Экономика наносистемной техники

Объект исследования: экономические отношения в отрасли наносистемной техники.

Результаты, полученные лично автором: выполнен экономический анализ основных направлений использования наносистемной техники.

Для инновационного развития современной экономики ключевыми являются три направления развития технологий: информационные технологии, нанотехнологии и биотехнологии. Внедрение современных информационных технологий в России осуществляется в течение последних 20 лет.

В декабре 2014 г. в своем послании Федеральному собранию Президент Россий­ской Федерации В.В. Путин определил основ­ные цели и задачи, которые необходимо ре­шить в настоящее сложное и напряженное время. В речи Президента РФ прозвучал призыв к развитию отечественной производ­ственной и исследовательской базы, которая сегодня практически полностью зависит от зарубежных технологий и промышленной про­дукции. Итоговым результатом развития нанотехнологий и наноиндустрии в Российской Федерации должно стать создание принципиально нового технологического базиса экономики страны.

Нанотехнологии, выступая средством преобразования неорганических и органических веществ на атомном уровне, способны взорвать современную структуру организации и экономики, и ее созидающего центра бизнеса. Ведь нанотехнологии «дотянутся» практически до всех аспектов экономики: зарплаты, занятости, ценообразования, структуры капитала и курсов валют, спроса и предложения. В результате нанотехнологии станут двигателем экономического процветания, основой производительности и глобальной конкурентоспособности.

Наносистемная техника – созданные полностью или частично на основе наноматериалов и нанотехнологий функционально законченные системы и устройства, характеристики которых кардинальным образом отличаются от показателей систем и устройств аналогичного назначения, созданных по традиционным технологиям. Наносистемная техника основана на наноматериалах и нанотехнологиях.

Важным и перспективным в настоящее время является использование наноматериа­лов в качестве компонентов композитов са­мого разного назначения. Композиты, арми­рованные углеродными нановолокнами и фуллеренами, рассматриваются как перспектив­ные материалы для работы в условиях удар­ных динамических воздействий, в частности, для укрепления брони и бронежилегов. Добав­ление нанопорошков к обычным порошкам при производстве сталей и сплавов позволяет сни­жать пористость изделий, улучшать комплекс механических свойств. Одно из перспективных направлений - разработка особо прочных наноструктурных легких сплавов (алюминия, титана и магния), предназначенных для энергетики, автомо­бильной и авиационно-космической промыш­ленности.

Разработка и применение нанотехнологий и связанных с ними направлений науки, техники и производства позволят достичь следующих основных целей. В сфере политики: укрепление позиций России в группе государств-лидеров мирового развития; повышение рейтинга России в международном разделении труда. В сфере экономики: изменение структуры валового внутреннего продукта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции; повышение эффективности производства; переориентация российского экспорта с сырьевых ресурсов на конечную высокотехнологичную продукцию и услуги путем внедрения наноматериалов и нанотехнологий в технологические процессы российских предприятий. В сфере национальной безопасности: обеспечение экономической и технологической безопасности на базе широкого внедрения нанотехнологий в модернизацию используемого и создание нового, более эффективного оборудования; повышение степени безопасности государства путем широкого внедрения наносенсорики для эффективного контроля присутствия следов взрывчатых веществ, наркотиков, отравляющих веществ в условиях угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов внешнего воздействия; совершенствование имеющегося вооружения и создание новое военной и специальной техники.

Материал поступила в редколлегию 24.02.2017

УДК 334.7

М. В. Сафрутина

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.

Е. А. Ларичева

[email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ СОМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Объект исследования: саморегулирование России.

Результаты, полученные лично автором: рассмотрена эволюция внедрения саморегулирования в современной России.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Не смотря на то, что институт саморегулирования в нашей стране появился 16 лет назад и законодательно был оформлен в 2007 году федеральным законом N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», эта отрасль развивалась давно и поступательно. Так, традиция земского самоуправления в России была закреплена юридически середины 16 века.

Прообразом саморегулируемой организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 г. Московская биржа. Её биржевой комитет был обязан защищать интересы биржевого общества перед государственными и общественными организациями. Аналогичная идея самоуправления была заложена в деятельность нотариата и нотариальных палат.

В новейшей истории развития правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в Российской Федерации можно условно выделить два этапа становления.

1. Законодательное закрепление понятия «саморегулирования (1995 год) в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. В то время институт саморегулирования был введен в таких отраслях как: рынок ценных бумаг; инвестиционные фонды; арбитражные управляющие; негосударственные пенсионные фонды; жилищные накопительные кооперативы; оценочная деятельность; кадастровые инженеры.

2. Принятие N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Закон повлёк развитие саморегулирования в других отраслях экономики.

Для обеспечения роста экономики России институт саморегулирования должен обеспечить не только демонополизации экономики, налаживание конструктивного диалога между обществом, бизнесом и государством, но и развивать гражданское общество.

К настоящему моменту применение механизмов саморегулирования является достаточно распространенным подходом к регулированию отдельных рынков в России. Законодательство Российской Федерации, помимо «базового» Федерального закона «О саморегулируемых организациях», допускающего возможность создания СРО в любых отраслях экономической деятельности, содержит целый ряд нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы саморегулирования в отдельных сферах.

Однако некоммерческая организация не всегда желает или может получить статус СРО по ряду причин:

- действующие бизнес-ассоциации не видят преимуществ, которые дает им получение юридического статуса саморегулируемой. Чем мощнее и влиятельнее организация, тем меньше у нее стимулов приобретения статуса саморегулируемой;

- подавляющее большинство добровольных объединений не видят смысла в формировании компенсационных фондов;

- в отдельных отраслях, с высокой рыночной концентрацией, затруднительно обеспечить в СРО требуемое по закону минимально необходимое число участников.

Предпринимательские объединения, фактически осуществляющие функции СРО, но не имеющие этого юридического статуса, также должны поддерживаться государством и выступать активным партнером при формировании государственной политики в соответствующих сферах.

Применяемое в настоящее время деление СРО на региональные (объединения компаний в пределах одного региона или города) и межрегиональные (распределение компаний по всей России) имеет значительные преимущества. Получая заказы федерального уровня, компания-интегратор может привлекать из регионов субподрядчиков, входящих в одну СРО с едиными нормами квалификационного контроля и высоким уровнем взаимного доверия и надежности.

Если проводить обзор СРО по городам России, то здесь уверено лидирует Москва. На ее территории зафиксировано 159 саморегулируемых организаций или 34,6% от их общего числа. Далее с большим отрывом идет Санкт-Петербург – 67 СРО (или 14,8% от всех организаций), Екатеринбург – 11 СРО (2,4%). В остальных городах не более 10 саморегулируемых организаций.

Многообразие различных СРО в каждом регионе обусловлено распределением спроса в единой сфере деятельности между игроками рынка. Несмотря на единую законодательную базу и обширную представленность в регионах все они очень отличаются друг от друга: по отраслевой направленности; по составу и территориальному охвату; по особенностям индивидуального подхода; по внутренним требованиям и нормативам.

Итак, саморегулирование в России – это живой, динамично развивающийся институт, прошедший многолетнюю историю своего развития. Конечно, существуют определенные проблемы, но можно сказать, что саморегулирование в России работает, и будет развиваться дальше.

Материал поступил в редколлегию 16.03.2017

УДК 338

М. В. Сафрутина

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.

Е. А. Калинина

[email protected]

Наши рекомендации