Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента

Содержание

Пояснительная записка. 3

Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. 4

Тема 2. Развитие теории и практики управления и вклад. 10

Тема 3. Организация как объект менеджмента. 15

Тема 4. Содержание управленческой деятельности. 19

Тема 5. Организационные структуры в организации. 23

Тема 6. Планирование деятельности организации. 27

Тема 7. Мотивация трудовой деятельности. 29

Тема 8. Организация управления фирмой. 40

Тема 9. Управленческий контроль. 41

Тема 10. Формы власти и методы управленческого влияния. 46

Тема 11. Организация проведения деловых совещаний. 49

Тема 12. Коммуникации в управлении. 54

Тема 13. Методы управления предприятием. 58

Тема 14. Стили руководства коллективом. 63

Тема 15. Стресс в управлении. 67

Тема 16. Конфликты в управлении. 70

Тема 17. Планирование рабочего времени. 78

Тема 18. Трансакции в управлении и их место в общении. 81

Вопросы для самоконтроля. 83

Список использованной литературы.. 86

Пояснительная записка

Дисциплина «Менеджмент» занимает важное место в системе экономических дисциплин. Менеджмент – это процесс управления, который взаимодействует со всеми элементами внешней и внутренней среды организации.

Данное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Менеджмент» для студентов очной и заочной форм обучения по всем специальностям.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Данное учебное пособие может быть использовано для подготовки к семинарам, самостоятельным и контрольным работам, к промежуточному или итоговому тесту, зачету, экзамену.

Учебное пособие обеспечивает качественное усвоение курса «Менеджмент», за счёт наглядности и доступности. Помогает закрепить знания об теоретических основах менеджмента, организационных структурах, функциях управления, конфликтах и стрессов, методах управления и влияния на организацию.

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента - student2.ru

План:

1. Понятие и содержание менеджмента. Современный менеджер: понятие и характеристика.

2. Сравнительная характеристика командно – административного и рыночного управлений.

3. Зарубежный опыт управления: американская и японская модели управления.

1 вопрос: Понятие и содержание менеджмента. Современный менеджер: понятие и характеристика.

С развитием рыночной экономики термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимом по отношению друг с другом.

Слово «Менеджмент» в том виде, в котором оно существует сейчас английском языке, возникло еще во времена Вильяма Шекспира. Исследователи отмечают, что данный термин имеет латинские, итальянский и французские корни.

Слово «М» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но и власть и сфера полномочий.

Итальянское слово manneggiare возникло в Средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французский вариант слова manegeria.

Английиское слово manage впервые появилось в 1561г., слово – manager в 1588, слово manadgment – 1589, все эти слова относились к особенностям жизни в сельской местности.

Слово «Менеджмент» в первые было использовано в современном значении в 1670 г. и означало управление коммерческими делами, в узком понимании слова владеть мечом или управлять лошадью

В Словаре иностранных слов менеджмент – это управление производством, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

В литературе слово менеджмента всегда рассматривается с трех разных сторон.

Менеджмент как наука– это область человеческих знаний, позволяющая выполнять функции руководства.

Менеджмент как искусство управления – это умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент как практика – вид деятельности по руководству людьми в различных условиях рыночной экономики.

Менеджмент подразделяется на различные уровни и делиться на определенные отрасли.

Общий менеджмент содержит в себе общие подходы и методы управления, приемлемых для любой сферы деятельности в социально-экономических системах, для всех уровней управления: государственного, регионального, управления предприятием и его подразделениями.

По уровням общий менеджмент разделяется на нормативный, стратегический и оперативный.

Нормативный менеджмент - включает в себя разработку принципов, норм и правил игры, направленных на обеспечение выживаемости и развития фирмы; устранение конфликтов между группами интересов. Направлен на согласование внешней и внутренней среды фирмы.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента

Признаки Виды менеджмента
Стратегический Оперативный
1. Уровень иерархии Преимущественно высший Все уровни с акцентом на средний
2. Неопределенность Высокая степень Низкая степень
3. Вид проблем Преимущественно не структурированные В основном хорошо структурированные
4. Горизонт времени   Долгосрочный, среднесрочный Кратко- и среднесрочный
5.Потребности в информации Внешняя информация Внутренняя информация
6. Альтернативы Широкий спектр Спектр альтернатив ограничен
7. Объем деятельности Концентрация на важнейших проблемных структурных областях и подразделениях Охват всех направлений, структурных единиц и участков предприятия

Стратегический менеджмент - решает вопросы:

1) какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность предприятие в будущем, учитывается возможные ограничения со стороны внешней среды (рынок, конкуренция и т.п.);

2) посредством какого стиля управления, в рамках каких организационных структур и с какими сотрудниками нужно активизировать потенциал предприятия и потенциал рынка;

3) с помощью какого инструментария обеспечить регулирование и контроль стратегического процесса.

