Имидж России в современном мире и его восприятие внутренней и внешней общественностью

Современный имидж России соединяет в себе комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государства и общества, власти и народа, сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности, эффективность взаимодействия которых выявляет сущностные характеристики социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных проблем. Структурная база, проективные рамки образа России в сознании собственной и мировой общественности в результате тех или иных интеракций закрепляется в исторических смыслах и национальных ценностях. Международный имидж России в различные эпохи был чаще негативным, чем позитивным. С ней ассоциировались агрессия, военно-полицейский режим, культурная отсталость и т.д. В досоветский период Россию представляли как «тюрьму народов» и «жандарм Европы», в советский период она стала «империей зла», в постсоветский период - царством нищеты, коррупции и преступности. Сегодня получают распространение новые стереотипы. Так, например, на постсоветском пространстве Россия предстает как внешняя угроза, как чуждая сила, уже однажды нарушившая нормальное развитие «коренных народов», нанесшая огромный ущерб репрессиями, русификаторской политикой и т.д. По мнению многих исследователей, в частности И.С. Семененко, В.В. Лапкина, имидж России в современном мире формируется из двух главных составляющих: из представления о себе и о своем месте в мире граждан России и из восприятия страны за ее пределами. Кроме этого, на международный имидж нашего государства оказывают огромное влияние такие факторы, как геополитические, социокультурные, а также политико-институциональные аспекты. Особенности геополитического и культурного развития России многие исследователи, такие как, например, Т.Э. Гринберг, И.Ю. Киселев, относят к числу условно-статичных (объективных) факторов формирования имиджа России за рубежом. Причём оба этих фактора являются взаимосвязанными между собой, так как они определены некоторой «данностью», которая не поддается корректировке. Достижения в области культуры,науки и спорта являются элементами имиджевого потенциала нашей страны. Образ России традиционно ассоциируется с известными культурными явлениями и именами, такими как Толстой, Достоевский, Чайковский, символизирующими ее вклад в мировую цивилизацию. Культурная составляющая оказывается едва ли не доминирующей в позитивном восприятии страны.44 Символически за рубежом с Россией ассоциируются купола соборов, березки, бескрайние просторы, водка, продукты сельхозпроизводства, матрешки, балалайки, сувениры народных промыслов. За рубежом говорят о «загадочной русской душе», которая выражается в русской классике литературы и искусства, Большом и Мариинском театрах, Эрмитаже, красоте русских женщин, которая спасет мир. Геополитический фактор всегда играл большую роль при определении роли и места России в мире.

Позиционирование России в мире всегда определялось неоднозначностью и двойственностью ее географического и геополитического положения. Страна воспринималась и воспринимается то, как особая часть «большой Европы» от Атлантики до Урала, то, как специфическая часть Азии. При этом характер восприятия России во многом зависит от общей геополитической ситуации в мире, от соотношения сил между различными центрами мировой политики. Так, отмечают политологи, в начале XIX века, в эпоху наполеоновских войн, Россия рассматривалась в Западной Европе как преимущественно европейское государство. Об этом, помимо прочего, свидетельствует ведущая роль Российской империи в Священном союзе европейских монархий, возникшем после разгрома наполеоновской Франции. Однако уже в середине XIX века, в условиях обострения «восточного вопроса» и нарастания противоречий между Россией и западноевропейскими странами, к ней стали относиться как к восточной, «варварски-азиатской» державе, чуждой европейской культуре. В конце XIX – начале XX веков, когда Россия заключила союз с Францией, а затем вошла в состав Антанты, в ней вновь увидели европейскую державу. Но после революции 1917 года возник образ «азиатской деспотии», стремящейся к уничтожению самих основ западного миропорядка. Подобное восприятие СССР преобладало в странах Запада (за исключением периода 1941-1945 гг.) вплоть до второй половины 1980-х годов, когда западное общественное мнение в очередной раз открыло для себя Россию как близкую Западу и западной цивилизации державу. Характерное для рубежа 1980-1990-х годов благожелательно-позитивное отношение Запада к нашей стране довольно быстро сменилось отчужденно-равнодушным. К 2004 году противоречия между Россией и западным миром вновь обострились, это подталкивает Россию к поиску более тесных форм сотрудничества с Китаем, Индией и другими азиатскими государствами, это усиливает «восточную» составляющую ее образа.45 Таким образом, в ситуации, когда западные державы нуждаются в геополитическом и военном союзе с Россией, она рассматривается как часть Запада, но как только потребность в таком союзе ослабевает, в ней начинают видеть врага. Политические институты государства выступают активными субъектами политического процесса. Имидж политических институтов современной России оказывает большое влияние на формирование имиджа нашей страны в мире.

В настоящее время накоплен богатый практический опыт использования приемов и технологий Паблик рилейшнз в деятельности органов государственной власти по позиционированию страны. Исходя из оценки субъектов коммуникативных связей, имидж государства следует строить на следующих трех основаниях:

Во-первых, он должен подаваться как некий субъект (т. е. персонифицироваться), выполняющий определенный набор функций, главная из которых – власть. Поэтому необходимо как можно лучше показывать людям, чем в действительности занимаются президент и правительство. В этой связи важнейшим направлением формирования имиджа страны становится информированность граждан.
Во-вторых, стране необходимо иметь свою «репутацию», т. е. постоянно позиционировать положительные черты своего имиджа.
В-третьих, требуется утвердить в общественном мнении характер, сущность страны — т. е. то, чем на самом деле она является. В этом контексте мы опять возвращаемся к проблеме чёткого формулирования национальной идеи, консолидирующей нацию.
Итак, имидж страны аккумулирует в себе различные культурно-исторические смыслы. Изучение и систематизация информации, представленной в различных аналитических материалах российских и зарубежных авторов, позволяют в свете основных положений теории массовой коммуникации сформировать направления, в разрезе которых должен создаваться позитивный образ России в глобальном пространстве:
1. Стабильность Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, устойчивость внутригосударственной системы власти и управления, предсказуемость России и ее идеологическая открытость, способствующая формированию о России только тех представлений, которые соответствуют действительности.
2. Привлекательность российской экономической системы для внешних инвесторов, связанная не только с совершенствованием государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, но и с правильным преподнесением потенциальным инвесторам информации и акцентированием их внимания на объективных преимуществах работы с Россией.
3. Высокая образованность, нравственность российского общества, несопоставимые с его характеристикой как отсталого, «вечно догоняющего».
4. Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающая надежность и устойчивость коммуникативных связей России со странами мира и являющаяся надежным проводником идеологии демократизации общества.
Принципиальная позиция состоит в том, что нейтрализация негативных репутационных характеристик России в глобальном информационном пространстве и задача формирования нового образа Федерации является стратегически важным направлением государственного строительства и лежит в плоскости адаптации приемов и технологий ПР. Здесь нельзя суетиться, но и не следует медлить далее. «Догоняющая» Россия должна обеспечить себе новый качественный статус России «реально догнавшей».

Вопрос 30

Наши рекомендации