Общеучебные организационные умения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. «Учусь
создавать проект» 1 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2012г.
Уровень: базовый
Класс: 1
Годовой курс: 36 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Пояснительная записка
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.
Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Ø постановка проблемы, формулирование темы;
Ø выдвижение гипотез;
Ø овладение методами исследования;
Ø сбор собственного материала для эксперимента ;
Ø обобщение, выводы;
Ø защита работы.
Программа рассчитана на обучающихся 1 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
Ø игры; опыты;
Ø работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
Ø интеллектуальные головоломки;
Ø практические занятия;
Ø работа в компьютерном классе; (вариативный курс )
Ø дискуссии, беседы.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи
1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Актуальность
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат:
1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
2.Умение работать с информацией.
3.Опыт целеполагания.
4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.
5.Расширение кругозора.
6.Развитие мышления.
7.Развитие эмоциональной сферы.
8.Опыт публичного выступления.
Коммуникативные умения
Ø Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
Ø Умение вести дискуссию.
Ø Умение отстаивать свою точку зрения.
Ø Умение находить компромисс.
Ø Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
презентационные умения и навыки.
Ø Навыки монологической речи.
Ø Умение уверенно держать себя во время выступления.
Ø Артистические умения.
Ø Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Ø Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Ø Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
Ø Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
Ø Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
Привлечение родителей
Ø Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
Ø Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
Ø Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Тематическое планирование для 1 класса
№ | Тема занятия | |
1. | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | |
2. | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | |
3. | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | |
4. | Выбор помощников работе над проектом | |
Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | ||
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | ||
Проблема. Решение проблемы | ||
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | ||
Цель проекта | ||
2 четверть (7 часов) | ||
Задачи проекта | ||
Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | ||
Знакомство с интересными людьми. Интервью | ||
Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | ||
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» | ||
Играем в учёных. Это интересно | ||
Тест. «Чему ты научился?» | ||
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | ||
3 четверть (10 часов) | ||
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | ||
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | ||
Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point | ||
Первые шаги составления презентации на компьютере. | ||
Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | ||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | ||
Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | ||
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | ||
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | ||
Играем в учёных. Это интересно | ||
Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности | ||
4 четверть (8 часов) | ||
Памятка жюри конкурса | ||
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | ||
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | ||
Играем в учёных. Это интересно | ||
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | ||
Советы на лето от Мудрого Дельфина | ||
35-36 | Резервные часы по выбору учителя |
Список литературы
1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
4. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
5. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
7. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 и 2 класса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать прое
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. «Учусь
создавать проект» 1 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2012г.
Уровень: базовый
Класс: 1
Годовой курс: 36 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Пояснительная записка
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.
Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Ø постановка проблемы, формулирование темы;
Ø выдвижение гипотез;
Ø овладение методами исследования;
Ø сбор собственного материала для эксперимента ;
Ø обобщение, выводы;
Ø защита работы.
Программа рассчитана на обучающихся 1 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
Ø игры; опыты;
Ø работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
Ø интеллектуальные головоломки;
Ø практические занятия;
Ø работа в компьютерном классе; (вариативный курс )
Ø дискуссии, беседы.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи
1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Актуальность
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат:
1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
2.Умение работать с информацией.
3.Опыт целеполагания.
4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.
5.Расширение кругозора.
6.Развитие мышления.
7.Развитие эмоциональной сферы.
8.Опыт публичного выступления.
Общеучебные организационные умения
Ø Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Ø Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.