Выявление особенностей чтения устной речи и зрительных функций у детей с нарушениями

Анализируя ошибки чтения детей с дислексией мы обнаружили, что между отдельными их видами существует некоторая взаимосвязь. В чтении одних детей сочетались смешения букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам, ошибки ударения, аграмматизмы, угадывающее чтение окончаний слов. Другие дети допускали персеверации, антиципации, реверсии букв, пропуски слов и потерю строк. Приведем примеры чтения некоторых учащихся.

Выявление особенностей чтения устной речи и зрительных функций у детей с нарушениями - student2.ru

Примечание: для обозначения ударения и мягкости согласного звука здесь и далее используется апостроф.

В чтении Оли Г. отмечены такие ошибки, как угадывающее чтение окончаний, смешение букв, обозначающих гласные звуки (и — е, у — о, я — ё, а — о), смешения букв, обозначающие согласные звуки (б — д, т — д).

Выявление особенностей чтения устной речи и зрительных функций у детей с нарушениями - student2.ru

В чтении Саши Я. преобладают следующие виды ошибок: антиципация, оптическая ошибка (ё — е), пропуск строки, персеверация.

Выявление особенностей чтения устной речи и зрительных функций у детей с нарушениями - student2.ru

В чтении Юли П. наблюдались антиципации, угадывающее чтение окончаний, замена слова на основе оптического сходства, оптические ошибки (и — у).

Из примеров видно, что для чтения каждого ребенка . характерно особое сочетание разных видов ошибок. У одних преобладали ошибки в окончаниях, в постановке ударения, смешение букв, обозначающих гласные и согласные звуки, аграмматизмы и нарушение норм орфоэпии при чтении. Возникновение этих ошибок традиционно связывается с устноречевыми нарушениями. У других детей имели место оптические ошибки, реверсии букв и слогов, ошибки в интонационном обозначении границ предложений, антиципации, персеверации, пропуски и повторы строк. Причиной этих ошибок с большой вероятностью может являться несформированность зрительных (глазодвигательных и гностических) функций. Необходимо отметить, что некоторые виды ошибок, имеющие полифакторную природу возникновения (замены слов на основе смыслового сходства, пропуски и добавления букв, слов), допускались всеми учащимися с одинаковой частотой.

Основываясь на предположении о том, что некоторые виды ошибок чтения могут иметь сходный механизм возникновения, мы выделили две группы ошибок. Отдельно были суммированы ошибки, связанные с речевыми процессами, и отдельно ошибки, обусловленные несформированностью зрительных процессов. В первом случае суммировались смешения букв, обозначающих акустико-артикуляционно близкие согласные и гласные звуки, смешения букв, обозначающих твердые и мягкие согласные, ошибки ударения, нарушение норм орфоэпии, аграмматизмы, ошибки в прочтении окончаний. Во втором случае были суммированы замены слов на основе зрительного сходства, реверсии букв и слогов, персеверации, антиципации, оптические ошибки, ошибки интонационного обозначения границ предложения, пропуски и повторы строк, перестановки слов.

В результате для каждого ребенка были определены:

§ процент речевых ошибок чтения;

§ процент зрительных ошибок чтения.

При помощи корреляционного анализа Пирсона между количеством речевых и зрительных ошибок была обнаружена отрицательная корреляция (г = -0,554; р < 0,001), что свидетельствует о том, что существуют различные типы нарушений чтения, сопровождающиеся особыми видами ошибок — речевых или зрительных.

Дальнейший корреляционный анализ показал, что существует закономерная связь между уровнем сформированное™ устной речи и зрительных функций и особыми видами ошибок чтения (таблица 20).

Таблица 20. Взаимосвязь показателей сформированности устной речи, зрительных функций и особых видов ошибок чтения

  Показатели сформированности устной речи Показатели сформированности зрительных функций
Речевые ошибки чтения г = 0,280 р = 0,036 г = - 0,204 р = 0,132
Зрительные ошибки чтения г = - 0,030 р = 0,826 г = 0,272 р = 0,043

Данные таблицы 20 указывают на взаимосвязь между уровнем сформированности устной речи и количеством речевых ошибок чтения (г = 0,280; р = 0,036), а также между уровнем сформированности зрительных функций и количеством зрительных ошибок чтения (г = 0,272; р = 0,043).

