Глава 13. структура субъективного опыта
Внутренний опыт можно представить как объект, но можно и как межзвездное космическое пространство. Все те явления, которые мы способны воспринимать в окружающем нас космическом пространстве отображаются в таком же космическом пространстве в нашей душе. Каким же образом мы получаем осознанное представление о множестве вещей, над которыми можем размышлять, которые можем ощущать, представлять себе, о которых можем фантазировать и т. д.? Иными словами, какую структуру мы можем обнаружить в нашем субъективном опыте или привнести в него? Во вселенной мы можем различить планеты, созвездия, звезды и черные дыры. Отдельные элементы мы можем снова объединить в единое целое. Таким же образом мы можем различать элементы во вселенной нашего внутреннего опыта.
ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
НЛП занимается исследованием взаимодействия между нашими физическими и неврологическими процессами, нашим словоупотреблением и нашей внутренней вселенной. Одним из исходных философских пунктов при этом является то, что мы реагируем не на непосредственно внешнее пространство вокруг нас, а на модель, которую мы создали внутри себя. Мы живем в своего рода собственном планетарии, который называем «миром» или «действительностью». Из взаимодействия между неврологией, языком и моделью мира берет начало наше переживание «здесь и сейчас», наше субъективное впечатление от настоящего момента. НЛП изучает структуру переживания: составные части, их особенности и их взаимосвязь.
Если кто-то описывает свой внутренний опыт, он делает это, как правило, в наиболее расплывчатых выражениях. Он говорит, что он что-то думает, либо что он себе «что-то представляет». Такое выражение, как: «Я вижу это перед собой», или: «И тогда я сказал себе...» является довольно необычным для повседневной жизни. Но каков же тогда непосредственно характер внутреннего голоса, с помощью которого мы общаемся сами с собой? Этот голос говорит громко или тихо? Он высокий или низкий? Это знакомый или незнакомый нам голос? В какой именно части нашего тела он располагается? Он находится далеко или близко? Таким образом осуществляется более тщательное изучение элемента субъективного впечатления (которое можно охарактеризовать словами «о чем-то думать»). Наряду с этим НЛП изучает, как различные элементы субъективного опыта взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга. Что происходит, к примеру, с чьим-то эмоциональным состоянием, когда он приглушает или, наоборот, усиливает громкость своего внутренней) голоса? Или: как изменится его внешнее поведение, если к этому голосу он присовокупит визуальное изображение говорящего? В НЛП один элемент субъективного опыта (а именно мышление или действие) часто заменяется другим элементом (а именно, ощущением или представлением), который не столь легко изменить, или на который не столь легко повлиять.
РАЗЛИЧИЯ
Как же мы можем различить элементы субъективного опыта? В ходе истории было выявлено множество различий. Например, мы могли бы выявить различия между элементами чьего-то опыта, которые были продиктованы желанием эго, инстинктивными импульсами или установками совести. Или мы могли бы подразделить впечатления по архетипу, который они представляют, либо по архетипу, против которого они направлены. Или мы могли бы измерить время реакции и благодаря этому получили бы возможность отличать быстрые переживания от медленных. Или мы могли бы определить, от какого божества, из какого пантеона берет свое начало определенный внутренний опыт... Итак, существует определенное число различий. Важным аспектом различия или системы категорий являются следующие вопросы: Что мне это даст? Какие последствия будет иметь выявление определенного различия для способа моего дальнейшего действия? В НЛП мы стремимся использовать те различия, которые могут быть полезными для наших двух видов мыслительной деятельности: (а) перенимание (моделирование) чьего-то опыта, и (б) определение способа изменения чьего-то опыта. Поэтому мы используем следующие простые и практически направленные различия, которые были систематизированы и выделены Грэхемом Доусом и Дэвидом Гордоном в их книге «Эмпирическое множество» (Experiential Array), с указанием функции каждого элемента, а также наиболее часто встречающихся проблем и способов их разрешения (Gordon & Dawes 1989).
