Задания для развития и контроля владения компетенциями. 1. Составить сводную таблицу «Педагогическая деятельность в странах Западной Европы в эпоху Средневековья».

1. Составить сводную таблицу «Педагогическая деятельность в странах Западной Европы в эпоху Средневековья».

2. Работа с первоисточниками: Я.А.Коменский «Великая дидактика», Д.Локк «Мысли о воспитании». Схема работы с первоисточником: название первоисточника; автор; основные идеи.

Тема 5. Воспитание и образование в XIX – первой половине ХХ вв.

Цель занятия:сформировать у студентов представление об основных направлениях развития воспитания и образования в XIX – первой половине XX вв.

Основные понятия:утопический социализм,система начального, среднего и высшего образования, космическая педагогика, метод проектов, виннетка-план, дальтон-план, гуманистическое воспитание, «новая французская школа», экспериментальная школа, вальдорфская школа и педагогика, теорией «свободного воспитания».

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Становление и развитие массовой школы в странах Западной Европы.

2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в первой половине XIX века в России.

3. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX - начале XX веков.

4. Школа и педагогика России в конце XIX -начале XX веков.

5. Особенности развития школьного образования и педагогической мысли ведущих стран Западной Европы и США в первой четверти XX века.

Организационная форма занятия:круглый стол.

Методические рекомендации

1. Становление и развитие массовой школы в странах Западной Европы.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о критике системы массового образования (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Знать представителей утопического социализма (К. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) и их отношение к проблемам воспитания и обучения. Понимать влияние воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса на процесс становления воспитания и образования.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в первой половине XIX века в России.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о создании государственной системы начального, среднего и высшего образования. Знать основы просветительской деятельности и педагогических взглядов декабристов (русская революционно-демократическая педагогика В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Понимать роль и влияние Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова на проблемы воспитания и развития личности. Знать педагогические взгляды К.Д. Ушинского и его последователей. Знать задачи и методы народной школы. Понимать сущность теории «свободного воспитания».

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

3. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX - начале XX веков.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о развитии школьного образования в США. Понимать концепцию Д. Дьюи: прагматизм и педагогика. Обратить внимание на изучение идеи комплексного изучения детского развития и развитие педологии (Э. Мейман, Э. Торндайк); проблему одаренности и методов ее выявления (А. Бине); развитие дошкольной, начальной и специальной педагогики, в контексте педагогики М. Монтессори; теорию и практику «нового воспитания» (Г. Винекен, Г. Литц), Э. Клапаред, А. Ферьер, Ж.О. Декроли, Э. Демолен). Студент должен знать основные парадигмы педагогики и образования в первой половине XX в. – педагогический традиционализм и реформаторская педагогика. Иметь представление о социальной педагогике П. Наторпа.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

4. Школа и педагогика России в конце XIX -начале XX веков.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о развитии экспериментальной педагогики (А.Ф. Лазурский), педологии (А.П. Нечаев), эволюционной педагогики (В.П. Вахтеров), теории интегрального образования (П.А. Кропоткин), антропологического подход в педагогике (П.Ф. Каптерев); теории физического образования (П.Ф. Лесгафт), рефлексологической педагогики (В.М. Бехтерев), теории «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель), теории всеобщего обучения аномальных детей (В.П. Кащенко). Развитие идей космической педагогики, проблем духовного формирования человека, концепции «общепланетарной общности» и «ноосферной культуры» в трудах ученых, педагогов и философов (В.С. Соловьев, В. И. Вернадский, В. В. Розанов). Педагогические идеи Л.Н.Толстого.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

5. Особенности развития школьного образования и педагогической мысли ведущих стран Западной Европы и США в первой четверти XX века.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление об особенностях развития школьного образования и педагогической мысли ведущих стран Западной Европы и США в первой четверти XX века. Развитие опытных и экспериментальных учебных заведений. Понимать как новые педагогические технологии обучения и воспитания: метод проектов (У.Х. Килпатрик), Виннетка-план (К. Уошберн), Дальтон-план (Е. Паркхерст) и др. повлияли на развитие школьного образования и педагогической мысли.Студент должен знать теорию и практику гуманистического воспитания (А. Нейл). Анализировать особенности экспериментальной школы А. Адлера, Вальдорфской школы и педагогики (Р. Штейнер). Понимать роль педагогической деятельности Я. Корчака.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012,

2. Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

Дополнительная

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2009.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – ТЦ «Сфера», 2010.

Интернет-ресурсы

· http://www.eduhmao.ru/info/1/3719/Информационно-просветительский портал

· http://www.edu.ru - Портал «Российское образование»;

· http://pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека;

· http://www.biblioclub.ru/ - ЭБС Университетская библиотека

Наши рекомендации