Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Другим важным законом, определяющим порядок формирования фондов государственной библиотечной системы и органов научно- технической информации, является Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 859 «Об обязательных экземплярах изданий».

Обязательные экземпляры – это экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и в количестве, установленных настоящим Федеральным законом.

Обязательные бесплатные экземпляры - экземпляры различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и в количестве, установленных настоящим Федеральным законом.

Действие настоящего закона распространяется на юридических лиц Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в создании и доставке обязательного экземпляра различных видов документов, а также на книжные палаты, библиотеки и органы научно-технической информации, являющиеся получателями, хранителями и распространителями обязательного экземпляра.

В состав обязательного бесплатного и обязательного платного экземпляра документа входят следующие виды документов:

· издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) – издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая выходные сведения;

· издания для слепых, изготавливаемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и «говорящие книги»;

· официальные документы – произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер;

· аудиовизуальная продукция – кино-, видео-, фото-, фотодокументы;

· электронные издания;

· неопубликованные документы – результаты научно – исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно- конструкторских работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра субъекта Российской Федерации и обязательного местного экземпляра.

Производители документов доставляют в Российскую книжную палату:

· 16 обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на русском языке;

· 7 обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на других языках народов Российской Федерации и на иностранных языках;

· 9 обязательных бесплатных экземпляров газет;

· 12 обязательных бесплатных экземпляров авторефератов диссертаций;

· 10 обязательных экземпляров стандартов.

Производители патентных документов поставляют по два обязательных бесплатных экземпляра во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку и Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения Российской академии наук.

По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской федерации «О государственной тайне» от 21.07.93 (редакция от 29.06.04): Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

· Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

· Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно - эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

· Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне;

· Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан;

· Персональные данные (информация о гражданах) относятся к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

Одним из видов конфиденциальной информации наряду с персональными данными является информация, относящаяся к коммерческой тайне.

Коммерческая тайна как непременный атрибут рыночной экономики, получила широкое распространение в странах Запада, а также в деятельности внешнеторговых организаций российского государства, которые на международном рынке вынуждены были руководствоваться общими " правилами игры ", иначе вся наша внешнеэкономическая деятельность неизменно приносила бы нашему государству убытки.

В России Декретом " О рабочем контроле ", принятом в ноябре 1917 г., коммерческая тайна была отменена, что связывалось с необходимостью установления жесткого рабочего контроля над деятельностью предприятий. В СССР понятие " коммерческая тайна " официального юридического закрепления не имело.

Переходя к вопросу о понятии " коммерческая тайна ", следует прежде всего отметить, что информация, относимая к ней, является составной частью интеллектуальной собственности.

В нашей стране и во всем мире признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности. Принимаются национальные законодательные акты, заключаются международные соглашения о защите различных объектов интеллектуальной собственности: прав авторов (авторское право), авторов изобретений и открытий (патентное право), торговой марки, промышленных образцов и др.

Однако за рамками охраны указанными законодательными актами объектов интеллектуальной собственности остается еще целый ряд объектов этой собственности, таких, как рационализаторские предложения, которые не могут быть запатентованы, но имеют коммерческую ценность, различные технологии, ноу-хау, деловая информация и т.д. Все эти виды информации имеют самостоятельную коммерческую ценность и играют важную роль в деятельности предприятий, при производстве ими конкурентоспособной продукции, при заключении взаимовыгодных сделок и т.д. Владение этой информацией дает возможность ее собственнику получать повышенную и устойчивую прибыль, так как данная информация имеет ценность, является носителем потребительной стоимости. Указанные виды объектов интеллектуальной собственности могут играть роль носителей стоимости только в том случае, если они являются собственностью предприятия и не известны его конкурентам. Поэтому такую информацию принято засекречивать. Она обычно называется коммерческой тайной.

Коммерческая тайна - это защищаемые предприятием, фирмой, банком и др. организациями сведения в области производства, новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другими лицами, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия.

В Федеральном Законе от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» сказано: «Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

Для сравнения приведем определение, которое дается в одной из американских работ по защите коммерческой тайны.

Коммерческая тайна - это информация, включающая формулы, образцы, состав, компиляцию, программы, приспособления, методологию, технику или технологию, которая:

а) представляет самостоятельную экономическую стоимость (используемую или потенциальную) вследствие своей уникальности и за счет невозможности ее получения законным путем другими лицами, которые могут получить экономический эквивалент от ее использования или раскрытия;

б) является объектом действий, которые обоснованы при обстоятельствах, требующих сохранения ее в тайне.

На основе этих и других определений коммерческой тайны можно сформулировать признаки данного понятия. В частности, коммерческая тайна предприятия - это информация, которая:

а) является собственностью предприятия, не содержит сведений, являющихся собственностью государства (составляющих государственную тайну) и не принадлежит другим предприятиям и организациям;

б) отражает технологическую, торговую, финансовую и другие стороны деятельности предприятия;

в) имеет действительную или потенциальную экономическую ценность, потребительскую стоимость в силу неизвестности ее другим лицам, что дает возможность предприятию производить продукцию и товары, пользующиеся спросом на рынке, заключать равноправные, взаимовыгодные сделки с другими предприятиями, фирмами, находить новых клиентов, покупателей своей продукции;

г) является предметом посягательств других лиц (юридических или физических), так как к этой информации нет свободного доступа на законном основании. Конкуренты могут стремиться завладеть незаконным путем этой информацией и использовать ее в коммерческих целях, например для получения такой же выгоды, как данное предприятие, и в ущерб ему, или нанести собственнику информации - данному предприятию - иной ущерб;

д) охраняется предприятием. Собственник (владелец) информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности. Лишь сохранение этой информации в тайне позволит ей быть носителем коммерческой ценности.

Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. №35объявлен Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

- учредительные документы и устав предприятия или учреждения;

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильного исчисления и уплаты налогов;

- документы о платежеспособности;

- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условий труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежах;

- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, а также других нарушениях законодательства РФ.

Действие постановления не распространяется на сведения, относящиеся в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также те сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну.

Нецелесообразно засекречивать как коммерческую тайну информацию, если идеи и сведения, отображенные в ней, общеизвестны. То есть следует различать информацию, имеющую коммерческую ценность, и информацию, представляющую научный, теоретический интерес. Хотя и могут быть случаи, когда обобщением общеизвестных отдельно идей получают уникальную комбинацию информации, знанием которой обладает только тот, кто ее получил, и, следовательно, он может извлекать из этого определенную выгоду.

В статья 4 Закона говорится, что «право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона».

Наши рекомендации