1. Контекст
«Где я?».
Чье-то восприятие ситуации: место, время, обстоятельства и то, что происходит вокруг него, люди и вещи, которые в этот момент находятся рядом, и т. д.
Структура субъективного опыта (впечатления) |
2.Внешнее поведение
«Что я делаю?».
То, что кто-то делает. То, как он действует.
3.Внутреннее состояние
«Как я себя чувствую?».
Его ощущения, эмоции. Его настроение.
4.Внутреннее воспроизведение
«Что я думаю?».
Что он мысленно видит, слышит и чувствует. Что он говорит сам себе.
5а. Критерии
«Что я считаю важным?».
Критерии, которые он использует для того, чтобы определить, что искать в других элементах (ситуация, его поведение, эффект и т. д.)
5б. Критерии
«Чему я придаю главное значение?».
Критерии, которые наиболее важны для него, которым он придает главное значение.
6. Убеждения
«Во что я верю? Из чего я исхожу?».
То, во что он верит. Его модель мира.
Все эти шесть элементов вместе мы называем «структурой субъективного опыта». По сути, они образуют интерактивную систему. Говоря другими словами, изменение в одном элементе будет оказывать влияние на все другие элементы. Теперь мы остановимся более подробно на каждом из этих шести элементов по порядку.
КОНТЕКСТ
Определение
То, что кто-то в данный момент воспринимает вокруг себя, осознанно или неосознанно. Ситуация, в которой имеет место переживание, является частью переживания. Обстоятельства, место, время, присутствующие люди, пространство, все, что он только может воспринять вокруг себя.
Функция
Чье-то восприятие контекста соединяет его с глобальной системой, частью которой он является, и дает ему информацию об эффекте от его действий. Восприятие контекста является существенным да фазы тестирования ТОТЕ (см. главу 6, «Раппорт»), если речь при этом идет о целях, связанных с окружающим кого-то миром (в отличие от целей, затрагивающих исключительно чьи-то личные мысли и ощущения).
Вопросы для выявления аспектов контекста впечатления (опыта):
«Где ты?»,
«В какой ситуации ты находишься?»,
«Что происходит вокруг тебя?»,
«Что ты видишь вокруг себя?»,
«Что ты слышишь вокруг себя?»,
«Что ты ощущаешь вокруг себя, в твоем окружении?»,
«Где и когда ты это испытываешь?»,
«Кто при этом присутствует?».
Проблемы, с которыми люди чаще всего сталкиваются при восприятии контекста:
1. «Даунтайм»: Кто-то настолько сильно сознательно концентрирует Свое внимание на своих собственных внутренних процессах, что уже не способен воспринимать контекст либо воспринимает его в весьма незначительной степени.
2.Опущение: Кто-то направляет свое внимание на происходящее вокруг него, но при этом от его внимания ускользает информация, которая необходима ему для оценки ситуации и правильного реагирования. У него отсутствуют необходимые фильтры восприятия.
3.Обобщение: Кто-то воспринимает ситуацию так, словно в прошлом он уже пережил точно такую же ситуацию. Различий с прежней ситуацией он просто не замечает.
4.«Аптайм»: Кто-то настолько сильно сознательно концентрирует свое внимание на контексте, что перестает воспринимать свои собственные внутренние процессы либо способен воспринимать их в весьма незначительной степени.
Применение
— Перераспределение внимания: Кто-то учится правильно распределять свое осознанное внимание между своими внутренними процессами и контекстом.
— Фильтры восприятия: Кто-то учится воспринимать происходящие вокруг вещи, которые необходимы ему для достижения определенной цели.
— Различение: Кто-то учится подмечать различия между «здесь и сейчас» и прошлыми впечатлениями.
ВНЕШНЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Определение
Все, что кто-то делает, что заметно, слышимо и/или ощутимо для внешнего мира. То, что он говорит, что он делает, как он двигается, его невербальное поведение и т. д.
