Формирование эстетической культуры учащихся

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитываются стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры - не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи иди музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной па преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

28 Воспитание физической культуры учащихся. Система физического воспитания в школе.

Задачи и содержание воспитания физической культуры. Фи­зи­че­ское вос­пи­та­ние (ФВ) есть про­цесс ор­га­ни­за­ции оз­до­ро­ви­тель­ной и по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на раз­ви­тие фи­зи­че­ских сил и здо­ро­вья, вы­ра­бот­ку ги­гие­ни­че­ских на­вы­ков и здо­ро­во­го об­раза жиз­ни. Фи­зи­че­ская куль­ту­ра – одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале, гармонически развитом человеке, зна­ние о един­ст­ве те­ла и ду­ха, и система деятельности по со­хра­не­нию здо­ро­вья, раз­ви­тию ду­хов­ных и фи­зи­че­ских сил.

К за­да­чам и со­дер­жа­нию ФВ в шко­ле от­но­сят­ся:

– раз­ви­тие ос­нов­ных дви­га­тель­ных качеств, уме­ний и на­вы­ков,

– обес­пе­че­ние пра­виль­но­го фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, ук­ре­п­ле­ние здо­ро­вья, за­ка­ли­ва­ние, по­вы­ше­ние ра­бо­то­спо­соб­но­сти,

– вос­пи­та­ние ус­той­чи­во­го ин­те­ре­са и по­треб­но­сти в сис­те­ма­ти­че­ских за­ня­ти­ях фи­зи­че­скими упражнениями, спортом,

– фор­ми­ро­ва­ние взгля­дов и нрав­ст­вен­ных ка­честв, ве­ду­щих к по­ни­ма­нию зна­че­ния физ­куль­ту­ры и про­бу­ж­даю­щих стрем­ле­ние к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни,

– фор­ми­ро­ва­ние зна­ний в об­лас­ти здо­ро­вья, ги­гие­ны, спор­та.

Сис­те­му ФВ в шко­ле со­став­ля­ют фи­зи­че­ские уп­раж­не­ния, а также зна­ния, приобретаемые в учеб­ном про­цес­се, на уро­ках физ­куль­ту­ры, био­ло­гии и не­ко­то­рых дру­гих, во вне­уроч­ной дея­тель­но­сти.

Боль­шие воз­мож­но­сти для фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия и про­све­ще­ния де­тей в об­лас­ти фи­зи­че­ско­го са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния име­ет вне­учеб­ная ра­бо­та: ежемесячные дни здоровья для всей школы, круж­ки, сек­ции, соревнования, туристические походы, прогулки, игры на воздухе и другое.

Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания.

Она включает в себя гимнастику, игры, туризм, спорт.

Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах.

Наши рекомендации