Выявление особенностей развития культуры
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Объект исследования: современная российская культура.
Результаты, полученные лично автором: современная русская рультура находится на перепутье. В ней происходит ломка стереотипов, которые сложились в досоветские и советские времена. Идёт переоценка ценностей.
Русская культура уникальна. Ее своеобразие было предметом внимания многих исследователей. Во многом самобытность русской культуры в настоящее время определяется ее историей. [1]
Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации имеют стабильную тенденцию к нарастанию и охватывают все большее число существующих культурных конфигураций.[3] Динамизм коммуникативных процессов и значительное расширение актуального коммуникативного пространства постепенно стирают грани между различными этническими культурами, национальными образованиями; специализированным и обыденным уровнями культуры во всех ее формах и технологиях. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социализационных процессах и уступает доминирующее место текущей и актуальной социокультурной информации. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения. Основную роль в профессиональной деятельности играет уровень профессионализма, а не личностно-клановые аспекты. Коммуникативные процессы, основанные на современных технологиях, играют ведущую роль в формировании мировоззрения, которое все меньше зависит от традиционных представлений и нормативных установлений. Социальная структура становится все более гибкой системой, предполагающей максимальный уровень использования всех возможностей и личностных качеств индивида. Социальная значимость информации, в том числе научной, определяется не соответствием ее общепринятой идеологии и теориям, а ее актуальностью в решении прикладных проблем и ее эвристическими возможностями.[4]
Подводя итоги, можно сказать, что кризисы в культуре не являются случайным «наказанием», эпизодом в ее судьбе или жестоким приговором. В мировой культуре такого рода процессы сопровождают всю историю. Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены.[3]
Но, всмотревшись в историю мировой культуры, можно понять, что за кризисом всегда следует рассвет. Кризис племенной культуры породил осевое время человечества — всплеск человеческого духа. В недрах язычества вызрела христианская культура. Закат античности выявил новые потенции в европейской культуре. Современный кризис есть предвестие новой культурной парадигмы. Возможно, современный кризис российской культуры — начало радикального обновления и преображения её духовно-смыслового ядра.[2]
Список использованной литературы
1. Гуревич, П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2014. – 465с.
2. Левяш, И.Я. Культурология : Курс лекций. – Минск: Тетра Системс, 2013. – 276с.
3. Полищук, В.И. Культурология : Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 358с.
4. Попова, Е.В. Введение в культурологию. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 213с.
Материал поступил в редколлегию 12.03.2017
УДК 008
И.И.Малиновский
Научный руководитель: доцент кафедры «Философия, история и социология»,
к.п.н. Н.А. Ноздрина
ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА
Объект исследования: современная культура Востока.
Результаты, полученные лично автором: изучена культура Востока в настоящее время.
В настоящее время знакомство с другой культурой необходим не только из-за желания получить образование в области мировой культуры, но и для того, чтобы выявить правильные способы взаимоотношений с носителями отдельных культур. В данном случае рассматривается особенности развития культуры современного Востока. [1]
Нужно отметить, что культура Древнего Востока во многом определялась способом коллективного выживания, одного из возможного для человека прошлой эпохи и в тех природных условиях. Главным условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое оправдание в культуре. Наиболее развитые культуры Востока рождали в себе не только лишь оправдание, но и духовный протест против сломляющей человека государственной мощи и попытки дать человеку внутреннее убежище от внешнего деспотизма. В этом можно увидеть особенности культуры древнего Востока. [2]
В прошедшем ХХ веке все смотрели на Восток "снисходительно", сверху вниз, думая, что это – лишь преследующий тип культуры, обречённый только на отставание от культуры всего мира. Но такое состояние - результат развития за последние 3-4 века - краткий миг в истории. Большую часть времени в истории культура Востока опережала даже Запад. Так может вернётся это положение вновь, в ХХI веке? По крайней мере, положение восточной культуры сейчас явно растет, увеличивается и интерес к восточной культуре. Поэтому обойти вопрос об особенностях возникновения этой культуры было бы невозможно. [1]
Каковы же особенности развития современного Востока? Прежде всего, отметим своеобразную «многоукладность», проявившуюся в развитии художественной культуры в странах Востока. Если в экономической и социальной жизни было возможно использование новейших достижений западной материальной культуры, то есть, наиболее совершенных, то совсем по другому обстояло дело в литературе или живописи.
В последние годы меняются сюжеты фильмов, которые рассчитываются на широкую аудиторию. Во второй половине ХХ в. одной из тем индийского кино оставалось социальное неравенство, основа фильма строится на произволе богатого негодяя, которого в финале обязательно наказывали бедные, но честные и положительные герои. Теперь столь же обаятельный герой стремится не наказать зло и утвердить справедливость, а достичь благополучия и коммерческого успеха. [3]
Театр – явление новое для стран Востока. Его появлению предшествовала простая декламация пьес. Театральные постановки в основном происходят в стенах университетов и школ. [1]
Японская литература уже давно известна в мире. В качестве примера новой тенденции можно назвать феномен «телефонного романа» (кэйтайсё: сэцу, кс). Это направление «мобильного романа» или «романа, написанного на сотовых телефонах» возникло в 2000 г. после создания сайта «Магический остров», на котором пользователи получили возможность выкладывать свои произведения для свободного чтения и комментирования. [2]
Еще более ярким является сочетание разнородных начал в сфере изобразительного искусства. В живописи поначалу просто использовали достижения западного искусства, сейчас же пытаются возродить традиции древней культуры, сочетают разнородные начала. [1]
В сфере культуры на Востоке модернизация вызвала к жизни и раскрыла, быть может, в наибольшей мере весь потенциал общества, что и выразилось в многообразии исканий художников и писателей. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что современные творцы культуры, в отличие от своих предшественников в ХХ в., не ощущают своей приниженности перед опытом западной культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бонгард-Левин, Г.М. Древневосточная цивилизация. Встреча культур. – СПб: Питер, 2014. – 279 с.
2. Гришелева, Л.Д., Чегодарь, Н.И. Культура нового времени. Чтение. – М.: Наука, 2015. – 369с.
3. Кореняко, В.А. Искусство народов Востока: вчера, сегодня, завтра. –М.: Машиностроение, 2013. – 421с.
Материал поступил в редколлегию 09.03.2017
УДК 008
Винокуров С.О.
Научный руководитель доцент кафедры «Философия, история и социология»,
к.п.н. Н.А. Ноздрина