Анализ развития культуры западной европы в эпоху просвещения
Объект исследования: культура Западной Европы в эпоху Просвещения.
Результаты, полученные лично автором: эпоха Просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества. Однако многие из них в наши дни переживают глубокий кризис.
Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. В весьма трудном положении оказалась религия. Она впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком выступает Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв, направленный против религии и особенно Церкви. Именно Церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. В целом XVIII в. отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера. В гораздо более благоприятных условиях развивается философия. Это неудивительно, поскольку вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей. В своих философских исследованиях они продолжают критику религии и средневековой схоластики, начатую предшествующими эпохами. Другие философы-просветители, в особенности французские материалисты- Дидро, Гольбах, Гельвеций -занимали более решительную позицию по отношению к религии. [1]
Философия XVIII в. развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии» в 35 томах, вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро. Содержание «Энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел. [2]
XVIII столетие стаю временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука -имея в виду естествознание- достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией ома предстает как единственно адекватное воплощение разума. Весьма успешно развивается также художественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Основными стилями являются классицизм и барокко. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм. В целом искусство XVIII в. представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. [3]
Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л. Давид (1748-1825). В его творчестве нашли отражение большие исторические события, тема гражданского долга. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732-1806). Он продолжает линию Рубенса, что находит проявление в его чувственном восприятии цвета и особом внимании к красоте женской плоти, волнующим телесным формам.
Сентиментализм, возникший во второй половине XVIII в., явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма Ж.-Ж. Руссо. Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. [2]
Особо необходимо выделить музыкальное искусство, переживающее в XVIII в. невиданный подъем и расцвет. Если XVII в. считается веком театра, то XVIII в. по праву можно назвать веком музыки. Ее XVIII в. представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-1791). Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка, здесь он не знает себе равных. Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях присутствуют легкость, изящество, изысканность и нежность галантного стиля. В то же время Моцарт является первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором.[3]
Список использованной литературы
1. Драча, Г.В. Культурология : Учебное пособие -. М.: Альфа-М, 2013. - 432 с.
2. Морис, Н. Эпоха просвещения. Серия: Семейная энциклопедия "История" - Издательство: Амфора, г. Санкт- Петербург, 2014. - 330 с.
3. Шахов, А. Вольтер и его время. Философия эпохи Просвещени -. М.: БИБЛИОГЛОБУС, 2013. - 360 с.
Материал поступил в редколлегию 11.03.2017
УДК 008
М.В. Гришина
Научный руководитель
доцент кафедры «Философия, история и социология»,
к.п.н. Н.А. Ноздрина