Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
1991-1993 гг. знаменуются рождением информационного рынка в России. Свидетельством тому является:
1. Конец монополии государственной телефонной сети, появление ряда совместных с западными фирмами-производителями средств связи предприятий, которые ввели в эксплуатацию международные выделенные цифровые сети и стали предлагать альтернативные Министерству связи услуги по передачи речи, обеспечения факсимильной связи и электронного обмена данными.
2. Появление множества сетевых структур, предлагающих своим пользователям сходный набор услуг. Между этими информационными предприятиями возникла реальная конкуренция.
Развитие информационного рынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, который несколько ранее происходил на Западе. В настоящее время на Западе идет процесс коммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научными кругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этих сетей трудно представить, как можно обеспечить пользователю сетей доступ к коммерческим базам данных. В России появляющиеся сетевые образования инвестируются исключительно крупным бизнесом, поэтому коммерциализированы от рождения. Государственные инвестиции слишком малы: по вложению инвестиций связь занимает 36 место среди отраслей народного хозяйства, а как плательщик налогов - 6 место, то есть рассматривается как отрасль, пополняющая бюджет, в то время как в развитых странах инвестиции в средства связи составляют существенную часть бюджетных расходов.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
1. Техническая и технологическая составляющая. Это современные средства вычислительной техники, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии обработки информации.
2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
В нашей стране в силу неустойчивости экономики и сравнительно недавно начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Под инфраструктурой информационного рынка понимается совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
В соответствии с этим определением существует множество мнений относительно инфраструктуры информационного рынка.
Представляется наиболее правомерным следующий подход к инфраструктуре рынка (рис. 1).
1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей:
• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
Рисунок 1. Секторы информационного рынка
2-й сектор —информация для специалистов, содержит следующие части:
• профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
• научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
• доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор—потребительская информация, состоит из следующих частей:
• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
• потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор—услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор —обеспечивающие информационные системы и средства, состоитиз следующих частей:
• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
• разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
• консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
• подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
• непосредственный доступ к хранилищу информации на бумажных носителях;
• дистанционный доступ к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.