Формы техники коммуникации с частью

Форма техники — это форма, в которой представлена техника (последовательность этапов). Коммуникация с частью может осуществляться в различных формах техники. То, какую, форму техники мы будем использовать, зависит не только от того, что лучше всего подходит клиенту и нам самим, но также и от сенсорной репрезентативной системы, которая является для клиента основной. Возможные формы техники:

1.Сигналы «да/нет»

— Клиент концентрируется на своем внутреннем переживании.

— Он выделяет определенную реакцию в качестве сигнала части.

— Он вместе с частью определяет, что усиление этого впечатления будет означать «да», а ослабление — «нет», или наоборот.

— Часть отвечает на ряд вопросов «да/нет».

2.Содержание образов, звуков и ощущений

— Клиент концентрируется на своих внутренних переживаниях.

— Он задает вопросы части.

— Часть вызывает у него образы, звуки или ощущения, которые образуют ответы на вопросы.

3.Внешняя проекция

— Клиент визуально представляет часть в качестве человека или каких-нибудь других существ, с которыми он может поддерживать коммуникацию (например, животных).

— Он помещает ее на постоянное место в помещении (пространственная сортировка, пространственные якоря).

— Он разговаривает с ней.

Размещение на ладони. Эта форма аналогична размещению в помещении, однако часть при этом представляется в виде миниатюрного существа, которое может поместиться на ладони. При переговорах между частями данная форма позволяет, к примеру, физически приблизить части друг к другу.

4.Внутренняя проекция

Эта форма также подобна размещению в помещении, только в данном случае речь идет о внутреннем пространстве (в форме пейзажа или строения).

формы техники коммуникации с частью - student2.ru

5. Ассоциация по очереди

— Часть или части снова размещаются в помещении;

при этом нет необходимости в наличии у клиента полной репрезентации.

— Клиент встает на место части и становится частью;

он разговаривает с позиции части.

— Затем клиент занимает в помещении другое положение и представляет себя другой частью.

6. Парамагическое оформление

Коммуникация с частями отлично подходит для парамагического оформления (см. главу 25, «Интеркультурная парамагия»). Приведем несколько примеров:

— клиентом овладевает дух или божество;

— у клиента появляется видение не материального существа, которое с ним говорит;

— клиент говорит как оракул (выражения выходят за пределы его осознанного контроля);

— клиент совершает путешествие в другой мир и разговаривает там с инопланетными существами.

ЯВЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

«Шестишаговый рефрейминг» является одной из старейших и известнейших техник НЛП, применяющейся для работы с частью. Она состоит из комбинации трех существенных элементов:

— Коммуникация с частью.

— Определение позитивного намерения.

— Поиск новых альтернативных способов поведения.

Элемент рефрейминга необходимо искать в позитивных намерениях. Установив, что в негативном поведении заключено позитивное намерение, мы помещаем это поведение в другую рамку. В терминах явление-значение-отношения: поведение является явлением, намерение становится значением.

Приведем несколько примеров:

— то, что я курю, больше не означает, что я безвольный, а означает, что одна часть меня хочет сделать меня сильным

— боль в моем желудке не означает, что у меня больной желудок, а означает, что часть меня хочет предостеречь меня от перегрузок

— то, что у меня такая бурная реакция, вовсе не означает, что я психопат, просто часть меня хочет оградить меня от неприятной информации

— мигрень означает, что часть меня хочет дать мне покой.

«Чего часть X хочет достичь для тебя (или от чего избавить тебя) поведением X?» — это вопрос, который помогает обнаружить позитивное намерение X. Позитивные намерения представляют собой критерии.

«Шестишаговому рефреймингу» в качестве рабочего паттерна в книге Нейро-Лингвистическое Программирование в Нидерландах (Neum-Linguistiseh Pivgrammeren in Nederiand) посвящена целая глава (глава 5). В этой главе речь идет не только об этапах работы, но и о возможных препятствиях и способах их преодоления. Ниже мы приводим краткое описание.

