Сравнительная оценка методов стратегического анализа

Объект исследования: методы стратегического анализа.

Результаты, полученные лично автором: получена сравнительная оценка различных методов стратегического анализа.

Стратегический анализ - это процесс исследования и оценки деятельности и рынка предприятия, в результате которого компания получает необходимую информацию для разработки стратегии. Существует множество различных методик стратегического анализа. для прояснения ситуации необходимо выявить их достоинства и недостатки, т.е. провести сравнительную оценку.

Матрица Бостонской консультационной группы инструмент стратегического портфельного анализа положения на рынке товаров, компаний. Преимущества:

- Простота использования. Матрица и итоговые рекомендации, получаемые вследствие ее применения, просты для понимания.

- Дает определенную обобщающую картину о спросе и конкурентоспособности продукции предприятия.

- Анализ тенденций. Изменения на относительных рынках стратегических организационных единиц могут быть легко определены с помощью матриц многих периодов.

К недостаткам метода можно отнести: невозможность учесть изменение ситуации, изменение расходов на маркетинг, качества продукции; при многономенклатурном производстве требует раздельного рассмотрения отдельных товарных групп; не учитывает характера рынка, числа конкурентов и других рыночных факторов.

Более сложным вариантом портфельной стратеги является многофакторная матрица Макензи. Ее преимущества:

- Более богатый набор аналитических переменных значений.

- позволяют увидеть общую картину и понять, какое место компания

или отдельные бизнес-единицы занимают на рынке.

Недостатками методики являются: трудности учета границ и масштаба рынка, большое количество критериев; субъективность оценок; слишком общий характер рекомендаций.

SWOT-анализ. Метод SWOT анализа - универсальная методика стратегического менеджмента. Преимущества:

- широта применяемости анализа.

- не требует особых финансовых или компьютерных средств, проводится быстро.

- анализ позволяет выявить все факторы, влияющие на организацию, а значит, позволяет обобщить и сопоставить данные разного типа и назначения.

- Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования.

Недостатки:

- SWOT-анализ описательная модель, не дающая четко сформированных рекомендаций.

- отсутствие динамики во времени, ведь ситуация на рынке меняется стремительно, соответственно и реакция компании должна быть молниеносной.

- Метод очень такого анализа субъективен. В большинстве случаев приходится полагаться на мнение аналитиков.

Анализ стратегических групп – это подраздел отраслевого анализа, который изучает различные группы конкурирующих фирм, объединённые на основании аналогичных стратегических позиций. Его преимущества:

- Анализ стратегических групп предлагает аналитикам несколько точных аналитических процедур для установления связи - от обширной отраслевой структуры до стратегического применения на уровне конкретной фирмы.

- Выявление стратегических возможностей и рисков, ассоциирующихся с отраслевой эволюцией.

- Ориентация анализа на спрос.

Недостатки:

- Правильное применение анализа стратегических групп зависит от правильного определения стратегических параметров конкуренции.

- Анализ плохо структурирован для успешного практического применения выбранных стратегий.

Анализ стоимостных цепочек – метод используемый для выявления потенциальных источников экономического преимущества. Преимущества:

- С точки зрения отрасли анализ стоимостных цепочек необходим для лучшего понимания конкурентного позиционирования относительно главных покупателей и поставщиков.

- Анализ стоимостных цепочек помогает понять природу потенциально и реально достижимых преимуществ ресурсов и возможностей фирмы, того, насколько стабильно преимущество, и какие ресурсы и возможности потребуются фирме, чтобы быть конкурентоспособной.

Недостатки:

- Эффективный анализ требует крупных вложений в исследование покупателей, конкурентный анализ и анализ отраслевой структуры,

- Большую часть исходных данных для анализа, как внутренних, так и внешних данных отрасли и конкурентов, трудно получить.

На основании сравнительной оценки выявлены достоинства и недостатки методов стратегического анализа. Так как каждый метод имеет свои недостатки, то применять его стоит в зависимости от поставленных целей и выделенных средств.

Материал поступил в редколлегию 11.03.2017

УДК 338.2

И.В. Колявкина

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.,

Е.А. Калинина

[email protected]

Наши рекомендации