Вопрос 31-32. Роль России в современном мире

При определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире:

1. Укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами, формирование многополярного мира. При этом все более значительную роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.

2. Усиление стремления к созданию системы международных отношений, основанной на доминировании в мире развитых западных стран при лидерстве США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права.

3. Возрастание конкурентной борьбы в мире за перераспределение и контроль над сырьевыми ресурсами планеты, стремление ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения.

Все эти процессы не могут обойти стороной Россию - крупнейшую державу мира, всегда игравшую огромную роль в мировой политике. Этому способствует ее политический, экономический, духовный и военный потенциал.

В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями.

Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. Трагические события 11 сентября 2001 года сблизили интересы двух стран, прежде всего в сфере решения глобальных проблем, борьбы с новыми вызовами и угрозами национальной и международной безопасности. В то же время многие факты и события международной политики в наступившем тысячелетии свидетельствуют, что в отличие от 90-х годов XX века Россия не только не следует в фарватере американской политики, но и стремится отстаивать свои интересы, выстраивать свою линию поведения, которая, как показывает ситуация с Афганистаном, Ираком, Ираном и т.д., более реалистична и продумана. Все это не исключает столкновения интересов, противоборства между двумя державами и свидетельствует о росте мощи России и возрастании проблем у США с установлением однополярного мира.

В своем стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит все больше поддержки среди ведущих стран Европы, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в европейском сообществе. Более того, участие и позиция России в различных европейских форумах усиливает значимость всей Европы в глобальных процессах.

Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает их международный статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России.

Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов.

Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников.

Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран.

Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 -17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в «восточном» векторе политики.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия - на 32%, Франция - на 30%, Австрия - на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья.

В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны будет определяться главным образом ее научными и технологическими возможностями. Для преодоления отставания российской промышленности от передового уровня необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную сферу и в развитие инноваций. В сотрудничестве с динамично развивающимися государствами мира Россия имеет все возможности наилучшим образом реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, атомное машиностроение, авиастроение, продукция ВПК.

Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные рынки. Его решение будет способствовать более рациональному участию страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда, получению полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.

Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое.

Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Так, в постсоветский период из России выехало в промышленно развитые страны более 10 тыс. специалистов только в области разработки программного обеспечения ЭВМ. Для исправления ситуации в последнее время руководством России принимаются решения, в том числе и Национальные проекты, которые направлены на социальную защиту и создание благоприятных условий для созидательной работы ее граждан в самой стране, возвращение соотечественников на свою историческую Родину.

Россия была и остается привлекательной своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной культур кроется один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.

Общеизвестно влияние русской культуры, особенно XIX-XX веков, на мировую культуру. Вспомним, что образованностью французской королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого или русского дворянства XIX века восхищалась вся Европа своего времени. Творчество А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, К.С. Станиславского, Ф.И. Шаляпина, Д.Д. Шостаковича, И.А. Ильина и т.д. не только вписано золотыми страницами в мировую культуру, но и оказало серьезное влияние на ее дальнейшее развитие. Не забудем о наших научно-технических талантах (Д.И. Менделеев, А.С. Попов, И.И. Сикорский, СП. Королев и т.д.), результаты труда которых давно стали достоянием всего человечества. Нынешнее поколение россиян, продолжая традиции, укрепляет мировой престиж страны (Ж. Алферов, М. Калашников, М. Плесецкая и т.д.).

Толерантность России к другим народам с их культурой и традициями стала характерной чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских, так и азиатских. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство обретает особую миротворческую миссию, подавая остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческих ценностей.

Весь этот огромный культурный потенциал России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую роль в определении ее облика и пути дальнейшего развития. Чтобы не случилось, Россия уже вечна своим культурным влиянием. В этом есть заслуга не только гениев, но и всего народа в целом.

Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.

Вопрос 33-35.

Конфликты-Войны – этапы, по которым можно отслеживать исторические вехи.