«ШЕСТИШАГОВЫЙ РЕФРЕЙМИНГ» («SIX STEP REFRAMING»)

«Шестишаговый рефрейминг» является полезным паттерном (техникой) в том случае, когда у клиента проявляется нежелательное поведение. Кто-то делает то, чего он не хочет делать, но он не может остановиться. Или кто-то не способен делать то, что он хочет. Это выглядит так, словно большинство частей человека хотят чего-то, а одна часть сопротивляется этому или протестует. «Шестишаговый рефрейминг» менее применим в том случае, когда кто- то явно обнаруживает две стороны конфликта: с одной стороны, он хочет X, а с другой стороны, он хочет Y. В этом случае в качестве паттерна лучше всего использовать переговоры между двумя частями. «Шестишаговый рефрейминг» осуществляется следующим образом.

 
 
Альтернативное поведение
Творческая часть
Ответственная часть
Проблемное поведение
Намерение
Шестишаговый рефрейминг

1.Назовите часть

— Выясните не желаемое поведение:

«Что ты делаешь, чего делать не хочешь?» Или: «Что ты хочешь сделать, но не способен сделать?». Это поведение мы назовем поведением X.

— Дайте этой части название (с позитивным значением!):

«Итак ты собираешься немедленно установить контакт с той частью себя, которая ответственна за поведение X. Как ты хочешь назвать эту часть?».

2.Установите контакт с частью

— Спросите о сигнале:

«Вежливо и доброжелательно спроси у части: Ты хочешь установить со мной контакт?

Обрати внимание на то, что изменяется в твоих внутренних переживаниях. Все, что проявляется на поверхности: эмоции, образы, боль, удивление, воспоминания, голоса, звуки, слова или символы, могут быть сигналом части».

— После того как сигнал зафиксирован:

«Скажи части: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты усилила это ощущение /образ/звук, если хочешь сказать «да», и ослабила, если хочешь сказать «нет»,

(Или наоборот, если сигнал неприятен).

3.Найдите позитивное намерение

«Спроси у части: Ты хочешь позволить мне узнать, чего ты добиваешься поведением X?» (позитивное намерение)

— При сигнале «да»

«Скажи: Продолжай».

— При сигнале «нет»

«Поблагодари часть за четкий ответ и отнесись уважительно к ее выбору».

— Если явно проявляется позитивное намерение:

«Скажи части, что ты поддерживаешь ее позитивное намерение». Важно, чтобы клиент четко согласился с позитивным намерением.

4.Позовите творческую часть на помощь

— Убедись в содействии части X:

«Если бы у тебя [части] был другой способ достижения X, более быстрый, основательный и простой, может быть, можно было бы использовать этот новый способ вместо поведения X?».

— Активизируйте творческую часть клиента:

«Когда у тебя максимально проявляется творческое начало?»

Заякорение данной творческой части может быть весьма полезным.

— Спросите творческую часть об альтернативах:

— «Пусть часть X объяснит творческой части позитивное намерение X. Попроси творческую часть создать по меньшей мере три альтернативных варианта поведения, выражающих позитивное намерение X, и передать их этой части».

— Попроси часть X подавать сигнал «да» каждый раз, когда будет появляться хороший альтернативный вариант поведения X».

Продолжайте работу до тех пор, пока клиент не получит три сигнала «да».

5.Попросите часть использовать альтернативные варианты

«Ты готова попробовать использовать эти новые варианты в ближайшее время?».

— Проявляет интерес, но не обязательно:

«Ты не хочешь показать мне один или два новых способа на уровне сознания (и несколько на уровне подсознания)?

— При появлении сомнений договоритесь об определенном испытательном периоде. Часть X ничего не теряет: если альтернативные варианты не удовлетворительны, всегда можно снова вернуться к поведению X.

6.Проведите проверку на экологию

— Спросите, нет ли сложностей с другими частями:

«Если имеются другие части, которые оказывают сопротивление новым альтернативным вариантам поведения X, не подадут ли они сейчас сигнал?»

— Интеграция препятствий. Пусть противодействующие части внесут поправки в альтернативные варианты поведения, возможно, при помощи творческой части.

