Инструменты Интернет-бизнеса. 8

Основные понятия и формы Интернет-бизнеса. 3

Инструменты Интернет-бизнеса. 8

Развитие Интернет-Бизнеса в России.. 14

Глава II. Электронная торговля в различных сферах деятельности. Интернет трейдинг. 18

Проникновение электронной торговли в различные сферы деятельности.. 18

Понятие интернет-трейдинга. 19

Преимущества и возможности интернет-трейдинга. 24

Глава III. Информационные технология и Интернет бизнес в Дагестане 31

Рынок информационных технологий в Дагестане. 31

Образовательная компьютерная сеть и IT- форум в Дагестане. 38

Интернет-провайдеры в Дагестане. 48

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА

Основные понятия и формы Интернет-бизнеса

Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний.

Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие.

В последние годы эти тенденции становятся все более явными. Согласно

исследованию специалистов компании Intel, к 2002 году число пользователей

Интернет достигнет миллиарда, а оборот электронной коммерции вырастет до триллиона долларов.

Подобные исследования красноречиво свидетельствуют о том, что компания,

недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов.

Часто происходит путаница двух базовых понятий: e-коммерции и e-бизнеса.

Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес

(e-бизнес) - преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий

Таким образом, e-бизнесом называется любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Внутренняя организация компании на базе единой информационной сети

(интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников и

оптимизирующей процессы планирования и управления; внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами - все это составные части e-бизнеса.

E-коммерция

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом e-бизнеса.

Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей.

Интернет-бизнес - это один из самых эффективных инструментов для создания и/или равития большинства видов бизнеса.

Интернет-Бизнес можно разделить на две формы: Интернет-бизнес - основа

создания бизнеса и Интернет-бизнес как дополнительный инструмент развития уже существующего традиционного бизнеса.

Интернет-Бизнес как основа создания бизнеса подразумевает модель бизнеса, где подавляющее большинство бизнес-процессов выполняются с помощью технологий Интернета. Пример: Интернет-магазин по торговле строительными материалами "StroyShop.ru". Полностью онлайновая модель ведения бизнеса. С помощью технологий Интернет-бизнеса в Интернет-магазине ведутся следующие бизнес-процессы:

·обеспечение пользователей информацией о товарах и услугах

·продажа товара и услуг

·оплата товара и услуг

·регулирование отношений с поставщиками, покупателями,

службой доставки

·автоматизированное добавление и удаление товарной базы

поставщиков из ассортимента Интернет-магазина

·обеспечение клиентов информацией о ходе выполнения заказа

· ведение отчетности

·поиск партнеров

Что отличает "StroyShop.ru" от традиционных магазинов:

· отсутствие "земной" точки продажи

·отсутствие складов

· работа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю

·полная автоматизация деятельности компании

Интернет-Бизнес как дополнительный инструмент ведения и развития бизнеса подразумевает наличие традиционной модели ведения бизнеса, дополненную новой средой, технологиями Интернет-бизнеса.

Пример: Интернет-служба заказа товаров и услуг "Zakaz OnLine".

Служба заказа товаров и услуг существовала как традиционная компания с конца 1998 года. Бизнес-процессы компании:

·обработка звонков с заказами товаров и услуг операторами

·поиск товара или услуги

·оплата и доставка заказа

Проблемы:

·ограниченная потенциальная клиентская база

·высокий уровень порога выхода на рынок

·сложность поиска

· неудобство обмена информацией с заказчиком (клиентам

приходилось перезванивать по 10 раз, чтобы узнать, на какой стадии выполнения находится заказ)

·трудности в развитии сопутствующего сервиса

·высокая стоимость рекламных мероприятий

·отсутствие портрета клиентов

При добавлении к традиционному бизнесу онлайнового сервиса были получены следующие преимущества:

·увеличение заказов в 5 раз

·потенциальная база клиентов выросла до 2 млн.клиентов

·заказчик, имеющий доступ в Интернет, может, не беспокоя

персонал, на сервере Интернет-службы узнать, на какой стадии выполнения

находится заказ

·увеличилась быстрота поиска с помощью Интернет-технологий

персонала Интернет-службы

·Интернет-технологии позволили на базе Интернет-службы

развивать сопутствующий сервис для клиентов, при этом особенно не вкладываясь в него

·с помощью Интернет-технологий Интернет-служба получила

информацию о портрете своего пользователя (статистика, анкетирование на

сервере)

·низкая стоимость рекламных мероприятий

·внимание со стороны прессы.

