Эксперименты с использованием субмодальностей
Когда специалист по графике работает над оформлением обложки книги и использует при этом различные цвета, он манипулирует с субмодальностями. Это объясняется тем, что он видит книгу в своих мыслях и может моментально визуально представить себе всю цветовую палитру. Используя свои критерии для выбора лучшего цвета, в определенный момент он приходит к определенному выбору: серовато-зеленый! Вполне возможно, что в его сознание проникает только последний цвет, и он ощущает удовлетворение, так как именно этот цвет соответствует его критерию «лучшего цвета». Теперь он вполне уверен в том, как должна выглядеть книга.
Весь творческий процесс демонстрирует способность человека фантазировать при помощи субмодальностей. Мы можем думать о яблоке и мысленно делать его золотистым. Мы можем представить его трехметровым, если нам этого захочется. Иными словами, наша способность изменять субмодальности практически безгранична.
Можно сказать, что пассивное обобщение на основе сенсорного опыта вместе с созданным еще в ранней юности стилем кодирования посредством субмодальностей выражаются в субъективной действительности. Личное кодирование образует границы, в пределах которых существует человек. Существуют границы между смыслом и бессмыслицей.
Теоретически, наши мысли всецело подвержены манипулированию; мы обладаем абсолютной способностью думать о вещах так, как это представляется нам наиболее приемлемым, однако наша модель мира оказывает при этом сдерживающее действие. Обычно мы используем эту способность весьма редко и оперируем несколькими субмодальностями.
Искусство является той областью, где предоставляется большая свобода в обращении с субмодальностями; в этой области экологические препятствия проявляются в гораздо меньшей степени. Художники, писатели и создатели фильмов имеют возможность творчески оперировать субмодальностями в своей голове. Однако за пределами искусства это становится рискованным тот, кто слишком увлекается манипулированием субмодальностями, теряет способность к адекватному восприятию реальности.
Эксперимент 1: Синестезия
Тот, кто боится пауков, как правило, испытывает еще больший страх, если мысленно представляет паука еще большего размера. Иными словами, изменение в визуальной модальности оказывает воздействие на внутреннюю кинестетическую модальность: образ большего размера усиливает чувство страха. В этом случае мы говорим о синестезии.
Если мы попросим человека, испытывающего страх перед пауками, подумать о насекомом, который кажется ему симпатичным, к примеру, о шмеле, то возникшее у него чувство симпатии соединяется с образом шмеля. Если теперь мы спросим этого человека о различии между этими двумя образами, может выясниться, что паук представляется ему большим, темным, неподвижным или невероятно проворным, в то время как шмель кажется ему маленьким, солнечно-светлым, летящим или ползущим.
После применения по отношению к этим двум субъективным впечатлениям так называемого коллапса якорей (см. главу 10, «Якоря») образ шмеля может оказать влияние на образ паука. В результате паук становится более маленьким и светлым, движения его становятся более спокойными. Наряду с этим значительно уменьшается и чувство страха.
Бэндлер предположил, что любое субъективное переживание присутствует во всех сенсорных системах, и что изменения в одной системе влекут за собой изменения в другой системе.
Этот эксперимент можно провести следующим образом. Сначала необходимо выявить субмодальности двух различных репрезентаций. Затем создать кинестетические якоря для обоих переживаний. Потом одновременно стимулировать оба якоря до тех пор, пока не возникнет стабильное новое смешанное состояние. После этого нужно определить, чем субмодальности данной репрезентации отличаются от субмодальностей двух первоначальных репрезентаций. Небольшой совет: возьмите для этого эксперимента две очень разных репрезентации отпуска. В результате вы создадите третье переживание отпуска!
Эксперимент 2: Аналогия в субмодальностях
Следующий эксперимент помогает разъяснить принципы поиска на основе аналогии.
1. Попросите человека, участвующего в эксперименте, подумать о какой-нибудь музыке.
После этого попросите его «извлечь» эту музыку изнутри и мысленно ее прослушать.
2.Создайте кинестетический якорь для этой музыки.
3.Отвлеките участника эксперимента и протестируйте кинестетический якорь.
