Различные виды субмодальностей

Рассматривая субмодальности, вы заметите разли­чия даже в пределах одной субмодальности. Обсудим визуальные субмодальности. Какие различия вы мо­жете заметить между картиной, выглядящей цветной или черно-белой, и картиной, кажущейся далекой или близкой?

Это различие исходит из того факта, что картина выглядит или черно-белой, или цветной. Мы не созда­ем (и не можем создать) картины в промежуточной кодировке. (Не все тренеры НЛП соглашаются с этим заключением. Они считают, что все субмодаль­ности относятся к аналоговой категории.) Однако в случае картины, кажущейся далекой или близкой, визуальный образ может иметь некоторые промежу­точные значения из данного диапазона. Картина мо­жет быть расположена на расстоянии пяти метров от вас, трех метров или прямо перед вашим носом.

Дигитальные субмодальности функциони­руют как выключатель: могут быть или «вклю­ченными», или «выключенными». Субмодаль­ности, которые могут принимать множество значений из определенного диапазона, мы называем аналоговыми субмодальностями.

Таким образом, некоторые субмодальности функ­ционируют подобно выключателю: могут быть в положении либо «включено», либо «выключено». На­пример, элементы картины могут двигаться, или картина может оставаться неподвижной. Оба варианта не могут иметь место одновременно. Такие виды субмодальностей мы называем дигитальными суб­модальностями. Субмодальности, которые могут принимать множество значений из определенного диапазона, мы называем аналоговыми субмодальностями. «Положение» является примером аналоговой субмодальности. Более полное понимание субмо­дальностей обычно развивается у нас после того, как мы научимся изменять их и обращать внимание на вызываемые этим изменением переживания. Про­изошедшее событие существует как факт. Мы не можем изменить его. Однако сегодня мы реагируем не на факт, а на наше воспоминание об этом событии. Поэтому хотя мы не можем изменить свершивший­ся факт, мы можем изменить то, как мы воспринима­ем воспоминание и осуществляем его внутреннюю репрезентацию.

Когда мы, наделяя наши внутренние репрезента­ции новыми значениями, осуществляем изменение восприятия, мы также изменяем субмодальную структуру этой внутренней репрезентации. Анало­гично, когда мы осуществляем изменение при помо­щи субмодальных сдвигов, мы всегда активируем фрейм более высокого уровня, который наделили значением более высокого уровня. Поэтому мы мо­жем осуществлять сдвиги восприятия и при помощи слов (посредством рефрейминга), и при помощи суб­модальностей (посредством перекрестного отображе­ния). В любом случае для осуществления и сохране­ния сдвига мы должны «переместить» проблемное состояние во фрейм более высокого уровня (желае­мое состояние).

Хотя мы не можем изменить свершившийся факт, мы можем изменить то, как мы воспри­нимаем воспоминание и осуществляем его внутреннюю репрезентацию.

Визуальные  
Картина черно-белая или цветная?          
Близкая или далекая?          
Яркая или тусклая?          
Положение?          
Размер картины?          
Ассоциирована/диссоциирована?          
В фокусе или не в фокусе?          
Фокус изменяется или нет?          
В рамке или панорамная?          
Фильм или неподвижная картина?          
Ускоренный, нормальный или замедленный фильм?          
Контрастность?          
Трехмерная или плоская?          
С какого угла видна?          
Количество картинок (сдвиг)?          
Аудиальные          
Положение звука          
Направление          
Внутренний или внешний?          
Громкий или тихий?          
Быстрый или медленный?          
Высокий или низкий? (высота)          
Тональность          
Тембр          
Наличие пауз          
Ритм          
Продолжительность          
Уникальность звука          
Кинестетические          
Положение          
Размер          
Форма          
Интенсивность          
Твердость          
Движение/продолжительность          
Вибрация          
Давление/теплота          
Вес          

Рис. 14.1. Контрольный список субмодальностей

Рассмотрим что-либо, что вызывает у вас гнев. При вспоминании такого переживания, вы, вероят­но, получаете картину стимула, вызывающего гнев. Эта картина выглядит цветной или черно-белой? Вы видите ее трехмерной или плоской? Видите ли вы себя на картине (диссоциированно) или вы видите все события как бы собственными глазами (ассоци­ированно)? Как правило, диссоциация от воспоми­нания удаляет значительную часть эмоций, если не все. Ваша картина выглядит как панорама, или она заключена в рамку? Движется какой-нибудь элемент картины или нет? Как далеко расположена картина? Она выглядит яркой или тусклой, в фокусе или не в фокусе? Где вы видите картину относительно себя? Исследование и определение различий суб­модальностей двух образов мы называем сравнительным анализом.

Теперь подумайте о чем-то, что вызывает у вас чувство полного спокойствия и расслабления. Поду­майте о каком-нибудь внешнем стимуле, на который вы обычно реагируете спокойствием, так что это вызывает у вас более глубокое и полное дыхание и расслабление всех мышц. Увидьте картину этого стимула. Теперь определите те же субмодальности этой второй картины расслабления, что и в случае гнева. Вы обнаружите некоторые различия. Мы называем это сравнительным анализом. При этом вы исследо­вали и определили различия субмодальностей двух противоположных основных состояний: гнева и расслабления.