Оперативный менеджмент. Осуществляет функцию непосредственного регулирования процессов создания продукта на предприятии в условиях дефицита производственных ресурсов (финансы, машины, сырье, трудовые ресурсы). Обеспечивает комбинирование затрат и результатов.

Менеджмент охватывает отдельные функциональные области производства, предпринимательства и социальную среду на предприятии.

Включает:

Инновационный менеджмент - управление процессами создания, распространения и применения продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности. Область НИОКР.

Финансовый менеджмент - осуществляет управление движением финансовых средств на стадиях жизненного цикла продукции: создание, рост, стабилизация, спад.

Инвестиционный менеджмент - управление процессами привлечения, рассредоточения и использования долгосрочных вложений капитала.

Производственный менеджмент - управление процессами производства продукта на предприятии, использованием ресурсов, затратами и результатами на стадиях производственного цикла и в общефирменном масштабе.

Менеджмент по персоналу - управление процессами найма, расстановки, движения, стимулирования кадров, оптимизация организационных факторов и условий труда.

Информационный менеджмент - управление информационными системами на предприятии.

Менеджмент может означать:

- Ориентация фирмы на спрос и предложение рынка

- Стремление к постоянному повышению производства с наименьшими затратами

- Хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений

- Постоянная корректировка целей и прогрессивность в зависимости от состояния рынка

- Конечный результат деятельности фирмы выявляется на рынке в процессе обмена

- Использование новой техники и технологий.

Управленец – это специалист определенной области, который занимается управлением (пример: бухгалтер, юрист, товаровед).

Менеджер – это профессиональный управляющий, который наделен полномочиями в области принятия решений.

Основная задача менеджмента – это сделать информацию, опыт, знания, нововведения производственной силой, что обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

Современный менеджер должен уметь:

- Определить цель развития предприятия

- Осуществлять стратегическое планирование развития предприятия

- Создавать рынки товаров и услуг

- Анализировать эффективность хозяйственной деятельности предприятия

- Разрабатывать и принимать экономические решения

- Достигать поставленных целей при рациональном использовании всех ресурсов

- Формировать и развивать коллектив, создавать на предприятии здоровый психологический климат

- Работать в условиях хозяйственной самостоятельности.

Менеджер должен обладать качествами:

- Глубокое знание связано с развитием и функционированием рыночной экономики

- Умение учитывать политические последствия

- Способность искать и использовать резервы человеческого фактора

- Умение эффективно использовать лучшие достижения научно – технического прогресса

- Готовность на определенном этапе отказаться от личной выгоды ради достижения общественной значимой цели

- Психологическое образование

- Склонность и желание руководствоваться принципами социальной справедливости

- Умение принимать на себя ответственность

- Способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания

- Постоянно проявлять инициативу и предприимчивость

- Деловитость, умение делать и не делать бесполезных дел

- Стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гибкость

- Логическое мышление

- Способность в интересах дела использовать предложение противоположное собственной позиции

- Стрессоустойчивость

- Принимать решения, рискуя.

2 вопрос: Сравнительная характеристика командно – административного и рыночного управлений.