4.Активизируйте якорь и попросите участника эксперимента вспомнить, где и когда он услышал эту музыку впервые.
Кинестетический якорь стал якорем поиска и помогает участнику эксперимента в течение длительного времени отыскивать прежние переживания, связанные с данной музыкой. В принципе, этот поиск осуществляется на основе аудиальных субмодальностей: тон, ритм, мелодия, тембр, резонанс и т. п. Вполне вероятно, участнику эксперимента удастся вспомнить, где и когда он услышал эту музыку впервые.
Есть и другой вариант. Можно попросить участника эксперимента сконцентрироваться на ощущениях, связанных с данной музыкой. Заякорив эти ощущения, можно продолжать ту же самую процедуру. В этом случае направление поиска будут определять кинестетические субмодальности.
Какие же выводы мы можем извлечь из подобных экспериментов? Чему они могут нас научить? Приведем следующий пример.
Ассоциация, связанная со временем (от нынешнего времени к прошлому), может одновременно сопровождаться объединением репрезентации, с помощью которой осуществляется поиск, и найденной репрезентации. Как только находится удовлетворительное аналогичное переживание, появляются точки соприкосновения, общие субмодальности, которые соединяют границы между двумя репрезентациями. Вполне логично исходить из того, что одни и те же субмодальности возникают благодаря активности одних и тех же популяций нервных клеток. Иными словами, две репрезентации, имеющие аналогичные субмодальности, имеют также общие физиологические свойства, в форме идентичной нервной активности. Следовательно, в точках соприкосновения две репрезентации составляют единое целое.
Эксперимент 3: Слияние
Вышесказанное можно проверить при помощи простого эксперимента. Он проводится следующим образом:
1.Создайте кинестетический якорь музыки (внутреннего аудиального воспоминания).
2.Создайте аналогичным способом кинестетический якорь совершенно другой музыки.
3. Используйте коллапс якорей.
Попросите участника эксперимента подумать над тем, как эти две музыки сочетаются друг с другом; это мелодия, вид тона, ритм? Что было бы необходимо для того, чтобы их объединить? По какой причине это не удалось?
Эксперимент 4: Разрешение проблемы
Схожий эксперимент в клиническом контексте:
1.Проанализируйте субмодальности воспроизведения проблемы.
2.Проанализируйте субмодальности воспроизведения обычного ресурса.
3.Используйте коллапс якорей по отношению к обеим репрезентациям.
4.Проанализируйте субмодальности объединенной репрезентации.
Попросите участника эксперимента подробно рассказать о его переживаниях.
При осуществлении данного эксперимента можно установить, на основе каких субмодальностей происходит объединение — как правило, точками соприкосновения служат одна либо две субмодальности — и посредством каких субмодальностей ресурс может быть переведен в воспроизведение проблемы. Разумеется, эти процессы могут протекать очень быстро и не всегда могут быть воспроизведены.
Проводя подобные эксперименты, мы можем сталкиваться и с другими необычными явлениями. Участник эксперимента может столкнуться как с «неверием», «незначительностью», так и с «непереводимостью». Весьма поучительным может быть вызов гипнотического состояния посредством расслабляющего внушения. Часто объединение ресурса и воспроизведения проблемы возможно только в том случае, если участник эксперимента немного расслабляется. Расслабление, по мнению Синклера и Деркса (1990), подразумевает уменьшение влияния клеток, поддерживающих наши ограничения. Мысли (энграммы, концепции) объединяются (сливаются) в состоянии повышенного внимания гораздо труднее, чем в состоянии расслабления. (Мы мечтаем в максимально расслабленном состоянии).
Иными словами, состояние сознания человека определяет, будет ли объединение найденного ресурса с репрезентацией проблемы происходить легко или трудно.
Отрицательные эмоции первоначально сопровождаются мысленным возбуждением и, следовательно, им сопутствуют сильные ограничения.
ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ
Сенсорные модальности: синоним словосочетания «репрезентативные системы». Нам известна визуальная, аудиальная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая модальность.
Субмодальности: качественные и количественные подразделения модальностей.