И все это благодаря использованию в традиционном бизнесе технологий Интернет-бизнеса.

Интернет-Бизнес также можно охарактеризовать как среду, позволяющую фирмам: обеспечить своей корпоративной информацией весь мир или

только целевую группу клиентов

·сократить издержки

·автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы компании

как внутри, так и в отношениях с поставщиками, дилерами и партнерами

·обеспечить бесперебойную работу бизнеса (7 дней в неделю, 24 часа в сутки)

·выходить на любой рынок мира

·развивать отдельные направления бизнеса

Для успешного применения технологий Интернет-бизнеса необходимо с самого начала четко определить, как и в какой форме, Интернет-бизнес может быть полезен.

Технологии интернет-бизнеса позволяют решить следующие проблемы:

·недостаточность информационного обмена между компанией и

партнерами, поставщиками, дилерами, в конце концов, с персоналом;

· недостаточность средств для масштабных рекламных кампаний;

·высокий уровень выхода на новые рынки;

· сложность выхода на региональные рынки, не говоря уже о

мировых;

·непомерные налоги со стороны государства;

·постоянное вмешательство в бизнес районных и городских

администраций;

· высокие издержки;

·непонятности внутри компании из-за неналаженных взаимоотношений между отделами компании;

·проблемы в ведении отчетности и т.д.

Использование технологий интернет-бизнеса предоставляет такие возможности, как:

·выход на все рынки мира

·бесперебойную работу бизнеса (24 часа в сутки 7 дней в неделю)

·обмен информацией с любой точкой мира

·сокращение издержек

·оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов компании

· оптимизацию и автоматизация взаимоотношений с поставщиками,

дилерами, партнерами

·возможность осуществления платежей через Интернет

·возможность осуществления платежей по бартерным и

клиринговым схемам

·сокращение расходов на рекламу и маркетинговые мероприятия

·безконтакность с районными и городскими администрациями

·возможность передачи без ущерба бизнесу части бизнес-

процессов на аутсорсинг

·мобильность бизнеса

Формы электронной торговли

Экономическая деятельность, осуществляемая через Интернет, в основном можно классифицировать по четырем направлениям:

"Предприятие - Предприятие" (B2B),

"Предприятие - Потребитель" (В2С),

"Потребитель - Потребитель" (С2С)

"Потребитель-Предприятие" (С2В).

Такая систематизация позволяет более точно оценить преимущества и сложности электронной торговли для адекватной реакции.

Понятие интернет-трейдинга

Благодаря Интернет-технологиям приобретение ценных бумаг, признанное во всем мире наилучшим способом вложения свободного капитала, доступно сегодня всем желающим. В считанные секунды можно сформировать инвестиционный портфель, а затем управлять активами, получая без промедления всю необходимую информацию (котировки, анализ, прогнозы) в любой точке земного шара. Спрос на интерактивную торговлю акциями, опционами, фьючерсами растет с каждым днем. Все больше банков и брокерских компаний осваивают новое перспективное направление своей деятельности. Трейдинг в сети привлекает потенциального инвестора прежде всего внешней простотой совершения сделок и низкими тарифами на услуги онлайн-брокеров. При этом, так же, как и в реальности, инвестор может воспользоваться полнофункциональным сервисом (full service brokerage), всецело полагаясь на квалифицированные консультации брокера, или дисконтным сервисом (discount brokerage), когда вся ответственность за принятие торгового решения перекладывается на плечи инвестора.