Характеристика Командно – административное управление Рыночное управление
1. Собственность Монополия государственной собственности (более 80%) Разнообразие форм собственности, смешанная экономика
2. Субъект управления Номенклатура руководящих кадров Трудовой коллектив, собственник, менеджер, предприниматель
3. Цель управления Выполнение плановых заданий, повышение эффективности в интересах государства Повышение эффективности и получение прибыли за счет удовлетворения спроса населения при насыщении рынка товарами и услугами
4. Основные принципы управления Подчиненные нижестоящих организаций вышестоящим Равноправие, договорные партнерские отношения между всеми звеньями экономической системы
5. Стиль руководства Авторитарный Демократический
6. Методы управления предприятием Организационно – распорядительные (приказ, норматив, распоряжение, директивы) Экономические методы управления (разработка стратегий, коммерческий расчет, материальное стимулирование) работников
7. Техника и технология Основана на ручном труде и слабо механизированной технике Основана на современной технике, в том числе компьютерами
Хозяйственный руководитель Современный менеджер
1. Ждет указаний «сверху», скован, без инициативен, боится риска, пытается все взять под свой контроль 1. Активен, самостоятелен, предоставляет свободу действия для подчиненных, идет на оправданный риск
2. Верит в могущество высшего руководства 2. Надеется в первую очередь только на себя и на свои силы
3. Решение принимает единолично, не терпим к чужим мнениям 3. Подбирает команду единомышленников, решения принимает коллективно
4. Имеет ограниченный кругозор, не стремиться к новым знаниям 4. Открыт для новых идей, знаний, информации
5. Не компетентен в вопросах управленческой психологии 5. умеет работать с людьми, признает их как личность

3 вопрос. Зарубежный опыт управления: американская и японская модели управления.

Японская модель управления Американская модель управления
1. Управленческие решения принимаются коллективно, на основе единогласия. 1. Индивидуальный характер принятия решений.
2. Ответственность коллективная. 2. Индивидуальная ответственность
3. Нестандартная, гибкая система управления. 3. Строгое формирования структуры управления.
4. Неформальная организация контроля. 4. Четко формированная структура контроля.
5. Коллективный контроль. 5. Индивидуальный контроль.
6. Замедление оценки работника. 6. Быстрая оценка результатов работника.
7. Основным качеством руководителя является, умение осуществлять координацию действий и контроля. 7. Главным качеством руководителя является, профессионализм и инициатива.
8. Ориентация управления на группе. 8. Ориентация управления на одного человека.
9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату. 9. Оценка управления по индивидуальному результату.
10. Личные, неформальные отношения с подчиненными. 10. Формальные отношения с подчиненными.
11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы. 11. Деловая карьера обусловлена личным результатом.
12. Подготовка руководителей универсального типа. 12. Подготовка узкоспециализированных руководителей.
13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу. 13. Оплата труда по индивидуальному достижению.
14. Долгосрочная занятость руководителей в фирме. 14. Найм на работу в короткий срок.

Контрольные вопросы

1. Какова роль менеджмента в мировой и российской экономике?

2. Какие аспекты включает понятие менеджмент?

3. Дайте характеристику стратегическому и оперативному менеджменту.

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента - student2.ru

План:

1) Исторические периоды развития менеджмента

2) Школы управления. Их вклад в развитие менеджмента.

3) Современные подходы к управлению.

1 вопрос: Исторические периоды развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искус­ство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

политической - необходимость установления и поддержа­ния порядка в группах;

экономической — необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетс­кие пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооруже­ний требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Выделяют 4 исторических периода:

I период. Древний период.(9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.)

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал два вида руководства: тиранический и политический, дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Аристотель – выделил роли управляющих, которые могут более эффективно выполнять функции управления господским хозяйством.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил тео­рию и практику управления войсками.

II период. Индустриальный период. (1776-1890)

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит Адам Смиту, так же дал характеристику обязанностей государя и государства.

В 30–е годы Р. Оуэнпровел социальный эксперимент, сущность которого состояла в:

- Улучшении условий работы в цехах

- Разработке систем оценки вклада работников

- Развитии материальной заинтересованности

- Исключении конфликтов между рабочими и работодателями

- Отказе от пренебрежительных отношений к рабочим

- Отходе от чрезмерного разделения труда.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. Английский математик Чарльз Беббидж В 1832 году издание первого учебного пособия по управлению промышленным предприятием, в 1882 году разработал проект "анали­тической машины" - прообраз современной цифровой вычисли­тельной техники, с помощью которой уже тогда управленчес­кие решения принимались более оперативно.

III период. Период систематизации. (1890-1960)

В конце XIX века проходит промышленная революция. В результате появляются крупные фабрики и заводы, возникает необходимость обеспечения работой большие группы людей. Это означает, что индивидуально владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которые обучали для того чтобы они могли представлять интересы владельцев на рабочих местах, это и были первые менеджеры.

IV период. Период информации. (1960 – по наши дни продолжается)

Появление данного периода следствие применения в управлении компьютерной техники.

2 вопрос: Школы управления. Их вклад в развитие менеджмента.

