Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов

Все более значимым становится информационный рынок, где инфор­мация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыль и убытки. Соглашение о его либерализации, принятое Все­мирной торговой организацией в конце 1996 г., положило начало сете­вой экономике.

Под рынком информационных услуг и продуктов принято понимать совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Рынок характеризуется определенной номенклатурой услуг и продуктов, предлагаемых на нем, а также условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 1950-х гг.

До середины 1960-х гг. основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и пресс-агентства, а также информационные службы банков, работающих на коммерческой основе. Услуги включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке, библиотечное обслуживание и копирование первоисточников.

С начала 1960-х гг. параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных. С середины 1960-х до середины 1970-х гг. важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую информацию, а в дальнейшем все в большей степени торгово-экономическую, статистическую и профессиональную информацию.

В рамках информационного рынка специалисты ЮНЕСКО выделяют 3 основных сектора:

· Информацuя – т.е. деятельность по подготовке и продаже информации;

· Информационные услугu – т.е. деятельность по обработке и распространению информации;

· Средства обработкu информации – т.е. производство оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и информационных услуг.

Если говорить конкретно о секторе рынка средств обработки информации, то его, в свою очередь, можно подразделить:

· на рынок технических средств обработки информации, к которым относится оборудование, необходимое для функционирования индустрии информации (вычислительная техника, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.);

· на рынок программных средств промышленно-производственного назначения (к ним относятся программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским продуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей);

· на рынок услуг, направленных на поддержание функционирования предприятий сетевой экономики (обслуживание и ремонт технических средств, сопровождение ПО, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т. п.)

В составе российского информационного рынка можно выделить следующие основные сектора:

· рынок информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ);

· рынок информационных продуктов и услуг;

· рынок программных продуктов;

· рынок телекоммуникаций и средств связи;

· рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов, периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие и принадлежности.

На информационном рынке информационные и телекоммуникационные технологии могут выступать в различном качестве:

· Как товар. В этом случае они являются продуктами потребления различных субъектов рыночных отношений;

· Как средство производства товаров и услуг. В этом случае они являются производственными ресурсами предприятий различной отраслевой принадлежности;

· Как основа для слияния различных сфер производства и потребления продуктов и услуг;

· Как один из системообразующих элементов информационного пространства, являющегося основой для развития национальной информационной инфраструктуры.

Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов - student2.ru

Рис.85. Укрупненная товарная структура информационного рынка России

Российский информационный рынок имеет свои характерные особенности, существенно отличающие его от зарубежных информационных рынков:

· отсутствие стабильности;

· неоднородность информационного рынка в разрезе регионов страны;

· слабая развитость сектора личного потребления;

· отказ государства от функционирования на информационном

· рынке в качестве производителя;

· низкая информационно-правовая культура общества в целом;

· недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;

· отставание в области ИТ и развития средств вычислительной техники;

· недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.

Однако в настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг – один из наиболее динамичных рынков. Сегодня он обеспечивает все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций, и новейшие средства и технологии появляются на российском рынке практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Наши рекомендации