Сравнительная оценка методов стратегического анализа
Объект исследования: методы стратегического анализа.
Результаты, полученные лично автором: получена сравнительная оценка различных методов стратегического анализа.
Стратегический анализ - это процесс исследования и оценки деятельности и рынка предприятия, в результате которого компания получает необходимую информацию для разработки стратегии. Существует множество различных методик стратегического анализа. для прояснения ситуации необходимо выявить их достоинства и недостатки, т.е. провести сравнительную оценку.
Матрица Бостонской консультационной группы инструмент стратегического портфельного анализа положения на рынке товаров, компаний. Преимущества:
- Простота использования. Матрица и итоговые рекомендации, получаемые вследствие ее применения, просты для понимания.
- Дает определенную обобщающую картину о спросе и конкурентоспособности продукции предприятия.
- Анализ тенденций. Изменения на относительных рынках стратегических организационных единиц могут быть легко определены с помощью матриц многих периодов.
К недостаткам метода можно отнести: невозможность учесть изменение ситуации, изменение расходов на маркетинг, качества продукции; при многономенклатурном производстве требует раздельного рассмотрения отдельных товарных групп; не учитывает характера рынка, числа конкурентов и других рыночных факторов.
Более сложным вариантом портфельной стратеги является многофакторная матрица Макензи. Ее преимущества:
- Более богатый набор аналитических переменных значений.
- позволяют увидеть общую картину и понять, какое место компания
или отдельные бизнес-единицы занимают на рынке.
Недостатками методики являются: трудности учета границ и масштаба рынка, большое количество критериев; субъективность оценок; слишком общий характер рекомендаций.
SWOT-анализ. Метод SWOT анализа - универсальная методика стратегического менеджмента. Преимущества:
- широта применяемости анализа.
- не требует особых финансовых или компьютерных средств, проводится быстро.
- анализ позволяет выявить все факторы, влияющие на организацию, а значит, позволяет обобщить и сопоставить данные разного типа и назначения.
- Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования.
Недостатки:
- SWOT-анализ описательная модель, не дающая четко сформированных рекомендаций.
- отсутствие динамики во времени, ведь ситуация на рынке меняется стремительно, соответственно и реакция компании должна быть молниеносной.
- Метод очень такого анализа субъективен. В большинстве случаев приходится полагаться на мнение аналитиков.
Анализ стратегических групп – это подраздел отраслевого анализа, который изучает различные группы конкурирующих фирм, объединённые на основании аналогичных стратегических позиций. Его преимущества:
- Анализ стратегических групп предлагает аналитикам несколько точных аналитических процедур для установления связи - от обширной отраслевой структуры до стратегического применения на уровне конкретной фирмы.
- Выявление стратегических возможностей и рисков, ассоциирующихся с отраслевой эволюцией.
- Ориентация анализа на спрос.
Недостатки:
- Правильное применение анализа стратегических групп зависит от правильного определения стратегических параметров конкуренции.
- Анализ плохо структурирован для успешного практического применения выбранных стратегий.
Анализ стоимостных цепочек – метод используемый для выявления потенциальных источников экономического преимущества. Преимущества:
- С точки зрения отрасли анализ стоимостных цепочек необходим для лучшего понимания конкурентного позиционирования относительно главных покупателей и поставщиков.
- Анализ стоимостных цепочек помогает понять природу потенциально и реально достижимых преимуществ ресурсов и возможностей фирмы, того, насколько стабильно преимущество, и какие ресурсы и возможности потребуются фирме, чтобы быть конкурентоспособной.
Недостатки:
- Эффективный анализ требует крупных вложений в исследование покупателей, конкурентный анализ и анализ отраслевой структуры,
- Большую часть исходных данных для анализа, как внутренних, так и внешних данных отрасли и конкурентов, трудно получить.
На основании сравнительной оценки выявлены достоинства и недостатки методов стратегического анализа. Так как каждый метод имеет свои недостатки, то применять его стоит в зависимости от поставленных целей и выделенных средств.
Материал поступил в редколлегию 11.03.2017
УДК 338.2
И.В. Колявкина
Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.,
Е.А. Калинина