Функция
Только с помощью своего поведения кто-то может быть узнан другими людьми. Только с помощью своего поведения кто-то может осуществлять коммуникацию с другими людьми. Поведение представляет собой интерфейс (связующее звено) между мыслями и эмоциями одного человека и мыслями и эмоциями другого человека. Только посредством поведения кто-то может повлиять на окружающий его мир.
Внешнее поведение |
Вопросы для определения внешнего поведения:
«Как именно ты поступаешь в этой ситуации?»,
«Как ты себя ведешь?»,
«Что ты говоришь?»,
«Каким тоном ты говоришь?»,
«Кто при этом стоит/сидит/лежит?», «Как ты двигаешься?»,
«Продемонстрируй-ка это!»,
«Покажи, что именно ты делаешь!».
Наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с внешним поведением:
1. Несоответствие: Внешнее поведение не соответствует чьим-то убеждениям или эмоциям, существующим в данный момент. Он делает что-то, во что не верит (либо верит не до конца), что ему совершенно не свойственно.
2. Неэффективность: Поведение не является эффективным. Кто-то делает то, что не позволяет ему достичь того стремится достичь. Он делает то, что является недействительным.
3. Экологические проблемы: Поведение не является экологически ответственным. Возможно, оно конгруэнтно и эффективно, однако данное поведение вызывает вещи (как правило, в масштабах глобальной системы либо существующие на протяжении длительного времени), которые нежелательны для кого-то.
4. Ограниченные способности: Поведение, которое необходимо кому-то для достижения определенной цели, не входит в его компетенцию. Он никогда этого не умел. Он этого не умеет.
Применение
— Создание переживания (опыта): Осуществление нового поведения может вызвать совершенно новое переживание.
— Продолжительность изменения: Изменения в эмоциях, мышлении и критериях могут быть начаты и продолжены посредством новых способов поведения. Новое поведение может осуществлять социальное якорение: оно соединяет изменение с социальной системой, в которой живет человек. Правило сильнейшего для осуществления изменения гласит: Вырази это в поведении!
— Гибкость: Общение новым способам поведения может помочь кому-то стать более гибким.
— Коммуникация: Перевод в поведение мыслей и эмоций способствует достижению более ясной коммуникации с другими людьми и тем самым расширяет возможности социальной системы, в которой живет человек.
ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ
Определение
То, что кто-то чувствует. Настроение, в котором он пребывает. Ощущения в его теле, которые позволяют ему понять то эмоциональное значение, которое имеет для него ситуация.
Функция
Эмоции человека постоянно дают ему обратную связь, неся значения тех событий, с которыми он имеет дело. В значительной степени они влияют на качество остальной части его переживания. Важнейшей функцией эмоции является глобальное регулирование.
Вопросы
«Что ты чувствуешь в этой ситуации?»
«Как ты себя ощущаешь?»
«В каком настроении ты пребываешь?»
«Каковы твои эмоции?»
«Что происходит в твоем теле?»
Внутреннее состояние |
Проблемы
— Неэффективность: Кто-то не располагает теми эмоциями или настроением, которые необходимы ему для достижения цели. Неверное эмоциональное состояние приводит к ошибочному внешнему поведению, что не позволяет достичь желаемого эффекта.
— Сдержанное выражение чувств: Эмоция не может быть правильно выражена. Кто-то не знает, как необходимо правильно выражать свои эмоции — он сдерживает чувства. Сдержанное выражение чувств наличии негативных эмоций приводит к плохому воздействию.
— Переполнение: Кого-то одолевает эмоция. Эмоция настолько сильна, что он теряет доступ к внутренним (или внешним) ресурсам, которые в обычной ситуации являются легко достижимыми.
— Несоответствие: Сама эмоция или способ выражения эмоции не ответствуют чьим-то убеждениям. Он не может почувствовать, что он чувствует на самом деле, и пытается подавить эмоцию.
Применение
— Осознание эмоции: Усиление осознания эмоций и настроения, чтобы кто-то научился использовать их обратную связь.
— Воздействие на эмоцию: Определение названия, местонахождения негативных эмоций, их принятие и выражение.
