуальных и поведенческих различий.
Для НЛ-программиста очень важно знать, что мыслительные программы имеют друг с другом связи на уровне ассоциаций, которые формируются с течением времени. Ассоциативное направление из прошлого к настоящему соответствует порядку получения последовательных мыслительных представлений. Это может осуществляться двумя способами.
С одной стороны, мыслительные программы возникают посредством обучения на уровне подсознания. Подобные программы имеют само собой разумеющийся характер и лишь иногда становятся осознанными; а именно тогда, когда они конфликтуют друг с другом. С другой стороны, мыслительные программы могут быть сформированы посредством вмешательства избирательного внимания: это обучение на сознательном уровне. Шаг за шагом мы осуществляем свое программирование.
В отличие от компьютеров, которым для обработки информации постоянно требуется одно и то же время, человеческий мозг способен работать все быстрее и быстрее. Мыслительные программы со временем работают все эффективней, переходя при этом из осознанных в бессознательные. Повторение мыслительных программ способствует значительному упрощению соответствующих энграмм. Кроме того, благодаря повторению мыслительные программы избавляются от бесполезных вариаций; в результате остаются только сильные, единообразные мыслительные паттерны, которые работают максимально быстро и с минимальным расходом энергии.
Поэтому ассоциация «по ходу времени» может осуществляться чрезвычайно быстро, особенно если происходит совершенно бессознательно. Подобные свойства мыслительного аппарата заботятся о том, чтобы люди имели возможность в течение нескольких минут вспомнить определенный момент из своего прошлого, который в действительности длился в течение двенадцати лет. Внушения, которые используются «по ходу времени» в процессе выпадения процедур Изменение Личностной Истории, к примеру, с целью внедрения ресурса в чью-то «прошлую» жизнь, как правило, осуществляются в течение нескольких минут и не вызывают никаких проблем. Особенно эффективно подобные внушения могут быть использованы в формах работы «личная линия времени» и «линия жизни». Некоторым клиентам бывает достаточно внушения «попробуй вырасти снова, используя ресурс». При этом мы часто наблюдаем, как клиент погружается в глубокий транс и постоянно кивает головой, демонстрируя согласие. Можно предположить, что несколько небольших кивков головой совпадают с завершением процесса образования новых ассоциативных связей под влиянием добавленного(ых) ресурса(ов). Усмешка на лице и вздохи также кажутся признаками завершения интеграции ресурса в воспоминание.
(6) Против времени: ассоциация на основе аналогии.
Извлечение из памяти воспоминаний неизбежно начинается с мыслительного процесса, направленного против времени: ассоциация из «здесь и сейчас» в прошлое.
Путешествуя против времени, человек наталкивается на определенное воспоминание, которое после этого может быть осмыслено «по ходу времени». «Да, и тогда пришел греческий рыбак и уговорил нас совершить прогулку по воде. Мы плыли вдоль берега Турции, где в этот год была неспокойная обстановка... На следующий день наша лодка взяла курс на север...».
Таким образом, отталкиваясь от определенного представления в «здесь и сейчас», двигаясь при этом против времени, можно достичь определенного пункта в прошлом. Из этого пункта можно снова продвигаться вперед «по ходу времени».
Как уже говорилось в главе 8 («Ресурсы»), поиск на основе аналогий является обычным способом, который люди используют при поиске ресурсов. Когда кто-то сталкивается с проблемой, он автоматически начинает искать воспоминание, аналогичное данной проблеме. Как только он обнаруживает подобное воспоминание, выясняется, содержит ли это воспоминание информацию, которая может быть использована для разрешения проблемы, иными словами, является ли найденное воспоминание ресурсом. Подобный способ поиска ресурсов является, по сути, формой мышления против времени.
4. Возникновение и протекание проблем
Изменение Личностной Истории помогает разрешать проблемы. Наряду с тем эта техника дает представление о том, как проблема возникает и продолжает существовать. При этом закономерен вопрос: Почему происходит так, что кто-то сталкивается с проблемой, начинает искать ресурсы на основании аналогии против времени, но при этом не находит подходящих ресурсов?
Самым очевидным объяснением подобной неудачи является отсутствие поминаний, признаки которых в достаточной степени совпадали бы с признаками проблемной ситуации. Чем специфичней проблемная ситуация, тем меньше шансов обнаружить воспоминания с теми же самыми признаками. В этом случае поиск на основании аналогии не приносит никаких результатов. В результате появляется неразрешимая проблема, сопровождаемая негативным эмоциональным переживанием.
Поиск на основе аналогии НЛ-программисты переводят в поиск соответствий в субмодальностях. Одним словом, разрешение проблемы возможно только в том случае, если имеется Достаточное соответствие между субмодальностями репрезентации проблемы и субмодальностями репрезентации потенциального ресурса. Если такого соответствия нет, ресурсы не могут быть найдены.
Часто удается обнаружить достаточное число соответствий, а ресурс при этом не может быть использован. Это можно объяснить слишком быстро протекающими бессознательными мыслительными процессами, которые могут вмешиваться в осуществляемые процессы поиска. Контролируемые, управляемые и отбираемые мысли появляются в течение процесса, поиска и могут влиять на направление поиска. То же самое относится и к субмодальностям. Ведь подобное вмешательство представляет собой подавление либо усиление определенных субмодальностей, что оказывает влияние на вид аналогии, на основе которой ведется поиск.
Подобные контролируемые и отбираемые мысли относятся к набору чьих-то «рациональных информационных рамок». Эта рациональность состоит из усвоенных, связанных с контекстом критериев, актуальных либо неактуальных в определенной ситуации.
