Матричные методы исследований в экономике
Объект исследования: совокупность матричных методов стратегического анализа и планирования деятельности предприятия.
Результаты, полученные лично автором: определена актуальность применения матричных методов исследований для бизнеса.
Темпы изменения экономических условий в сегодняшнем мире настолько высоки, что планирование деятельности предприятия является единственным способом прогнозирования и успешной работы в будущем. Только имея грамотно составленный стратегический план развития, предприятие может правильно принимать управленческие решения. А для составления этого плана необходим комплексный стратегический анализ, который можно провести с использованием одного из следующих методов.
Известный всемSWOT-анализ – это мощное средство поиска эффективного стратегического решения для фирмы в сложившейся внутренней и внешней ситуации. Успех SWOT-анализа зависит от широты спектра изучаемых в нем факторов и глубины их проработки. Для этого прибегают к специальным аналитическим моделям анализа факторов внешней и внутренней среды. Обязательно строится конфронтационная матрица, где в ячейках таблицы на пересечении столбцов и строк указываются силы взаимодействия этих факторов.
В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой он в своем развитии проходит четыре стадии:
- выход на рынок (товар – «трудный ребенок», «дикая кошка»);
- рост (товар – «звезда»);
- зрелость (товар – «дойная корова», «денежный мешок»);
- спад (товар – «собака», «хромая утка», «мертвый груз»).
При этом денежные потоки и прибыль предприятия также меняются: отрицательная прибыль сменяется ее ростом и затем постепенным снижением.
В матрице GE/McKinsey анализ осуществляется по параметрам «стратегическая зона бизнеса» и «позиция в конкуренции».Соответственно выделяются три области стратегических позиций:
1. Область победителей. Это бизнесы, которые имеют лучшие по сравнению с остальными значения факторов.
2. Область проигравших. Это бизнесы, которые обладают, по крайней мере, одним из низших и не обладают ни одним из высших параметров, откладываемых по осям.
3. Средняя область (пограничная). Это бизнесы, которые при определенных условиях могут либо расти и превращаться в «победителей», либо сокращаться и становиться «проигравшими».
Таким образом, стратегические позиции бизнеса улучшаются по мере его перемещения на матрице слева направо и снизу вверх.
В ее основе матрицы ADL лежит концепция жизненного цикла бизнес-единицы, проходящей в своем развитии четыре стадии, а также параметры конкурентной позиции бизнеса. Модель предназначалась для обеспечения выбора долгосрочной инвестиционной стратегии в непростых условиях рынка.
Положение конкретной бизнес-единицы указывается на матрице наряду с другими. В зависимости от ее положения предлагается тщательно продуманный набор стратегических решений, которые могут быть применены в данном случае для данного вида бизнеса.
Еще одной моделью стратегического анализа является «матрица направленной политики» – DPM, которая была разработана британско-голландской компанией Shell. Данная матрица имеет внешнее сходство с матрицей «МакКинзи», но в то же время является своеобразным развитием идеи стратегического позиционирования бизнеса, заложенной в модель БКГ.
Следует отметить, что эта модель оказывается особенно эффективной для визуализации изменений и развития стратегических позиций во времени, поскольку она не привязывается к финансовым показателям, а следовательно, не испытывает на себе влияния факторов, которые могут обусловить ошибки.
Помимо общепринятых и давно признанных матричных методов, существует и нестандартное применение матриц, к одному из них можно отнести «Карту модернизации российской экономики». Ряд исследователей проанализировали 50 отраслей производства и составили карту со следующими осями координат: рентабельность предприятий (по горизонтали), прирост активов (по вертикали).
Все предприятия разделили на 4 основные группы: «жадные» (рентабельность выше средней, но вкладывать прибыль в модернизацию они не спешат) рядом с «отсталыми» (нет ни прибыли, ни перспективы), а «продвинутые» (выскокоприбыльные отрасли, не жалеющие средства на современные технологии) рядом с «отчаянными» (рентабельность ниже средней, однако инвестируют в оборудование из последних сил).
Еще одним примером нестандартного использования матричного метода может служить матрица позиционирования ВУЗов по востребованности, которая располагается в двухмерной системе координат. Востребованность вуза на образовательном рынке – это абсцисса (X), востребованность выпускников на рынке труда – это ордината (Y). Оси абсцисс и ординат измеряются в процентах. Вся плоскость позиционирования делится на девять одинаковых прямоугольников. Наиболее конкурентоспособные вузы – те, которые не попали в группы аутсайдеры и низы.
В заключении хотелось бы отметить, что теория и практика прогнозирования и планирования в течение последних двадцати лет претерпели коренные изменения. И поэтому все большее развитие стали получать матричные методы стратегического анализа, которые, несмотря на ряд своих недостатков, все же имеют неоспоримые достоинства.
Материал поступил в редколлегию 06.04.2017
УДК 364
Кезиков Б.А.
Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика, организация производства, управление», к.э.н., И.В.Шлемина.