Сравнение показателей сформированности устной речи и зрительных функций с другими характеристиками чтения (скорость чтения и понимание прочитанного) выявило также наличие корреляций между:

§ показателем сформированности устной речи и ошибками понимания (г = 0,417, р = 0,001). Иначе говоря, для учащихся с нарушениями устной речи (высоким речевым показателем) характерны нарушения смысловой стороны чтения;

§ показателем сформированности зрительных функций и скоростью чтения (г = -0,276, р = 0,04). Наличие отрицательной корреляции указывает на то, что детям с нарушением зрительных функций (высоким зрительным показателем) свойственен низкий темп чтения.

Таким образом, в результате изучения навыков чтения, устной речи и зрительных функций у учащихся начальных классов общеобразовательной школы установлена взаимосвязь между особыми типами нарушений чтения и несформированностью определенных психических функций (речевых и зрительных). Было установлено так-оке, что дислексия может возникать не только в результате речевых нарушений. Она может быть обусловлена особенностями формирования зрительных функций.

Выявлено, что нарушения речевых операций, составляющих базу для овладения чтением (звукопроизноше-ние, звуковое восприятие, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматические операции и др.), сопровождаются следующими видами дислексических ошибок: смешения букв, обозначающих акустико-артикуляционно близкие согласные и гласные звуки, смешения букв, обозначающих твердые и мягкие согласные, ошибки ударения, нарушение норм орфоэпии, аграмматизмы, ошибки в прочтении окончаний. Помимо этого, нарушения устной речи затрудняют понимание прочитанного.

Нарушения зрительных функций приводят к возникновению следующих ошибок чтения: замены слов на основе зрительного сходства, реверсии букв и слогов, персеверации, антиципации, оптические ошибки, ошибки интонационного обозначения границ предложения, пропуски и повторы строк, перестановки слов. Несформированность зрительных функций проявляется также в крайне замедленном темпе чтения.

Изученные нами зрительные функции условно были разделены на гностические и моторные. О несформирован-ности зрительных гностических механизмов у школьников свидетельствовали нарушения зрительного узнавания, проявляющиеся в замедленном темпе воспроизведения стимулов, в сужении объема воспроизведенных стимулов, в нарушении последовательности при воспроизведении стимулов, в оптических ошибках узнавания, в вербально-перцептивных заменах названий предметных стимулов. О нарушении зрительных моторных функций учеников свидетельствовали ошибки прослеживания движущихся стимулов, проявляющиеся в невозможности опознать такой стимул, воспроизведение стимулов в реверсивном направлении, свидетельствующее о несформированности лево-правого направления зрительного внимания, низкие показатели зрительной работоспособности. На основе полученных данных среди учащихся с дислексией были выделены дети, для которых наибольшие трудности представляли именно гностические операции, дети с нарушением моторных функций зрения, а также школьники с сочетанными нарушениями и гностических и зрительных механизмов чтения.

Зрительные гностические нарушения приводят к возникновению смешений оптически сходных букв. Качественный анализ этого вида ошибок показал, что среди смешений оптически сходных букв самыми распространенными оказались смешения е — ё, и — и, б — р, то есть букв, отличающихся только надстрочными или подстрочными элементами, что свидетельствует о фрагментарности зрительного восприятия учащихся с дислексией, недостаточно развитым вниманием ко всем элементам буквы. Похожий механизм, на наш взгляд, может лежать в основе замен слов по зрительному сходству. Выхватив в слове несколько букв (как правило, это бывают первые буквы слова), ребенок строит на них догадку обо всем слове.

Моторный компонент зрения обеспечивает все виды движений глаз во время чтения: точные прослеживающие, антиципирующие (готовящие зону прогноза) и регрессивные (уточняющие). Нарушение движений глаз при чтении приводит к реверсиям букв и слогов, антици-пациям и персеверациям. Пропуски и повторы строк при чтении также, на наш взгляд, могут быть результатом нарушения точных прослеживающих движений глаз.

Наши рекомендации