Стадии конфликта: -осознание неприязни; -рост напряженности; -давление без применения военной силы (полит, эк – эмбарго); -вооруженный конфликт

Международно-политический конфликт (МПК) – столкновение тех интересов, кот входят в систему властн отношений между соц общностями, взаимодействующими на мировой арене.

Конфликты проявляются не только в политической деятельности государств, но и экономич, конфес, культ и тд. (межгосударственные конфликты и межнациональные – отличаются)

МПК могут быть не только между государствами, но и между любыми социальными общностями, взаимодействующими в системе властных отношений на мировой арене.

Акторами МПК могут быть: коалиции гос, отдельные государства, международно-политические организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликта, ТНК, религиозные объединения.

При изучении конфликта, необходимо проанализировать не только его содержание и предпосылки, но также внутреннюю ситуацию, понять его значение и роль в мировой политике.

Природа конфликта:

1- конфликт вытекает из природы человека (реализм)

2- классовый подход (марксизм): сущ противореч между производ силами и произв отнош и из этого противоречия возникют др конфликты.

3- конфликт как столкновение интересов. В основе конфликта – интерес.

Основные виды МПК:

Основания для типологии: по участникам, по количеству сторон, по сферам

-Внутриполитич (внутри 1 гос) и международно-политические;

-Вооруженные и невооруженные; (вооруженные: в борьбе принимают участие 2 и более вооруж стороны, боевые действия проводятся при минимальном уровне централизованного руководства, характер – периодический! (не разовый))

С точки зрения урегулирования выделяются:

· схватки, сражения – когда одна сторона видит максимальный подрыв (уничтожение) другой стороны как цель; (пример война 60ые США-Вьетнам)

· игры – конфликт, в котором участники борются за достиж несовместимых целей и при этом руководствуются правилами, создающими определенные рамки, ограничивающими их противоборство. Соперники ведут себя более рационально (соперничество Китая и GB по поводу Гонк-Конга).

· споры (дебаты) – цивилизованное решение, постоянные встречи, уговоры и убеждения -> мирное решение (цивилизованное решение России и Японии по поводу Курильских островов после 2ой мир войны).

Функции МПК:

1) внутренняя сплоченность – мобилизация страны, переключение с внутренних конфликтов на внешние (мобилизация ресурсов для достижений целей)

2) стремление продемонстрировать мировой общественности военное или политическое превосходство (эскалация конфликта – нагнетение, увеличение)

3) индикативная функция

Конфликт может:

1 разрушать или создавать существующую модель системы международных отношений.

2.способствовать созданию и консолидации воен-политич и иных объединений гос (блоков, союзов)

3.вести к формированию регион подсистем МО и возникновению в регионах собственных иерархических структур межгосударственных связей.

4.создавать новые, дополнительные ценностные и целевые мотивации для его участников; эти новые мотивации способствуют долговременному “самовоспроизводству” конфликта. Развитие конфликта может иметь результатом также и создание нов средств, инструментов для конфл действий, равно как и стратегий поведения.

5.изменять внутреннюю природу его участников, то есть их основные качественные характеристики, равно как и изменять структуру использования их внутренних ресурсов.

7.приводит к изменению международного статуса одного или более участников: успех в конфликте может способствовать признанию государства в качестве “регионального гегемона” или “великой державы”. Урегулирование МПК:

«Избегание» конфликта: Временный уход с политич арены, уклонение от встреч с противником.

Подмена конфликта: Перемещение его в иную плоскость.

Конфронтация: Жесткие, «революционные» решения.

Приспособление: Действия, акции, направленные на самостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе стороны

Откладывание: Временная уступка сильному оппоненту

Примирение сторон: Сближение позиций через посредника

Третейское разбирательство или арбитраж: Обращение в судебные органы

Переговоры: Наиболее распространенный и перспективный способ разрешения конфликта.

Альтернативное разрешение конфликтов: конфликт регулируется самими участниками путем взаимного сотрудничества

Наши рекомендации