Кодирование посредством субмодальностей: уникальный для каждого индивидуума способ определения категории субъективного переживания посредством субмодальностей. Например: «стыдливость» может означать для кого-то «находиться под суровым взглядом взрослых, наблюдающих сверху со всех сторон».
Синестезия: в психологии термин, означающий сцепку репрезентации в одной модальности с репрезентацией в другой модальности, например, когда образы вызывают определенные ощущения.
Критические субмодальности: субмодальности, оказывающие наиболее сильное влияние на значение репрезентации.
Например, если «образ очень далеко/близко» оказывает на кого-то наиболее сильное влияние, это будет являться для него критической субмодальностью.
Управляющая субмодальность: субмодальность, которая оказывает наиболее сильное влияние на чье-то поведение. При увеличении влияния данной субмодальности происходит усиления ощущения «должен что- то сделать».
Способность неосознанно видеть, слышать или чувствовать оказывает значительное влияние на поведение человека. В каждой репрезентации присутствуют все сенсорные модальности. Даже если кто-то утверждает» что он «ничего не видит», мы исходим из того, что на уровне подсознания он что-то все-таки видит.
Установки «сделай так, словно»: метод работы, при котором клиент не осознает образы, голоса и ощущения, используемые в процессе работы, но по просьбе НЛ-программиста работает так, как будто все это имеет место. Практика показывает, что этот метод может быть даже эффективней, чем тот, при котором клиент имеет полное представление об образах, звуках и ощущениях, с которыми он имеет дело в процессе работы.
Предикаты: слова, которые указывают на определенную сенсорную систему. Однако те же самые слова могут часто давать представление о субмодальностях: смутный, внести ясность, предвидеть, не новое дело, находиться под влиянием чего-то, все начинает кружиться и т. п.
Кинестетические мета-реакции: кинестетические ощущения, возникающие в связи с репрезентациями в аудиальной или визуальной сенсорной системе посредством синестезии. Необходимо отличать их от основных кинестетических внешних (тактильных) и внутренних (про- приоцептических и ноксических) ощущений.
ПРИМЕРЫ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ
Ниже мы приводим некоторые примеры для каждой из вышеназванных субмодальностей.
Визуальные субмодальности | Аудиальные субмодальности | Кинестетические субмодальности |
большой / маленький близкий / далекий высоко / низко слева / справа неподвижен / в движении светлый / темный цветной / черно-белый быстро / медленно короткий / длинный двухмерный / трехмерный горизонтальный / вертикальный один образ / несколько образов рядом друг с другом четкий / расплывчатый прозрачный / непрозрачный фокус снизу / спереди справа/ сверху сильный / слабый блестящий / тусклый контрастный / одноцветный | громко / тихо тон высокий / низкий быстро / медленно звук короткий / длинный звук слева / спереди / справа снизу / сверху мелодичный / монотонный какофонический / разноголосый / в унисон гармоничный / диссонирующий моно / стерео эхо / нормальный резонанс / приглушенный звонкий / трескучий изнутри / снаружи | — кинестетические внешние: в какой области тела? насколько велика эта область? интенсивный / поверхностный продолжительный / непродолжительный / ритмичный боль / напряжение / давление тепло / холодно грубый /мягкий мокрый / сухой беспокоить / зудеть / саднить / причинять боль — кинестетические внутренние: где в организме? насколько большого объема? сильно ощутимый / едва ощутимый продолжительный / ритмичный / непродолжительный пустой / полный тяжелый / легкий холодный / теплый прекрасный / приятный / хороший / нейтральный / неприятный / отвратительный чувствительный / бесчувственный натянутый / гибкий заблокированный / струящийся сильный / слабый |
Вкусовые субмодальности
сильный вкус / слабый вкус
с крепким вкусом / безвкусный
сладкий / соленый / кислый / горький
свежий / несвежий / затхлый
жидкий / густой
свежий / испорченный
Обонятельные субмодальности
сильный запах / слабый запах
тяжелый запах / легкий запах
душный / пронизывающий
свежий / раздражающий / спертый / душный
сырой / заплесневелый / испорченный / чадящий