Главная особенность Интернет-трейдинга — простота совершения операций. Это позволяет привлечь к работе на фондовом рынке абсолютно новые слои инвесторов (в основном частных и мелких инвесторов), которых пугала сложная процедура работы с брокером и которые не представляли большого интереса для брокера, как клиенты, из-за высоких издержек на их обслуживание. По существующим оценкам брокерские компании, не использующие технологии Интернет-трейдинга, не в состоянии эффективно обслуживать инвесторов, располагающих суммой до $15000.

Именно реальная возможность резко повысить оборот за счет увеличения количества клиентов при незначительном увеличении расходов на их обслуживание стимулирует практически все крупные и средние российские брокерские компании заявлять о намерении в ближайшее время предлагать услуги Интернет-трейдинга для своих клиентов. Эти надежды вполне обоснованы. Например, инвестиционная компания "Алор-инвест", которая недавно подвела итоги полугода реальной работы своих клиентов через Интернет, за время эксплуатации системы переместилась по объему оборотов в секции фондового рынка ММВБ с 20-го на 3-е место.

В компании "Тройка-Диалог" полагают, что уже сейчас более 1000 ее клиентов могли бы переключиться на торговлю через Интернет.

По оценкам инвестиционной компании "Атон" в России есть несколько миллионов человек, готовых вложить в ценные бумаги до $1000, эффективно обслуживать которых можно будет только через Интернет.

Последнее совещание по проблемам Интернет-трейдинга, которое проходило на ММВБ, собрало более 170 человек из 120 организаций. Это показывает беспрецедентный интерес к данному вопросу со стороны участников фондового рынка.

В отличие от рынка ценных бумаг, где для получения ощутимой прибыли требуется немалый начальный капитал и длительный срок, валютный рынок (FOREX) дает шанс многомиллионной армии мелких и средних инвесторов. Минимальный страховой депозит, возможность использования "кредитного плеча", динамичность рынка позволяют рассчитывать на быстрый и крупный выигрыш. Вместе с тем необходимо постоянно отдавать себе отчет в том, что высокая доходность операций на фондовом и валютном рынках сопряжена со столь же высоким риском потерять все. Поэтому в процессе постижения премудростей интернет-трейдинга очень часто вы будете встречать предупреждение о том, что спекулятивные финансовые рынки нельзя рассматривать в качестве объекта для приложения последних сбережений.

Немаловажным является и правильный выбор рыночного посредника. Сегодня, когда конкуренция среди интернет-брокеров многократно выросла, а активность инвесторов существенно упала, инвестиционные компании делают все возможное, чтобы создать своим клиентам наиболее благоприятные условия работы на фондовом рынке.

Фондовый рынок России.

Возможность осуществлять процесс торговли ценными бумагами через интернет (Интернет-трейдинг), кардинально изменившая не только технологию работы на фондовых рынках Запада, но и сам фондовый рынок, теперь появилась и в России.

В последнее время рынок услуг Интернет-трейдинга переживает бурный рост. Многие рассматривают его в качестве основного пути расширения масштабов фондового рынка и привлечения к работе на нем региональных инвесторов. В развитии этого направления заинтересованы все категории участников рынка: организаторы торгов (биржи), брокеры, инвесторы, сервисные и технологические компании.

Рынок Интернет-трейдинга отметил первые шесть месяцев своего существования в России. Какова же текущая ситуация на этом рынке? Каковы перспективы, и с какими проблемами могут столкнуться работающие здесь компании?

Не только на Западе, но и в России все больше профессиональных участников фондового рынка (банков и брокерских компаний) осваивают новое перспективное направление развития брокерских услуг. Для России годом становления рынка интернет-трейдинга стал 2000 год.

Безусловно, в 2001 году наблюдается более умеренный рост числа интернет-брокеров, чем в прошлом году, однако теперь рост рынка интернет-трейдинга характеризуется не только количественным увеличением предложения на рынке. Растет качество услуг, прежде всего за счет расширения перечня доступах клиентам операций и сервисов.

