Тренинг нлп-практик - 5 лень

Из кроны деревьев, окружающих высокое строение, доносится пение дроздов. Из слухового окна в мансарде четвертого этажа открывается вид на освещенную солнцем реку. В десять часов утра уже достаточно жарко. Одетые по-летнему участники семинара занимают свои места.

«Сегодня на повестке дня стоит Изменение Личностной Истории», — начинает мой коллега. Он добавляет, что сегодня будут продемонстрированы и опробованы на практике три различные формы работы: классическая, линия жизни и сопровождаемый внутренний процесс. После этого пятьдесят пар глаз направляются на меня.

тренинг нлп-практик - 5 лень - student2.ru «Изменение Личностной Истории заключается в добавлении ресурсов в прежние проблемные ситуации. Ситуации, в которых отсутствовали ресурсы.

Данную технику мы используем в том случае, если человек «здесь и сейчас» испытывает неприятные ощущения, связанные с проблемой, корни которой находятся в прошлом. Как правило, причиной подобных неприятных ощущений являются постоянно возвращающиеся к человеку отрицательные эмоции».

После краткого изложения теоретических выкладок наступает время демонстрации на практике. «Кто хочет поиграть со мной в Изменение Личностной Истории? У кого имеется постоянно возвращающееся неприятное ощущение, которое сопровождает вас на протяжении длительного времени?» Леони немедленно дает о себе знать, хотя на предыдущем занятии она уже принимала участие в каком-то эксперименте. Это всегда радует, когда так легко найти того, кто готов участвовать в показательном эксперименте. Ведь мотивация тоже играет определенную роль. Через минуту мы приступаем.

Леони вспоминает последний раз, когда она испытала то, что она называет «раздражением». И пока она вспоминает это ощущение, я заякориваю его с помощью прикосновений к ее руке. «Трансформационный поисковый якорь», - объявляю я присутствующим.

Спустя тридцать пять минут Леони уже убеждена в том, что ее «раздражение» осталось в прошлом. Теперь она знает, что она будет отныне предпринимать в подобных ситуациях. Она уверена в том, что теперь подобное поведение не станет вызывать никаких трудностей.

Участники семинара, как и я, пребывают в полном неведении относительно подробностей тех ситуаций, на которые намекала Леони в течение этих тридцати пяти минут. Мы не знаем Людей, имеющих отношение к этим ситуациям, мы не знаем, что именно произошло в ее юности. Единственное, что мы увидели, так это то, что Леони сумела мысленно приспособить ко всем этим ситуациям ресурс «открытость», и что она заметно расслабилась, когда сделала это. Уже не в первый раз применение техники Изменение Личностной Истории позволяет кому-то на глазах у множества людей осуществить весьма важное изменение.

КРИТИЧНЫЙ ВОПРОС

Можно ли рассматривать техники НЛП в качестве психологических экспериментов? Является ли многократное применение одного и того же метода работы формой методологически ответственного исследования?

Возможно. Потому что процедуры НЛП благодаря имеющемуся подробному описанию можно применять повторно, осуществляя определенный контроль и приспосабливая их к специфическим потребностям клиента. Однако это приспосабливание и делает каждую новую процедуру уникальной и неповторимой. Поэтому с научной точки зрения мы отвечаем на поставленные выше вопросы «нет». Потому что подобные эксперименты НЛП не соответствуют существующим нормам стандартизации.

Однако если быть менее строгими, можно констатировать, что большое совпадение результатов, которых достигают различные НЛ-программисты, используя одну и ту же процедуру Изменения Личностной Истории, позволяет рассматривать эту процедуру как определенное научное исследование. С этой точки зрения Изменение Личной Истории все же является разновидностью научного исследования. И основным вопросом при этом является: Какой можно сделать вывод? Что весь этот опыт привнес в существующие взгляды?

НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ

Примерно в 1978 году Бэндлер и Гриндер дали название Изменение Личностной Истории методу работы, заключающемуся в добавлении ресурсов в старые травмирующие, проблемные ситуации, в которых не хватило ресурсов. Клиентов, которые жалуются на неразрешенные проблемы, корни которых уходят в прошлое, стимулируют к созданию новых репрезентаций, в которых проблема больше не выглядит проблемой благодаря доступу к достаточному числу внутренних возможностей. Название Изменение Личностной Истории подчеркивает, что при обращении к историческим воспоминаниям клиента выясняется, что ресурсы действительно отсутствовали в прежней репрезентации этой жизненной ситуации.

Препятствие, что клиент начинает рассматривать привнесение ресурсов как «неправду», иногда поддерживается критиками, приводящими психоаналитический аргумент о том, что хорошая терапия содержит в себе конфронтацию с «фактами».

Однако НЛ-программисты после использования техники Изменение Личностной Истории редко сталкиваются с проблемой, когда клиент больше не способен различать, что действительно имело место в истории, а что является плодом воображения. Очевидно, что клиент просто учится иначе рассматривать положение дел; современные историки, вероятно, озвучили бы подобную точку зрения следующим образом: «Что, если бы Наполеон выиграл битву под Ватерлоо?» Аргумент, провозглашающий, что хорошая терапия заключает в себе конфронтацию с фактами, НЛ-программисты отвергают, утверждая, что в терапии речь идет о разрешении проблем и изменениях, а не о знании фактов. Альтернативная интерпретация прошлого предоставляет пространство для эмоций, которые связаны с обхождением острых углов, переработкой и интеграцией Добавление ресурсов немедленно приводит к ощутимому эмоциональному изменению, которое может быть замечено как клиентом, так и терапевтом.

Изменение Личностной Истории, разрешение прошлых проблем, представляет собой естественный процесс. Ежедневно человек выполняет по собственной инициативе одни и те же процедуры при разрешении бесчисленных больших и маленьких проблем. Изменение Личностной Истории, невольно или намеренно, может применяться в рамках любой формы психотерапии. Даже в тех формах терапии, в которых центральное место занимает «здесь и сейчас», клиент иногда по собственной инициативе возвращается к прошлым травмирующим впечатлениям и добавляет к ним ресурсы, взятые из «здесь и сейчас». В психоаналитическом воздействии на травмирующий опыт также используется подобный механизм. Даже когда психоаналитик не нацелен на помощь клиенту в нахождении ресурсов, клиент зачастую сам с успехом их находит. Подобный механизм можно распознать и в шаманских ритуалах. В этом случае ресурсы могут символически изображаться в виде духов.

Поиск необходимых ресурсов для разрешения травмирующей ситуации мы обнаруживаем и у Морено в его психодрамах, и у Пессо в его психомоторной терапии. У Эриксона мы находим описание истории болезни «The February Маn». Однако самый первый пример использования ресурсов для разрешения травмирующей ситуации мы встречаем в «технике субституции» Пьера Жане (1894). Жане использовал гипнотическое состояние клиента для скорейшего разрешения его травмирующих ситуаций, кроме того он «отшлифовывал» и дополнял его репрезентации. Это можно рассматривать в качестве прототипа Изменения Личностной Истории.

Наши рекомендации