1. Школа научного управления (1885-1920)

Представители: Тейлор, Гантт, Гилберт, Адамецкий, Ерманский, Мюнстергерг, Форд

Тейллор (1856-1915) главный инженер сталелитейной компании в США.

Вклад:

§ Использование научного анализа для повышения эффективности способов выполнения задач.

§ Отбор и обучение работников

§ Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективной работы

§ Использование материального стимулирования для повышения производительности

§ Отделение планирования и обдумывание от самой работы.

Недостаток: представители этой школы игнорировали проблемы управления организации в целом.

2. Классическая (административная) школа (1920 – 1950)

Представители: Анри Файоль, Урвик, Муни, Гинзбург, Вебер

Файоль (1825-1925) руководитель французской горно – добывающей компании в течении 30 лет.

Вклад:

§ Основное внимание Файоль уделял управлению персоналом и прежде всего административным кадрам.

§ Разработка универсальных принципов управления, следуя которым организация должна добиться успеха.

Принципы управления:

1. Разделение труда. Специализация является естественным по­рядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. Где даются полномочий, там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уваже­ние к достигнутым соглашениям между предприятием и его работника­ми .

4. Единогласие. Работник должен получать приказ только от од­ного непосредственного начальника.

5. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или коллектива предприятия в целом не должны превалировать над интересами предприятия,

6. Вознаграждение персонала. Все работники должны получать справедливую зарплату за свою работу.

7. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

8. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

9. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность.

10. Инициатива. Она придает предприятию силу и энергию.

Корпоративный дух.

Недостаток: Файоль А. рассматривал организацию как замкнутую систему и изыскивал пути повышения ее эффективности внутри организации.

3. Школа человеческих отношений (1930-1950)

Представители: Э. Мейо, Маслоу

Э. Мейо (1880-1949) руководитель отдела изысканий гарвардского университета.

Вклад:

§ Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

4. Школа поведенческих наук (1950 - …)

Представители: Ф. Герцберг

Вклад:

§ Управление организацией таким образом, чтобы каждый работник был использован в соответствии с его потенциалом, раскрывал свои творческие способности.

5. Школа количественных методов (1950 - …)

Представители: Немчинов

Вклад:

§ Восприятие управленческих проблем посредством применения моделей

§ Помощь руководителям по принятию решений в сложных ситуациях.

3 Вопрос: Современные подходы к управлению.

Подходы:

1) Процессный – представляет собой состоящий из основных функций управления:

- планирование – это разработка целей развития предприятия и путей достижения этих целей

- организация управления фирмой – это процесс создания структуры предприятия и взаимосвязь между звеньями управления

- мотивация трудовой деятельности – это процесс стимулирования или побуждения людей в деятельности для удовлетворения личных потребностей и достижения целей организации

- контроль – это сравнение достигнутых результатов с запланированными, с целью отработки корректировки мер

2) Системный – это когда любая организация представляет собой открытую систему, состоящую из 3х частей:

I часть – ВХОД – это все ресурсы, которые необходимы для работы предприятия: трудовые, финансовые, материальные, информационные.

II часть – ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – производственный процесс, торговый процесс, учебный процесс.

III часть – ВЫХОД – это то, что получилось в результате преобразования (товары, услуги, знания, прибыль).

ВНЕШНЯЯ СРЕДА     ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента - student2.ru

ВХОД Ресурсы: · материально-технические · людские · энергетические · финансовые · информационные   ОРГАНИЗАЦИЯ Процесс преобразования ресурсов (материальные и информационные процессы)   ВЫХОД
  • Продукция или услуги
  • Информация
  • Финансы
  • Прибыль
  • Соц. ответст-венность

Рис. . Взаимодействие организации с внешней средой

3) Ситуационный – руководитель, который хочет работать эффективно, должен научиться пользоваться стилями руководства (авторитарным, демократическим, либеральным), применять власть, методы управленческого влияния в зависимости от создаваемой ситуации, то есть эффективный руководитель должен вести себя по-разному, адаптироваться к ситуации.

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента - student2.ru

План:

1) Понятие организации, этапы жизненного цикла организации.

2) Внутренняя среда организации

3) Внешняя среда организации

1 вопрос: Понятие организации, этапы жизненного цикла организации.

Организация- социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.

Жизненный цикл организации– объективная реальность, состояние организации на настоящий период времени.

Наши рекомендации