— Изменение эмоции: Изменение эмоционального состояния может быть необходимо в том случае, если оно ведет к нежелательным внешним способам поведения.
— Эмоции в качестве ресурса: Вызов эмоционального состояния, которое поддерживает необходимое поведение.
Внутреннее воспроизведение |
ВНУТРЕННЕЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Определение
То, что кто-то думает. Как он думает. Последовательность внутренних образов, звуков и ощущений, которые он испытывает в настоящий момент. Повторяющийся паттерн. Такую повторяющуюся всякий раз последовательность, мы называем внутренней стратегией.
Функция
Чье-то внутреннее воспроизведение (мысли) определяет в значительной степени то, что он воспринимает, как он оценивает ситуацию, что чувствует, и что он делает. Важнейшей функцией мыслей является тщательное, точное регулирование (в отличие от глобального регулирования внутреннего состояния).
Вопросы
«О чем ты думаешь в данный момент?»
«Что ты мысленно видишь?»
«Что ты мысленно слышишь?»
«Что ты мысленно чувствуешь?»
«Чем ты мысленно занят?»
«Какие мысли посещают твою голову?»
«О чем ты мечтаешь?»
«Что ты себе представляешь?»
Проблемы
— Неполная стратегия: В чей-то стратегии отсутствуют некоторые элементы, вследствие чего стратегия не работает. Кто-то не способен правильно оценить ситуацию и не достигает того эмоционального состояния и того внешнего поведения, которые необходимы для достижения определенной цели.
— Неверная последовательность: Стратегия обладает всем для успешной работы, однако элементы расположены в ней в неверной последовательности, вследствие чего она не работает.
— Неверная стратегия: Кто-то использует стратегию, которая хорошо работает в иной ситуации, но в данной ситуации не работает.
— Растянутая стратегия: Стратегия работает, однако является излишне растянутой. Ее осуществление занимает слишком много времени. Все можно сделать гораздо проще.
— Кругообразная стратегия: Стратегия «кусает свой собственный хвост». В стратегии имеется петля: Один вопрос вызывает другой вопрос, который влечет за собой следующий и т. д. Кто-то не может достичь адекватных действий.
Применение
1. Прерывание неэффективной стратегии: Существенный шаг в сдерживании нежелательной стратегии (например, отвлекающей кого-то) направлен на то, чтобы сделать эффективной стратегию в целом и высвободить место для новых мыслей.
2. Поиск эффективной стратегии в другом контексте: Стратегия, которую кто-то успешно использует в другом контексте, переносится на контекст, в котором человек не способен удовлетворительно функционировать.
3. Моделирование стратегии: Кто-то помогает перенимать стратегию у того человека, который может то, что не может другой.
4. Создание стратегии: Успешные элементы различных стратегий комбинируются для создания новой стратегии.
5. Упрощение стратегии: Упрощение излишне растянутой стратегии.
Критерии и значения |
КРИТЕРИИ И ЗНАЧЕНИЯ
Определение
То, что кто-то считает важным в данной ситуации. Критерий, с помощью которого он оценивает ситуацию. Если критерий является очень важным, если кто-то отвода данному критерию главное место, в этом случае мы говорим о ценности.
Функция
Функция критериев заключается в следующем: определять и делать возможной оценку. Критерии составляют основу значения, которое кто-то придает своему восприятию контекста, своему поведению, своим эмоциям и своим мыслям.
Вопросы
«Что ты считаешь важным в данной ситуации?»
«О чем идет речь?»
«На что ты обращаешь первоочередное внимание?»
«Что должно идти должным образом?»
«Чего нельзя допустить?»
Проблемы
— Отсутствующие критерии: У кого-то в соответствующем контексте нет необходимых критериев. Он не знает, что является важным и на что следует обратить внимание. Он, по сути, лишен управления.
— Неверный критерий: Кто-то использует критерий, неверный в данной ситуации. Два особых случая использования неверного критерия:
(а) Кто-то использует устаревший критерий.
