Лекция 17. Формирование технологической культуры учащихся.
Высокая скорость развития производства, появление новых технологий обусловливают быстрое устаревание знаний. Сегодня уже важно быть не столько современным, сколько уметь предвидеть те изменения, которые произойдут завтра. Мышление, ориентированное в будущее, выражает объективную реальность, связанную с процессами преобразований, которые характерны для технологии. Именно оно должно стать основой формирования технологической культуры.
В повседневной жизни мы часто упоминаем слово культура, но у каждого из нас оно вызывает различные ассоциации, например, с поведением человека, с культурой производства или искусства. Культура – отдельная категория общественной науки, содержащая многообразие суждений, трактовок и определений. В настоящее время известно около 300 определений культуры. Это свидетельствует о сложности и многогранности данного явления.
Понятие культура возникло на самых ранних стадиях развития общества и означало возделывание, обработку, совершенствование того, что дала природа. Известны высказывания Платона, Аристотеля, Сократа, Цицерона по вопросам культуры.
В средние века и позднее о культуре писали многие выдающиеся деятели – Руссо, Вольтер, Кант, Гегель, Л.С. Выготский, В.Н. Ильин, Л.Н. Коган, К.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев, И. Хейзинга, О. Шпенглер и др.
В философском энциклопедическом словаре предложено следующее определение: «Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности. Культура включает … и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрения, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)».
В Советском энциклопедическом словаре указывается под культурой понимается «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
В современной философии и социологии выявился интерес к культуре как фактору социального развития. Исследователи отмечают, что социальные изменения начинаются именно как сдвиг культуры, как результат новых ценностных ориентаций, как итог развития социокультурных закономерностей. Именно культура, а не идеология, политика, экономика является эвристическим средством постижения мира. Еще Н.А. Бердяев писал: «Чтобы понять тайны истории, надо рассмотреть культуру динамически, глубоко проникнуть в ее роковую диалектику».
Н.С. Злобин акцентирует внимание на духовной стороне жизни как источнике культуры, отмечая, что материальная культура только потому и есть культура, что она духовна. В.И. Толстых представляет культуру через категорию и феномен образа жизни человека. Л.Н. Коган утверждает, что культура есть мера всесторонней реализации сущностных сил человека. В этом его представление сходно с трактовкой Э.С. Маркаяна, считающего, что культура является выражением сущности человека, способом человеческой деятельности.
В.А. Сластенин указывает, что “Культура – это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а “усвоение” ее есть процесс личностного открытия, создание мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не отрицает предшествующий пласт культуры” .
В настоящее время в понятие «культура» вносится человеческий фактор. Уровень культуры общества определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих возможностей и способностей. Человеческий фактор отражает прежде всего личностную сторону культуры, фокусирующуюся на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самостоятельности. Г. Гастев писал о культуре, что «она интегрируется в сущности самой деятельности, которая функционирует в культурной среде как конкретный носитель культурных ценностей, сочетая в себе общее, присущее в целом культуре, и личное, привнесенное в культуру на основе индивидуального человеческого опыта, уровня занятий, идеологической и эстетической зрелости, мировоззрения и т.п.» Культура – резерв опыта и ценностей предыдущих поколений. Преемственность культуры происходит не автоматически, а в результате воспитания и образования и развития личности.
Известно, что каждое поколение людей использует результаты культурной деятельности предшествующих поколений. Новые социальные потребности порождают развитие материальной и духовной жизни, совершенствуя наследие предшествующего и передавая его следующим поколениям. Взаимодействие личности с культурой заключается в том, что человек, осваивая предшествующую культуру в процессе творческой деятельности, распространяет ее среди современников и опредмечивает для будущих поколений, пропуская через себя ценности культуры, являясь их носителем, обогащаясь за счет этих ценностей.
Личность участвует в культуре не только своей духовной сущностью, но и совокупностью всех своих физических и духовных сил, качеств и способностей. Человек одновременно предстает и в качестве субъекта культурного воздействия (поскольку именно он, и только он, создает все культурные ценности), и в качестве объекта культурного воздействия (поскольку под воздействием культуры формируются его духовные и физические качества). Поэтому, как отмечает В.М. Выдрин, процесс развития культуры заключается в том, что «человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру»
По мнению В.Д. Симоненко: «Под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т. е. комфортность триады: природа – общество - техносфера».