— Либо повторите действие паттерна начиная с этапа 2 в отношении противодействующих частей.

— Можно сделать заключительное внушение:

«В ближайший период времени ты, возможно, к своему большому удивлению, обнаружишь, что вместо X совершенно неосознанно действуешь иначе».

МОДЕЛЬ ВНУТРИ-СНАРУЖИ

Более молодой, чем «шестишаговый рефрейминг», техникой НЛП техника Аннеке Мейер «перестановка внутри-снаружи». Этот рабочий паттерн может быть исключительно полезен при разрешении внутриличностных конфликтов. Исходным пунктом (автор Юнг) данной техники является факт, что мы проектируем свои внутренние конфликты и подтверждаем их во взаимодействии с другими.

Или, как говорит Юнг «Стрелы, приникающие глубже всего, посылаются (…) из нашего собственного подсознания».

С данным паттерном работает один человек. Мы приводим его описание с точки зрения НЛ-программиста. Однако он может использоваться и в качестве техники самопомощи.

Другой человек
Раздражающее поведение
Я сам
Согласующаяся часть
Позитивное намерение
Модель «внутри-снаружи»

1.Определите нежелательное поведение

Клиент рассказал, с чем связаны его трудности. Помогите клиенту определить какое поведение мешает ему в эмоциональном плане (раздражает, злит, вызывает напряжение, пугает, печалит и т. п.): «Что именно тебя постоянно раздражает?»

2.Отыщите согласующуюся часть

Попросите клиента установить контакт с той частью, которая согласуется с мешающим поведением:

«Установи контакт с той частью себя, которая соответствует этому поведению, которая действует, думает или чувствует точно так же». При этом принимаются во внимание, по сути, все данные и принципы, которые действуют при осуществлении коммуникации с частью.

3.Отыщите позитивное намерение

Помогите клиенту обнаружить позитивное намерение этой части:

«Та часть тебя, которая делает то, что тебя раздражает, чего она хочет этим добиться?»

4.Отыщите альтернативные варианты

Дайте клиенту следующее задание.

Поговори с частью о:

— Альтернативных вариантах

«Каким другим способом можно было бы выразить это позитивное намерение?».

Метод работы, используемый для поиска альтернативных вариантов, аналогичен методу «шестишагового рефрейминга».

Некоторые другие темы, которые могут быть актуальны в связи с осуществлением коммуникации с частью:

— Границы

В каких границах действует эта часть, и что ты можешь из этого извлечь?

Иными словами, не хотелось бы тебе изменить эти границы в будущем?

— Ресурсы

«Что ты можешь оценить в этой части?»

«Что может эта часть оценить в тебе?»

Важнейшей целью этих вопросов является достижение обоюдного взаимодействия между клиентом и частью.

5.Переведите в поведение

Переведите результаты коммуникации с частью в конкретное поведение (и подстройтесь к будущему).

— Помогите клиенту подобрать новые ресурсы для контакта с противодействующей частью:

«Подумай над тем, как ты сможешь использовать эти новые варианты поведения и точки зрения в следующий раз. Что именно ты собираешься сделать по-другому?».

— «Downside planning» (ожидание наихудшего развития событий)

При желании мы можем также осуществить так называемое «downside planning», иными словами, провести тестирование наиболее тяжелого случая: «Представь себе, что в следующий раз это мешающее поведение проявится в наихудшем виде. Так отвратительно, несправедливо, подло, злобно, притворно, коварно и лицемерно оно еще никогда не проявлялось. Как ты будешь действовать в таком случае?». Если это повлечет за собой проблемы, вернитесь к этапу 2.

6.Протестируйте экологию

— Спросите, имеются ли части, которые противодействуют этому изменению:

«Если имеются другие части, которые противодействуют тому, как ты собираешься поступить с поведением, они дадут тебе об этом знать?».

— Интеграция препятствий.

Позвольте противодействующим частям подкорректировать планы, вероятно, с помощью творческой части.

Наши рекомендации