Алгоритм применения SWOT-анализа
· Приступая к работе, необходимо ясно представлять себе цели, в соответствии с которыми определяются слабые и сильные стороны, а также возможности и угрозы.
· Составить список сильных сторон проекта. Эти сильные стороны могут касаться технологии, команды проекта, уникального продукта проекта.
· Составить список слабых сторон компании.
· В списках сильных и слабых сторон выделите «качества» и «свойства».
· Проранжируйте сильные и слабые стороны, выделив среди них: "жизненно важные", "важные" и "второстепенные". Дальнейшему анализу подвергаются, как правило, жизненно важные характеристики.
· Пронумеруйте отобранные сильные и слабые стороны (каждая в своем списке), и занесите их в «Матрицу SWOT-анализа».
· Составьте список возможностей, которые открываются для организации.
· Пронумеруйте все «возможности», после чего занесите их в «Матрицу актуальности открывающихся возможностей». Для удобства в поле матрицы заносятся только номера «возможностей».
· Приблизительно одну треть из выявленных возможностей занесите в «Матрицу SWOT-анализа», в соответствующее место.
· Составьте список возможных угроз.
· Выявленные угрозы занесите в «Матрицу актуальности угроз».
· Приблизительно одну треть угроз занесите в «Матрицу SWOT-анализа».
· На этом этапе начинается очень ответственная работа. На пересечении блоков полностью заполненной «Матрицы SWOT-анализа» образуется четыре поля:
(I, II, III, IV). На каждом из этих полей стратег должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые важны в стратегическом отношении.
Таблица для заполнения
Матрица SWOT-анализа
Возможности | Угрозы | |
1. | 1. | |
2. | 2. | |
3. | 3. | |
Сильные стороны | I | IV |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
Слабые стороны | II | III |
1. | ||
2. | ||
3. |
Методы оценки:
1) Собеседование с членами научно-экспертного совета.
2) Метод анкетирования.
3) Метод сравнения по парам (можно применять в случае наличия двух и более проектов по сходной тематике).
СТАНЦИЯ 3: ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
Основной функциональной задачей Центра новой молодежной политики является сбор, систематизация технологий молодежной политики и последующее технологическое обеспечение субъектов молодежной политики. Речь идет о совокупности инструментов, методов, базовых и универсальных технологий, которые используются при разработке и реализации проектов молодыми людьми.
В ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЕКТА ДОЛЖНА ЛЕЖАТЬ БАЗОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – НАБОР ПРОСТЫХ И ПОНЯТНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ, У НЕГО ВОЗНИКАЕТ СВЕРХМОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. БЕЗ БАЗОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НЕВОЗМОЖЕН ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ. НАПРИМЕР, ШКОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРЕДЛАГАЕТ ЧЕТКИЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ, «НАШИ ВЫБОРЫ» - ПРЕДЛАГАЮТ ПОНЯТНЫЙ ПУТЬ ПРИКОСНУТЬСЯ К ВЛАСТИ И ДАЖЕ СТАТЬ ЕЙ, «УРОКИ ДРУЖБЫ (РУССКИЙ СТИЛЬ)» ПРЕДЛАГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ ПОЗНАТЬ ЧУЖОГО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЧЕМ–ТО УДИВИТЕЛЬНЫМ, САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ ПОБОРОВ СВОИ СТРАХИ…
За основу технологической экспертизы молодежных проектов взяты два параметра: «универсальность применения» и «достижимость результата».
При замере «универсальности применения» оценивалась не только возможность реализации проекта в любом другом регионе, но и наличие универсальных технологий, которые успешно могут применяться независимо от изменений среды. Более сложный по своей структуре второй критерий – «достижимость результата». Здесь мы исходили из того, насколько разработчик проекта мог грамотно выстроить технологическую цепочку, какими технологиями оперировал, насколько успешно увязывал поставленную цель с желаемым результатом. Для объективности оценки по данному критерию была предложена система параметров (условий), за выполнение которых начислялись баллы:
- использование при доработке проекта универсальной карты технологий ЦНМП (прилагается). Правилам работы с этой картой, возможностям ее применения была посвящена отдельная лекция в первый день работы конвейера. Универсальная карта технологий представляет собой пошаговую матрицу, используя которую можно выстроить технологическую базу для любого молодежного проекта.
