Техника 4. Изменение общих социальных отношений.
Показания: Продемонстрировать человеку или группе, как можно создать собственное место в социальном мире
Сядьте свободно и в течение какого-то времени подумайте о человечестве - обо всех людях мира. Делайте это так, как умеете.
Если вы наблюдаете человечество на расстоянии (диссоциированно), то сейчас шагните в этот образ. Ощутите себя частью человечества и почувствуйте, что вы окружены всеми остальными людьми. Наблюдайте, что вы видите и ощущаете, когда будете вводить по одному следующие изменения.
1. Пусть все люди мира подойдут на 5 шагов ближе. Оцените то эмоциональное воздействие, которое это на вас оказало - а затем верните всех обратно, туда, где они были.
2. Переместите всех людей мира на 30 см выше. И снова отметьте эффект. Верните их туда, где они были.
3. Переместите всех людей мира на 10 метров дальше от себя. Что при этом происходит с вами? Верните их обратно.
4. Пусть все люди мира отвернутся от вас.
Дайте себе минутку, чтобы сделать собственные выводы.
Техника 4 могла убедить вас в том, что ваше отношение к человечеству в целом во многом является прямым результатом горизонтального и вертикального расположения в Социальной панораме. Если вы чувствуете себя чужим, незначимым, низшим или высшим - это всегда является результатом измерений вашей Социальной панорамы.
Другой вывод, к которому можно прийти: все сенсорные характеристики, которые отвечают за основные социальные отношения, можно изменить. К примеру, когда человек обнаруживает какую-то холодную область в своем социальном мире, можно посоветовать ему сделать ее более теплой. Или если темно - добавить света.
Я надеюсь, что те из вас, кто поэкспериментировал с Техникой 4, также заметили определенную форму внутреннего сопротивления.
Углубление в паттерны Социальной панорамы.
Распознавание паттернов считается основным видом деятельности в моделировании (Б. Сен-Клэр и Гриндер, 2001). Паттерн можно определить как повторяющееся явление внутри определенного класса феноменов. В данном случае паттерн - это повторяющийся тренд, возникающий, когда определенное количество (по меньшей мере трое) испытуемых описывают определенный аспект Социальной панорамы.
Распознавание этих паттернов в какой-то степени подобно открытию воздуха: это значит, что мы должны заглянуть за пределы очевидного и изучить то, что зачастую является сугубо привычным для нас. Эти паттерны показывают нам тот мир восприятий, который до нынешнего времени был скрыт в нашем коллективном бессознательном знании.
Интенсивность и отсутствие.
Персонификации окружают людей как полупрозрачная вуаль или облачко тумана. На плотность этой сферы социальных образов оказывает сильное влияние количество получаемых человеком социальных стимулов. На вечеринке, собрании или во время других социальных мероприятий осознание других людей окружает вас как толстое одеяло. Когда человек находится в одиночестве, эта тонкая вуаль становится плотнее, если он обращает внимание на свою социальную жизнь.
Персонификации могут оставаться на заднем плане, неясные и фрагментарные, даже когда им уделяется полное внимание - или могут становиться настолько ясными, что начинают мешать восприятию окружающего мира. В психиатрии и гипнозе этот феномен известен как «позитивная галлюцинация». Квалифицированное гипнотическое внушение может помочь человеку полностью ощутить голоса, образы и желания персонификаций. Подобный трансовый феномен нередко встречается в терапии Социальной панорамы, и здесь нет необходимости прибегать к специфическим трансовым индукциям. Довольно часто клиент бывает настолько поглощен своим внутренним миром персонификаций, что может полностью забыть о терапевте, который сидит рядом с ним.
Когда двое людей вступают в обычный разговор, они не всегда могут четко отдавать себе отчет в том, что уделяют внимание внутренним образам друг друга. Вот почему люди зачастую ошибаются, когда полагают, что реагируют только на физическую личность. Хотя восприятие реального человека из плоти и крови может занимать сознание, на заднем плане будет мерцать его ментальная репрезентация, которая будет управлять социальным поведением. Репрезентации доминируют в общении.
Большинство людей начинают думать о людях сразу же, как только проснутся. Когда они бодрствуют, их Социальная панорама никогда не выключается. Было бы весьма интересно применить так называемый «метод мыслительных образцов», в котором испытуемые каждые 5 минут сообщают, о чем они думают (Клингер, 1987), по отношению к социальному познанию, чтобы проверить, до какой степени универсальной является подобная социальная активность.
Клинические данные позволяют предположить, что некоторые персонификации остаются активными все время. К примеру, у многих клиентов персонификация отца всегда присутствует перед ними, критикуя и гневно глядя на них свысока - и это заставляет их испытывать неуверенность во всех сферах жизни. Образы детей и любимых, мертвых или живых, в пределах границ тела или за ними также могут оказывать постоянное влияние. Подобные персонификации могут очень вымотать человека - некоторым клиентам хочется по-настоящему остаться в одиночестве и стать полными отшельниками, чтобы избавиться от людей, от которых на самом деле нет никакого избавления, так как они существуют исключительно в их уме.
Есть немало историй об альпинистах, которые в одиночестве отправлялись на самые высокие, далекие и безлюдные пики - и обнаруживали, что они все еще ведут диалог с людьми, находящимися за несколько десятков тысяч миль от них. На большой высоте у этих одиноких альпинистов появлялись попутчики-галлюцинации. И наоборот, мы слышали и рассказы людей, которые в одиночестве путешествовали по пустыне, или моряков, которые в одиночестве пересекали океан. И они ощутили то, что участники Французского иностранного легиона называют «потоком одиночества». Полное отсутствие стимулов заставляет их полностью утратить активность Социальной панорамы. (31). Ощущение одиночества, которое при этом возникает, может вызвать приступы паники - или результатом его может стать незабываемый духовный опыт (см. также Главу 7). Коренные американцы практикуют «визуальные путешествия», предполагающие, что человек остается один в глуши на несколько дней. Люди, которые намеренно ищут одиночества, очень часто хотят воссоединиться с «природой», «реальным миром» или «физической реальностью» или, если пользоваться терминологией, данной в Главе 7, с нон- социальной сферой.