мы предлагаем следующее определение: «технологическая культура» - наличие технологических знаний и способов их применения в целях повышения профессиональной эрудиции, компетентности и личностного роста.
Технологическая культура включает в себя следующие компоненты:
- понимание общих основ технологии;
- умение использовать технологию и управлять ей;
- оценка последствий технологической деятельности.
Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном плане. Важно понять, что формирование технологической культуры не отменяет развития трудовых умений, а базируется на них. Для формирования технологической культуры учащихся важно устанавливать связь технологии с другими предметами, например математикой, физикой, изобразительным искусством, экологией, экономикой, обществознанием.
Технологическая культура, по мнению исследователей, включает в себя рациональные способы организации деятельности и приемы выполнения работы (когнитивный блок), умение применять их на практике (практически-деятельный блок), эмоциональное отношение к условиям, процессу, результатам труда, проявляющееся в технологической дисциплине (эмоциональный блок) (рис.1).
Рис. 1. Основные компоненты технологической культуры
Эти блоки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так реализация практически-деятельного блока обусловлена сформированностью знаний и умений. В свою очередь, созидательный труд активизирует мыслительную деятельность школьников. Такую же взаимосвязь можно проследить между эмоциональным и двумя другими блоками культуры труда. От степени заинтересованности и эмоционального отношения к деятельности зависят ее продуктивность, прочность усвоения правил работы. Высокий уровень сформированности нравственно-волевых качеств способствует овладению навыками самоконтроля, облегчает преодоление возникающих трудностей. В то же время успешность ручного труда вызывает положительное эмоциональное отношение к нему.
Успешность любой деятельности тесно связана с подготовкой к ней, предполагающей создание таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность и производительность труда при наименьших затратах времени, умственной и мускульной энергии учащихся, обеспечении их здоровья. Прежде всего, это знание правил организации рабочего места, умение оснастить его необходимым для определенного вида труда принадлежностями и целесообразно расположить их, привычка поддерживать чистоту и порядок в течении всей работы. Удобство, привлекательность, экономичность - вот критерии высокой готовности рабочего места к предстоящей деятельности.
Следующее требование - деятельная разработка технологического процесса изготовления изделия в целом и отдельных его деталей. В этой связи уместно вспомнить слова А. К. Гастева, который писал, что работа становится трудоемкой только потому, что мы ее неправильно организуем или работаем на плохо организованном месте. Ученику необходимы умения обращаться с нужными для выполнения данного трудового задания инструментами, приспособлениями, контрольно-измерительными принадлежностями, выполнять приемы труда и правила техники безопасности, соблюдать последовательность действий и операций, планировать их ход.
Организация деятельности начинается с мыслительных действий, а именно с осознания целей, ее принятия, и заканчивается достижением требуемого результата. Переход от «цели - замысла» к «цели - достижению» совершается через ряд этапов, которые можно условно обозначить как ориентировочный, организационный и исполнительный.
На ориентировочном этапе происходит осознание цели, оцениваются конкретные условия труда, принимается решение о возможности выполнения работы, учитываются практические умения, а также знания свойств обрабатываемого материала, его технологические возможности. При этом основная нагрузка ложится на мышление и воображение, что, в свою очередь, предлагает тщательный анализ внешних условий деятельности, актуализирует прошлый опыт, мобилизует творческие способности личности.
На организационном этапе обдумываются правила техники безопасности и конкретные приемы выполнения работы, обработочные операции. Происходит осознанный перенос известного в новую ситуацию для решения поставленной задачи.
На исполнительном этапе соблюдается и уточняется последовательность продуманных действий, которая в наибольшей мере отвечает сочетанию конкретных условий выполняемой работы. Опыт показывает, что школьники успешно овладевают прогнозирующей функции в процессе продуктивной деятельности, в частности на уроках трудового обучения, когда осуществляется перевод чувственных данных восприятия (зрительного, двигательного) в словесное выражение и достигается осмысленность в выборе последовательности действий.
Отношение школьника к трудовой деятельности выступает в таких проявлениях, как умения сохранять чистоту и порядок и порядок на рабочем месте, бережно относится к результатам труда, проявлять самоконтроль в работе. Процесс труда у подростков, особенно младших, имеет свою специфику, он требует определенной яркости, эмоциональности. Именно эмоциональный настрой позволяет незаметно для детей включать их в малоинтересную работу, воспитывать обязательность, старательность, аккуратность исполнения. Этому способствует использование проблемных ситуаций элементов игры.