Итак, для того чтобы осуществить вмешательство, возьмите образ гнева и придайте ему субмодальности мягкого и спокойного расслабления. Если карти­на гнева выглядела черно-белой, а расслабления – цветной, сделайте картину гнева цветной. Изменение субмодальностей гнева в субмодальности расслабле­ния обычно изменяет то, как вы ощущаете гневное состояние. Ваше состояние гнева будет ощущаться более спокойным, мягким и положительным. В ито­ге вы получите «расслабленный гнев».

В этом случае мы не изменили ничего, кроме внут­ренней репрезентации гнева. Содержание воспоми­нания осталось тем же. Действительно, «каковы мыс­ли в душе человека, таков и он». Это также показы­вает силу субмодальностей.

В этом примере мы работали с явлением основно­го уровня (с гневом). Мы не использовали метауровневые явления, такие как убеждение, неверие, пони­мание и т. д. Явления более высоких метауровней не сдвигаются при перекрестном отображении субмо­дальностей. Фрейм значения расслабления находит­ся на более высоком уровне абстракции, чем основ­ной уровень гнева. При изменении «гнева» в «рас­слабление», то есть при влиянии «расслабления» на «гнев», большинство людей испытывают сдвиг.

Метауровневые явления не сдвигаются при перекрестном отображении субмодально­стей.

Если вы не чувствуете успокоения своего гнева, это значит, что ваш гнев находится на более высоком уровне, чем расслабленное состояние. Вы наделили свой гнев намного большим значением (более высо­кий метауровень). Если у вас имеется это пережива­ние, спросите себя: «Какова цель моего гнева?». За­давайте этот вопрос до тех пор, пока не перейдете во фрейм более высокого уровня, который сможете ис­пользовать для регулирования своего гнева. Напри­мер, когда я (Б. Б.) работал с одним своим старым переживанием гнева, я спросил себя: «Боб, какова была природа того гнева?». Я получил (из глубины сознания) такой ответ: «Для подтверждения его су­ществования». «Хорошо, Боб. Какова была причина подтверждения существования твоего гнева?» В глу­бине сознания мгновенно возник такой ответ: «Я был прав!». «Боб, какова была причина того, чтобы ока­заться правым?» «Чтобы другие считали меня сто­ящим человеком». Стоп! Это не сработает. Гнев ни­когда не дает мне ощущение собственной ценности. А что дает? Мои духовные убеждения дают мне ощу­щение собственной ценности. Итак, я могу сдвинуть мой гнев «вверх» к моей духовной репрезентации Иисуса или попросить Иисуса повлиять на мой гнев. Догадайтесь, что при этом произойдет с гневом? Он пропадет.

Процесс изменения субмодальностей одно­го образа в субмодальности другого мы на­зываем перекрестным отображением субмо­дальностей.

Изменяя внутренние репрезентации посредством изменений субмодальностей, вы обнаружите, что некоторые субмодальности приводят к более силь­ным изменениям, чем другие. Например, изменяя картину замешательства в картину уверенности, вы можете обнаружить, что изменение ее положения изменяет и другие субмодальности. Процесс изме­нения субмодальностей одного образа в субмодаль­ности другого мы называем перекрестным отобра­жением субмодальностей. При перекрестном ото­бражении обычно две или три субмодальности (как и у многих людей, в моем случае это положение) приводят к изменениям других субмодальностей. Если это происходит, вы имеете дело с критической субмодальностью или, как говорят некоторые, веду­щей субмодальностью (драйвером). Изменяя одно переживание в другое посредством перекрестного отображения субмодальностей, мы используем драйверы. Это является одним из способов исполь­зования сравнительного анализа различных переживаний.

При перекрестном отображении обычно две или три субмодальности приводят к измене­ниям других субмодальностей. Если это про­исходит, вы имеете дело с критической суб­модальностью или, как говорят некоторые, ведущей субмодальностью (драйвером).

Опять-таки, хотя вы не можете изменить собы­тия, произошедшие в вашей жизни и причинившие вам много боли, вы можете изменить свои внутрен­ние репрезентации этих воспоминаний. Изменяя внутренние репрезентации, вы можете изменить то, как вы ощущаете эти события. Изменяя то, как вы их ощущаете, вы изменяете свои реакции на похо­жие события. Таким образом, управление своими внутренними репрезентациями событий и воспоми­наний позволяет нам управлять чувствами по отно­шению к различным событиям. Репрезентативные системы, ключи глазного доступа и субмодальнос­ти — основные способы структурирования наших субъективных переживаний. Мы также должны принимать во внимание то, как мы устанавливаем последовательность использования своих внутрен­них репрезентаций в процессе мыслительной и фи­зической деятельности. Установление последова­тельности использования репрезентативных систем при построении мыслей и поведения мы называем стратегиями.

Репрезентативные системы, ключи глазного доступа и субмодальности - основные спо­собы структурирования наших субъективных переживаний. Другим строительным блоком субъективных переживаний является уста­новление последовательности использова­ния этих ключевых элементов в процессе мыслительной и физической деятельности. Установление последовательности использо­вания репрезентативных систем при постро­ении мыслей и поведения мы называем стра­тегиями.

Более подробное описание того, как метауровни и метасостояния влияют на субмо­дальности, можно найти в книге «Структура мастерства: снимаем маску с метауровней "субмодальностей"» (Hall & Bodenhamer, 1999, Empowerment Technologies, Grand Jet, CO, USA).

Наши рекомендации