Современные системы интернет-трейдинга, помимо стандартных возможностей получения котировочной информации, простой аналитики и выполнения заказов на покупку и продажу акций, все чаще комплектуются такими возможностями, как встроенный технический анализ, экспорт информации в специальные программы анализа данных, маржинальное кредитование, автоматизация торговых и бухгалтерских операций, расчетные операции, онлайн-консультации со специалистами.

Примечательно, что, проявляя активность в области интернет-трейдинга, российские банки (составляющие половину отечественных интернет-брокеров) наглядно демонстрируют изменение стратегических установок кредитных организаций, происходящее в настоящее время. Не секрет, что интернет-трейдинг ориентирован прежде всего на массового частного инвестора, располагающего относительно небольшим капиталом. И несмотря на то что в России тот сегмент инвесторов еще далеко не массовый, интерес к нему со стороны банков свидетельствует об их готовности бороться за это перспективное направление.

Системы Интернет-трейдинга в России стали появляться после создания на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) шлюза, позволяющего подключать к торговому комплексу ММВБ брокерские системы сбора клиентских заявок. В настоящее время практически закончены работы по созданию аналогичного шлюза в Российскую торговую систему (РТС) для передачи заявок в систему гарантированных котировок (СГК).

О работах, связанных с организацией доступа систем Интернет-трейдинга в свои торговые системы, объявили также Московская фондовая биржа (МФБ), Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ) и фондовая биржа "Санкт-Петербург".

Представители бирж считают, что торговые системы готовы к той дополнительной нагрузке, которую принесут брокерские Интернет-системы. А эта нагрузка может быть весьма значительной. В том случае, если шлюзы установят у себя 20 брокеров и у каждого будет хотя бы по 50 инвесторов (а такое количество наверняка появится уже в ближайшие месяцы), это фактически будет означать появление дополнительно 1000 торговых мест, что сравнимо с тем количеством клиентов, которое биржи имеют сейчас. В то же время затраты на повышение "запаса прочности" быстро окупятся.

По словам Генерального директора ММВБ, А.В. Захарова к концу года число брокерских компаний, предоставляющих своим клиентам услуги Интернет-трейдинга достигнет 100. ММВБ приняла решение выделить для брокерских компаний бесплатно 90 экземпляров программы-шлюза в торговую систему, выкупив их у фирмы производителя. Таким образом инвестиции ММВБ составят 450000 долларов США. За счет этих инвестиций биржа рассчитывает существенно увеличить объем торгов.

Уже сейчас 24 компании-брокера, использующие Интернет-трейдинг, занимают 41% в общем обороте фондовой секции ММВБ.

Западный фондовый рынок

Рынок Internet brokerage зародился на Западе совсем недавно, лишь незадолго до того как и в России появилось первое аналогичное решение. Однако, европейские и американские интернет-брокеры, в отличие от своих российских "коллег", успели за короткий срок пережить период большого подъема и продолжительного спада.

Глобальная компьютерная сеть пришла на помощь брокерским компаниям в середине 1990-х годов, на заре стремительного проникновения Интернета во все сферы нашей жизни. Уже в 1996 году были приняты законодательные акты, регулирующие деятельность онлайновых брокеров. Благодаря бурному развитию средств телекоммуникации они мгновенно приобрели популярность среди корпоративных и, что немаловажно, частных инвесторов, доступ на фондовый рынок которым прежде был существенно ограничен в силу различных, в первую очередь финансовых, причин. Помимо удешевления обслуживания (комиссионные упали в несколько раз), клиент получал большую самостоятельность в вопросе принятия торгового решения. Этому активно способствовало появление онлайн-сервисов у известных информационных агентств, поставляющих на рынок необходимые сведения в помощь начинающему инвестору, дабы тот мог грамотно распорядится своими средствами: аналитические сводки, новости компаний, экономические прогнозы.