Понимание реальности, актуальности, контекста и информационной рамки складывается из огромного множества неосознанных функциональных систем убеждений и ценностей. В процессе поиска ресурсов эти системы активизируются, чтобы обеспечить использование человеком подходящих субмодальностей в процессе поиска ресурсов. Одновременно с тем они образуют ограничительный фактор; поэтому огромное число потенциальных (неактуальных и менее рациональных) ресурсов остается при этом неиспользованным.
Одним словом, люди, исходя из своих убеждений, могут осуществлять быстрые процессы отбора, в результате которых определенные ресурсы признаются неактуальными либо недостоверными и подавляются.
Поиск ресурсов, осуществляемый в рамках НЛП, разрушает бесполезные рамки поиска, которые клиент использовал самостоятельно; речь идет о подключении новых для клиента стратегий поиска. То же самое относится и к отключению бесполезных стратегий поиска. Эриксон видел в отключении используемых кем-то систем верований одно из условий успешной терапии; гипнотический транс снижает склонность к осуществлению отбора по достоверности и актуальности.
СЕКУНДА СЛИШКОМ КОРОТКА
Разрешение проблемы зависит от нахождения подходящих ресурсов. Если ресурс не был найден быстро — в течение примерно одной секунды — возникает негативное эмоциональное состояние, которое значительно снижает шансы найти ресурсы. Наряду с незначительной вероятностью обнаружения ресурса на основе аналогии для специфичной проблемной ситуации, вероятность обнаружения ресурса становится еще меньше, если поиск ресурса длится долее одной секунды (временная граница).
Это объясняет, почему с неразрешимыми проблемами необходимо обращаться иначе, к примеру, используя отказ от стимулов, вытеснение и моторное реагирование. Подобные формы работы, если их использовать часто, приводят к проявлению ряда симптомов. Проблемы возникают и продолжают существовать в том случае, если клиент отказывается от этих форм, что приводит к негативным последствиям.
5. Вытеснение
Еще одним фактором, способствующим существованию проблемы, является ситуация, при которой после одной неудачной попытки обнаружения ресурса при осуществлении следующей попытки вместо потенциального ресурса появляется воспоминание о предыдущей неудаче.
Следовательно, проблемы находят подобные проблемы, что делает невозможным их разрешение. Эмоция неудачи присоединяется к эмоции, переживаемой в настоящий момент, и тем самым еще больше усугубляет проблему. В этом случае вновь необходимо использование таких форм работы, как отказ от стимулов, вытеснение и моторное реагирование.
ПОИСКОВЫЕ ЯКОРЯ
В рамках описанной выше модели вполне логично предположить, что при поиске против времени после нескольких неудачных попыток шансы на успех значительно уменьшаются. Как только кто-то начинает замечать, что определенные проблемы постоянно вызывают исключительно воспоминания о прежних неудачах, его склонность к вытеснению возрастает. Для успешного вытеснения воспоминания достаточно подавления субмодальностей, более всего сходных с субмодальностями стимулов — «триггеров». Другими словами, субмодальности, которые многократно воспроизводятся либо образуют то соприкосновения с травмирующим воспоминанием, могут быть выбору удалены. В результате удаленные субмодальности больше не могут участвовать в процессе поиска. Удаление данных субмодальностей деформирует презентацию, так что она перестает быть такой, какой она являлось прежде. Благодаря этому поиск на основе неподавленных аспектов переживания начинает протекать в совершенно ином направлении и больше не приводит появлению травмирующих воспоминаний.
Однако практика показывает, что вытесненное травмирующее воспоминание все же может появиться снова. Изменение манеры поиска, определенно, не является безупречной системой. Как правило, оно ограничивается лишь тем, чтобы держать вытесненное травмирующее воспоминание за пределами сознания.
Создав якорь для ощущений, слов или образов, связанных с проблемным переживанием, мы можем запустить интенсивный процесс поиска, что часто позволяет прервать вытеснение, чтобы вовлечь в процесс поиска не удаленные субмодальности.
Таким образом, использование подобных поисковых якорей делает возможным выявление травмирующих воспоминаний. При стандартном применении Изменение Личностной Истории начинают, как правило, с якорей ощущений, связанных с проблемой, чтобы можно было испытать их «здесь и сейчас». Стимулирование подобного якоря сопровождается внушениями, побуждающими вернуться назад во времени. При этом клиента поощряют к поиску воспоминаний, соответствующих проблеме «здесь и сейчас». При этом могут быть извлечены воспоминания, которые на протяжении многих лет были вытеснены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мы рассматриваем Изменение Личной Истории как эксперимент, это дает нам множество фундаментальных психологических точек зрения. Жаль, что психологов с академическим образованием и практикующих НЛ-программистов разделяет такая глубокая пропасть. Ведь подобные эксперименты позволяют дать ответы на множество насущных теоретических вопросов.
Однако иногда НЛ-программистам и социальным ученым удается понимать друг друга (к примеру, на всевозможных конгрессах, в ходе информационных встреч, либо когда ученый становится клиентом НЛ-программиста). Это весьма радует. А психология начинает жить. Жить так, как она, возможно, жила во времена своего зарождения, когда Вундт в Европе и Джеймс в Соединенных штатах пытались обнаружить принципы функционирования психики человека
Применяя Изменение Личностной Истории, вы постигаете все возможности данной техники. Изменение Личностной Истории может быть применима к любым проблемам, при которых в прошлом не были найдены ресурсы. Как показывает клиническая практика НЛ-программистов, к данной категории относится огромное множество проблем.