Создание якоря визуально-кинестетической диссоциации

Показание: если чья-то проблема связана с сильными эмоциями, фобическими реакциями или потрясениями. Якорь диссоциации является вспомогательным средством, в нужный момент способствующим переходу к диссоциации.

1.«Отыщи воспоминание о какой-нибудь приятной ситуации и визуально представь себя в роли стороннего наблюдателя, который мог бы видеть тебя в данной ситуации»

«Где это происходит? Какая на тебе одежда? Как ты при этом стоишь или сидишь?».

Обрати внимание на появление типичных для состояния диссоциации манеры держаться и направления взгляда: спина прямая, взгляд в направлении горизонта. Если формирование этого образа требует от тебя больших усилий, в этом случае попробуй сначала проследить за своим восприятием самого себя. Помочь себе можно также посредством использования изображения в зеркале, видеозаписей или фотографий.

2.«Отыщи другое воспоминание о какой-нибудь приятной ситуации и снова визуально представь себя»

Создай визуальный якорь (указывая рукой вдаль), кинестетический якорь (с помощью прикосновения) и аудиальный якорь.

Для усиления связи между диссоциацией и якорями отыщи еще несколько других приятных ситуаций и введи в них те же самые якоря.

Использование приятных воспоминаний в процессе выполнения упражнения по развитию способности диссоциировать, уже само по себе способствует появлению положительных эмоций, связанных с якорями диссоциации. Если хочешь пропустить эти упражнения, можешь сначала создать отдельный якорь для приятной эмоции.

3. Протестируй якоря визуально-кинестетической диссоциации

«Вспомни какую-нибудь произвольную ситуацию (дома или на работе). Войди в нее с этой эмоцией».

Проверь методом калибровки, имеются ли в наличии признаки ассоциации: двигательная сопричастность, такая как жесты и оглядывание вокруг себя. Теперь активизируй якоря диссоциации.

Проверь методом калибровки, перешел ли клиент в типичное состояние диссоциации. Спроси также у клиента, видит ли он себя в данный момент.

«Что происходит прямо перед тобой?».

ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Показание: если клиент хорошо знает желаемое поведение (поведение X) на примере других людей, но сам не способен на такое поведение. Иными словами, кто-то хочет уметь делать X, знает того, кто умеет это делать, но думает при этом, что сам на это не способен.

1. Найди модель

«Ты знаешь кого-нибудь, кому свойственно поведение X?».

«Создай фильм о том, как этот человек использует поведение X в ситуации, в которой тебе бы хотелось уметь его использовать».

Помочь себе можно посредством внушения с помощью воображаемых телевизионных экранов.

2.Понаблюдай за моделью

«Теперь понаблюдай за моделью еще раз, но с позиции другого человека, и в замедленном движении».

3.Переведи модель на себя

«Теперь смени изображение другого человека на изображение самого себя; представь себе, что ты видишь себя, демонстрирующим поведение X».

В результате этого последнего задания могут возникнуть всевозможные эмоциональные и этические сложности, а также сложности личного характера. В таком случае необходимо рассматривать подобные сложности как результат произвольных экологических тестов.

4.Тестирование экологии

«Что мешает тебе, когда ты пытаешься использовать поведение X так, как использует его другой человек?».

Производи необходимые изменения до тех пор, пока в воображаемом фильме не будут учтены все сложности:

«Используй поведение X так, как бы ты использовал его сам, как бы оно подошло тебе».

«Что мешает тебе теперь использовать поведение X на собственный лад? Какие отдельные навыки поведения X тебе еще необходимы?».

5.Раздели на составляющие части («Chunk it down»)

«Какие составляющие части поведения X тебе уже доступны, а какие еще нет?!

Давай дадим название каждому недостающему элементу поведения. Для этого бери их по одному и с каждым возвращайся к этапу 1. Каждую составляющую часть ты будешь теперь рассматривать как новое поведение X.

Продолжай до тех пор, пока клиент не обнаружит подходящий ресурс для каждого отсутствующего элемента поведения.

6. Ассоциируйся

«Теперь мысленно войди в изображение самого себя и продемонстрируй поведение X». Если тебе это удалось, задание выполнено. Если тебе это не удалось, постарайся обнаружить недостающее звено и снова вернись к этапу 4.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУГА И ЛИНИИ ЖИЗНИ

Наряду с визуализацией желаемого поведения либо желаемого состояния с помощью воображаемого экрана или стула (см. также «Цепочки якорей» в главе 10, «Якоря») с той же целью можно использовать начертанный на полу круг. Этот круг может быть обозначен на самом деле либо существовать в воображении. Данный круг представляет собой место (пространственный визуально-кинестетический якорь) для осуществления ассоциации. Находясь за пределами круга, клиент диссоциированно смотрит на себя либо на людей, являющихся моделями, находящимися в кругу. Таким же способом можно использовать и «линию жизни». Все что находится рядом с линией, означает диссоциацию, все что расположено на линии, означает ассоциацию.

Наши рекомендации