В течение последующих трех лет окончательно завершилось формирование принципиально нового рыночного сегмента, в котором наряду с давно известными игроками - крупнейшими брокерскими домами с разветвленной сетью филиалов по всему миру - нашлось также место виртуальным брокерам (т.е. компаниям-новичкам, не располагающим не только физическим офисом, но и надежной репутацией), а заодно произошел и коренной перелом в сознании самих инвесторов - в условиях жесточайшей конкуренции (более полусотни интернет-брокеров только в США) приток новых клиентов у отдельных из них исчислялся десятками тысяч человек в месяц.

Но в прошлом году на смену восторженной реакции пришло легкое разочарование, спровоцированное возникновением, так называемой проблемы безопасности. Оказалось, что персональные данные клиентов (включая и такую конфиденциальную информацию, как история торговых операций) слабо защищены от попыток несанкционированного доступа к ним, а технические службы компаний не в состоянии заранее предупредить инциденты, по меньшей мере, затрудняющие клиентам нормальную работу с интернет-брокером. Прямым следствием реальных случаев взлома систем интернет-трейдинга стало некоторое охлаждение интереса пользователей к торговле ценными бумагами через Интернет. Еще больше повлияло на торговую активность инвесторов общее ухудшение ситуации на фондовом рынке. В целях снижения издержек (уровень доходов в условиях полного затишья, когда владельцы торговых счетов практически не предпринимают никаких действий, ожидая позитивных изменений, значительно сократился) руководство даже крупных компаний, занимающих ведущие позиции в рейтингах интернет-брокеров, вынуждены прибегать к крайним мерам, вплоть до массовых увольнений. И как долго продлится такая стагнация, пока никто из аналитиков не берется предугадать.

Несмотря на почти равные стартовые условия с западными рынками, российский рынок интернет-трейдинга все еще находится на начальной стадии своего развития. Основным препятствием для его дальнейшего развития, безусловно, является отсутствие соответствующей законодательной базы. И хотя в последнее время наметились кое-какие положительные сдвиги в данном направлении (Закон об электронной подписи находится на этапе утверждения), большинство российских инвесторов предпочитает совершать операции с ценными бумагами на западных рынках, преимущественно на фондовом рынке США. Поэтому многие инвестиционные компании с мировым именем, ощущая реальный интерес со стороны наших соотечественников, а еще более проявляя интерес к их свободному капиталу, попутно испытывая естественную потребность в освоении нового пространства, учреждают в России свои представительства, максимально упрощая при этом процедуру открытия счета.

Forex

Рынок Forex (Foreign Exchange) - межбанковский рынок, создание которого в 1971 году было обусловлено отменой фиксированных курсов валют при проведении международных расчетов и последующим введением плавающих котировок. Таким образом, государство получило возможность, в зависимости от движения цен внутри страны или изменения покупательной способности иностранной валюты, устанавливать валютный паритет.

В настоящее время емкость валютного рынка США оценивается более чем в 1,5 трлн. долл. (для сравнения: ежедневный торговый оборот рынка государственных ценных бумаг составляет около 300 млрд. долл., а объем торгуемых акций американских компаний не превышает 10 млрд. долл. в день). Forex, однако, не является "рынком" в привычном понимании этого слова, поскольку не имеет строго отведенной биржевой площадки, в отличие, например, от рынка валютных фьючерсов и опционов. Заключить сделку купли-продажи (конверсионные операции проводятся по четырем основным валютам: британский фунт стерлингов, швейцарский франк, евро и японская иена) можно по телефону или посредством компьютерного терминала из любой точки земного шара.

Мировой валютный рынок имеет перед прочими финансовыми рынками еще одно существенное преимущество - его функционирование не прекращается ни на минуту. Свою работу Forex начинает в Веллингтоне (Новая Зеландия), продолжает, последовательно проходя часовые пояса, в Сиднее, Токио, Гонконге, Сингапуре, Москве, Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Нью-Йорке и завершает в Лос-Анджелесе. Относительное затишье на рынке Forex наблюдается лишь с 23:00 до 4:00 часов по московскому времени – пауза между закрытием Нью-йоркской и открытием Токийской биржи.