- наличие образовательных технологий в проекте (как для участников, так и для активистов);
- технологии вовлечения участников в проект (построение социальной сети проекта);
- критерии оценки результативности проекта;
- использование технологий построения организации (организационной структуры).
В ходе экспертизы представленных проектов были выявлены ряд типичных трудностей, с которыми сталкивались авторы:
- ошибки в формулировании цели проекта. Подавляющее большинство авторов не смогли определить конечную, перспективную цель.
- значительное количество проектов было не подкреплено технологиями вовлечения участников. Без данного инструмента невозможно создание жизнеспособной, динамично развивающейся структуры.
На всех стадиях реализации проекта значимая роль должна отводиться образовательным аспектам проектного управления. В данном контексте под образовательными аспектами подразумевается:
- профессиональный рост и повышение компетенций менеджеров и исполнителей проекта (навыки в области проектного управления, бюджетирования, планирования, мониторинга текущей деятельности и оценки результатов);
- реализация образовательных технологий во внешние аудитории (достижение целевых индикаторов через трансляцию образовательных технологий представителям целевых аудиторий, на которые направлен проект).
- внедрение в реализацию проекта предложений представителей экспертного сообщества (тренинги, семинары и мастер-классы экспертов сферы);
- тиражирование успешного опыта Вашей проектной команды во внешние аудитории (открытые лекции, конференции, форумы).
Ключевым моментом является постоянная модернизация образовательных технологий, использование передового опыта педагогической практики, нестандартных, высокоэффективных методик образования.
При этом грамотное сочетание теоретических и практических курсов, их планирование и распределение по временным периодам реализации проекта является важной компетенцией профессионального менеджера социального проекта.
Использование передовых образовательных технологий является залогом успеха социально значимого проекта при использовании следующих стадий образовательного компонента проектного управления:
- реализация обучающих программ на стадии запуска проекта (подготовка персонала, повышение ключевых компетенций менеджеров проекта);
- реализация образовательных программ, направленных на постоянное повышение компетенций исполнителей проекта);
- реализация семинаров и консультаций экспертов сферы для корректировки целей, задач, а также исправления ошибок проектного управления;
- трансляция во внешние аудитории успешного опыта менеджеров команды в различных сферах проектного управления посредством проведения открытых лекций, семинаров, тренингов, интерактивных образовательных курсов с применением средств видеоконференцсвязи, телевизионного вещания и IP-трансляции.
Станция 4: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ |
Цель проекта
Эффективность реализации проекта напрямую зависит от того, насколько верно перед проектной командой поставлена цель. Существуют классические ошибки при формулировке целей, в результате которых цель неконкретна или непонятен момент достижения цели. Для правильной формулировки цели и четкого осознания командой проекта чего же они хотят/должны получить «на выходе» существует ряд инструментов. Проанализировав свой проект при помощи приведенных ниже критериев (SMART-анализ) вы можете четко понять что, в каком виде и в какие сроки вы хотите, можете и должны получить.
S-Specific (специфичность) | Цель нужно описать простыми словами, чтобы была понятна уникальность проекта. Необходима конкретика, чтобы можно было сравнить результат проекта с целью. |
M – Measurable (измеримость) | Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было проводить анализ при помощи графиков, статистики. |
A – Appropriate (уместность) | Цель должна быть уместной, актуальной в данное время и соответствовать перспективам организации. |
R – Realistic (реалистичность) | Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации и техническим прогрессом. Например, торговать конфетами на Луне не реалистично. |
T – Time bound (ограниченность во времени) | В цели указываются временные рамки проекта, т.е. дата начала и окончания проекта. |