Имидж россии в современном мире
Объект исследования: имидж России в современном мире.
Результаты, полученные лично автором: способы улучшения имиджа России на международной арене посредством создания и развития национального бренда.
В современном мире успешное экономическое развитие государства во многом зависит от позиции, которую занимает оно на международной арене, его статуса, рейтинга и имиджа. Как же с этой точки зрения обстоят дела у России? Помогает или мешает ей ее имидж? Как повысить привлекательность нашей страны и добиться, чтобы нас не опасались, а уважали?
К сожалению, у России имидж не самый лучший. Возможно, одной из причин этого стал пресловутый "железный занавес": долгое время образ нашей страны за рубежом формировался в основном по голливудским боевикам и экстравагантным выходкам советских политиков. До сих пор многие иностранцы воспринимают Россию как страну водки, медведей и балалаек, где люди живут если не в лесах, то в бараках, ходят в валенках и ушанках, большей частью пьют, а любой бизнес связан с криминалом.
Национальный бренд прибавит позитива российскому имиджу. Полноправному общению на международной арене во многом будет способствовать создание национального российского бренда, способного обеспечить позитивное восприятие нашей страны в мире. С таким предложением Минэкономразвития России выступило еще полтора года назад. Национальный бренд – это не только специфические товары, производимые в нашей стране, но и все символы, имена и достопримечательности, вызывающие устойчивые положительные ассоциации. По замыслу министерства, национальный российский бренд должен представлять нашу страну как государство, обладающее уникальным потенциалом в области производства товаров и услуг, с богатым научным и образовательным потенциалом, культурными традициями, природно-рекреационными ресурсами и опираться на такие бренды товаров и услуг, как, например, "сделано в России", "Российское качество" и т.д.
И вот тут возникает проблема, которую трудно решить просто мозговым штурмом. Чтобы сформировать бренд страны, надо сформулировать основные черты, которые отличали бы страну и в вечности, и в настоящий момент – в системе глобальной конкуренции.
Представители "Единой России" предлагают включить в национальный бренд высших представителей власти – премьера Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, являющихся "олицетворением России во всем мире", а также "Газпром" и все культурное наследие. "Русская классическая литература, поэзия и балет, наш театр – это и есть бренды России. Отечественное искусство – это один из тех брендов, которые никогда не потеряют своей актуальности с точки зрения внутреннего и внешнего восприятия", - рассуждает Ирина Яровая, член Генерального совета "Единой России", координатор Государственно-патриотического клуба партии.
Конечно, Путин, Медведев и "Газпром" однозначно ассоциируются с Россией. Но при всех их заслугах так ли уж надо отводить им столь значительную роль в формировании общего образа России? Что же касается культурных достижений, то, конечно, они помогают сформировать некое представление о национальном русском характере. Однако едва ли не в большей степени "внешний" образ страны выстраивается на основе знакомства с традициями культуры повседневности и бытовой культуры.
Стоит отметить, что современный человек оценивает привлекательность страны с точки зрения не только материального, но и душевного комфорта. Поэтому для того, чтобы жители любили свою страну, важно создать условия, позволяющие им не только обеспечить свои материальные потребности, но и реализовать свой творческий потенциал – в любой из сфер: социальной, художественной, экономической или технической. Пока же Россия, хотя и занимает второе после США место в мире по абсолютной численности представителей "креативного класса", но по уровню креативности и эффективности их деятельности она находится позади стран развитого мира, отмечает американский социолог Ричард Флорида в книге "Креативный класс: люди, которые меняют будущее". Против такой статистики агитация с помощью ресурсов отечественной культуры, традиционно составлявших "представительский" капитал России, оказывается неэффективной, считает Ирина Семененко, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Минэкономразвития предлагает использовать для создания положительного образа бренды лучших российских товаров и суббренды "сделано в России", "Российское качество" и т.д. Однако и сами эти понятия нуждаются еще в разработке. "Проблема в том, что нет стандарта "Российское качество", его надо сформировать, а раз так, то наша конкурентоспособность на внешнем рынке ничем не определена. Бренд нужен в том числе и для того, чтобы поднять стандарты качества нашей продукции. И это вопрос не только рентабельности на внешнем рынке, но и вопрос обеспечения наших граждан качественной продукцией", - поясняет Наиля Аллахвердиева, директор екатеринбургской компании АНО "ART IN PRO".
Материал поступил в редколлегию 9.03.2017
УДК 338
А.С. Артамонов
Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент» к.э.н.,
Логвинов К.В.