(б) Кто-то — по ошибке — использует критерии других людей вместо своих собственных критериев.
— Отсутствие эквивалентности: Кто-то знает, что является важным, но не знает (либо знает не точно), что именно это означает. Он не знает, когда критерий является удовлетворительным, а когда нет.
— Слишком специфическая эквивалентность: Должно быть именно так, по-другому не пойдет. Иногда это означает, что шансы получить те переживания, которые кто-то хочет получить, ничтожны.
— Несоответствующие критерии: Чьи-то критерии не соответствуют его личности.
— Слишком высокая плотность: Кто-то использует слишком большое число критериев, вследствие чего эта комбинация становится неосуществимой.
— Конфликтующие критерии: Кто-то располагает различными критериями, которые вступают друг с другом в противоречие. Это означает, что они ведут к появлению несовместимых друг с другом мыслей, эмоций или способов поведения.
Применение
1.Выявление критериев: Кто-то помогает себе осознать то, что считает важным в данной ситуации.
2.Изменение критериев; Кто-то учится использовать другой критерий, который:
(а) больше согласуется с тем, чего он хочет достичь, или:
(б) больше подходит его личности.
3. Изменение эквивалентности: Сохранение критерия, но изменение его эквивалентности (иными словами, того, что критерий означает на практике). Изменение может заключаться в следующем:
(а) критерий становится менее специфичным и благодаря этому легче осуществимым или наоборот:
(б) происходит усиление эквивалентности критерия.
4.Иерархия критериев: определение приоритетов среди множества критериев, которые кто-то использует в определенной ситуации.
5.Комбинирование критериев: Кто-то помогает найти комбинацию или способ интеграции критериев, которые прежде входили друг с другом в противоречие.
Убеждения |
УБЕЖДЕНИЯ
Определение
То, во что кто-то верит. Из чего он исходит. Зачастую мы имеем дело с единой системой убеждений. Наши убеждения определяют, что мы считаем возможным и невозможным, в чем мы видим причины впечатлений и фактов, и какое значение мы придаем всем элементам переживания, о которых речь шла выше. Мы говорим о полной структуре убеждения, если мы имеем представление о следующих элементах:
— Значение (или вывод). Убеждение: то, во что кто-то верит.
— Явления (или факты). Сведения, на основании которых кто-то в это верит.
— Критерий (критерий, на основании которого определяется значение).
Функция
Убеждения представляют собой обобщения, которые поддерживаются с помощью видоизменения и преобразования сенсорных переживаний. Совокупность наших убеждений формирует нашу модель мира. Без модели мира нас бы просто парализовало; каждую секунду нам бы пришлось заново открывать для себя закономерности, действующие в нашем мире.
Вопросы
«О чем ты думаешь в данной ситуации?» (вопрос о значении)
«Из чего ты исходишь?» (вопрос о значении)
«Когда ты так говоришь, мне кажется, что ты думаешь, что... Это верно?» (вопрос о значении)
Если ты знаешь значение, ты можешь спросить:
«Откуда ты это знаешь?» (вопрос о сенсорном опыте)
«На чем ты основываешь свое мнение?» (вопрос о сенсорном опыте)
«Почему это важно?» (вопрос о критерии)
«Ну и что?» (вопрос о критерии)
«И, следовательно...?» (вопрос о критерии)
Если сенсорный опыт известен, ты можешь спросить:
«Что это для тебя значит?» (вопрос о значении)
«О чем это свидетельствует?» (вопрос о значении)
«Какой вывод ты из этого делаешь?» (вопрос о значении)
Если ты знаешь критерии, ты можешь спросить:
«Как это применимо в данной ситуации?» (вопрос о значении)
Впрочем, убеждения чаще содержатся в предположениях, о которых кто-то рассказывает, нежели непосредственно в высказываниях.
Проблемы и применение
Проблемы, связанные с убеждениями, и применение понятия «убеждения» в процессе изменения в основном аналогичны работе с критериями.