Выявление особенностей конфликтов в рф

И пути их решения

Объект исследования: трудовые конфликты.

Результаты, полученные лично автором: собраны и проанализированы статистические данные, иллюстрирующие распространённость трудовых конфликтов в Российской Федерации.

Проблема конфликта актуальна во все времена. Конфликты могут возникать как в масштабах всего мира, так и внутри каждого из нас. Многие отрасли научной деятельности занимаются изучением данной проблемы, среди них политология, психология, социология, менеджмент, а также отдельная дисциплина – конфликтология, рассматривающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Эксперты отмечают, что напряженность в сфере трудовых отношений в Российской Федерации в последние три года возросла: в 2015 году зафиксировано конфликтов на 11% больше, чем в 2014 году, и на 23% больше, чем в 2013 году. Список регионов с самым большим количеством трудовых споров претерпел некоторые изменения. К числу хронических «антилидеров», которыми являлись Свердловская область, Приморский край, Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область, добавились Республика Хакасия, Иркутская область и Забайкальский край. Нужно отметить, что географическая локализация конфликтных предприятий определяется распределением производительных сил, заложенным еще в советское время, но ведущую роль все же играет отраслевая принадлежность предприятия.

Кризисные отрасли остались прежними – обрабатывающие производства (изготовление машин и оборудования), строительство (промышленные объекты, транспортная инфраструктура), транспорт. Во второй половине 2016 года возросла напряженность в бюджетных отраслях (здравоохранение, образование, культура).

Можно сделать вывод, что трудовой конфликт – это ситуация, когда между коллегами, трудящимися и работодателем возникают разногласия по определенным вопросам или по группе вопросов, проще говоря, это столкновение интересов и мнений.

Выделяют несколько видов конфликта, одни из которых решаются путем переговорного процесса, либо организуют действия, которые способствуют разрешению конфликта, но есть и другие виды, например, забастовка и локаут. В 2015 году в России было зафиксировали рекордное число трудовых протестов. Об этом говорится в результатах мониторинга Центра социально-трудовых прав. Так, за 2015 год состоялось 409 протестов, а это на 40% больше, чем предыдущем 2014 году, который также до этого был рекордным. В декабре 2015 зафиксировано 53 протеста, что является абсолютным рекордом по числу протестов за один месяц. Количество стоп-акций также превышает все предыдущие результаты – за год состоялось 168 протестов, в ходе которых полностью или частично останавливалась работа. Эти виды конфликта очень серьезны и мешают трудовому процессу.

Конфликты могут возникать по различным причинам, начиная с неправильно построенной системы коммуникации в организации, заканчивая личной антипатией отдельных сотрудников. Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности свих действий.

Основными стратегиями разрешения конфликта являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от проблемы.

Соперничество в конфликте заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Эта стратегия наиболее типичная для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте – это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Подобную стратегию использует человек, обладающий сильной волей, авторитетом, властью.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте и его разрешения. Оно предполагает направленность оппонента на взаимовыгодное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как помощника, равного в поиске альтернативного решения. Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы.

Компромисс состоит в желании оппонента завершить конфликт определенной уступкой по некоторым вопросам своей позиции. Данная стратегия характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, желанием извиниться и готовностью простить. Способность к компромиссу в управленческих системах ценится высоко, т.к. уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро преодолеть конфликт.

Избегание решения проблемы можно расценивать как попытку выйти из конфликта при минимуме потерь. Оппонент, как правило, переходит к данной стратегии после неудачных попыток реализовать свои интересы в конфликте с помощью более активных стратегий (соперничества или компромисса).

В заключение отметим, необходимо учиться управлять конфликтами и собой, ведь именно это предотвратит конфликтные ситуации не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни.

Материал поступил в редколлегию 12.02.2017

УДК 330

А.В. Новикова

Научный руководитель: профессор кафедры «Экономика, организация производства, управление», д.ф.н., Е.А. Дергачёва

[email protected]

Наши рекомендации