С момента создания и до недавних пор реальными участниками валютного рынка являлись исключительно банки и крупные инвестиционные компании, то есть организации, обладающие или распоряжающиеся значительными финансовыми средствами. Доступ к рынку был существенно ограничен чрезвычайно высокими требованиями к размеру стартового депозита - поначалу он достигал одного миллиона долларов.

Сегодня же, благодаря использованию схемы маржинального кредитования (предоставление трейдеру "плеча", за счет которого сумма сделки многократно "увеличивается", позволяя игроку заработать порой немалые деньги на разнице курсов), путь на Forex открыт и для инвесторов, не располагающих большими капиталами. С появлением Интернета привлекательность Forex только возросла, ибо теперь независимые трейдеры, имея всего одну-две тысячи свободных долларов, уже могут выбирать сами: либо проводить операции на рынке без помощи посредника, воспользовавшись лишь услугами дисконтного брокера, либо поручить управление собственными средствами опытным трейдерам.

Образовательная компьютерная сеть и IT- форум в Дагестане

Образовательная Компьютерная Сеть (ОКС) Республики Дагестан (РД) спроектирована и строится по звездообразной структуре. То есть центры связи вузов РД и других образовательных учреждений соединяются с серверной Даггосуниверситета и, используя его телекоммуникационное оборудование, получают доступ в ОКС по технологии интранет. Выход пользователей в Интернет осуществляется как через внешний канал связи ДГУ, так и через Интернет провайдеров РД. Вузы г. Махачкала, имеющие достаточно разветвленные корпоративные компьютерные сети, соединяются с узлом связи РРЦ (региональный ресурсный центр) РД посредством аренды каналов в городском оптоволоконном кольце.

Общеобразовательные школы и лицеи соединяются по технологиям RadioEthernet, ADSL или Dial_Up в зависимости от наличия компьютерных сетей и готовности учебного заведения использовать сетевые ресурсы. Модемный пул содержит 17 номеров ГТС. Школы, лицеи и гимназии г. Кизляра имеют доступ в ОКС РД через узел связи филиала Дагестанского университета, имеющего доступ к ДГУ по оптоволоконному каналу. Образовательные сети других городов РД входят в сеть ОКС через Интернет, пользуясь услугами провайдеров РД. В ОКС доступны образовательные ресурсы http://www.rrc.dgu.ru, http://edu.icc.dgu.ru, http://elib.dgu.ru/, http://lib.icc.dgu.ru/ и более пятидесяти тематических и служебных серверов. Пользователям ОКС доступны основные сервисы Интранет, свободный доступ ко всем серверам и бесплатная электронная почта. В сети постоянно действуют более 10 форумов и студенческих чатов, проводятся онлайновые и оффлайновые конференции. Электронный документооборот организован на основе электронной почты, для чего выделен специальный почтовый домен. ОКС позволяет использовать web-камеры для проведения удаленных и распределенных учебных занятий и для обеспечения правопорядка и сохранности. Узел связи ОКС РД, поддерживаемый центром интернет ДГУ, содержит маршрутизаторы, коммутаторы, серверы и каналообразующее оборудование, обеспечивающее связность с RUNNet по 2 Мбит/с оптоволоконному каналу и дополнительному спутниковому каналу 192/64 Кбит/с, что обеспечивает достаточно надежный выход в Интернет.

Составлен и одобрен очередной план развития ОКС на год. Проект предусматривает присоединение к ОКС всех муниципальных средних специальных образовательных учреждений Махачкалы по технологиям ADSL и RadioEthernet. В трех районах РД организованы узлы связи с симметричными спутниковыми каналами связи. Ряд школ этих районов получили доступ в Интернет. Предполагается организация таких узлов во всех районах РД. Значительно хуже обстоит дело с подключением районных общеобразовательных школ. Несмотря на то, что количество компьютерных сетей в сельских школах за 2004 г. возросло почти в 3 раза и составило 1075, цифровые каналы связи есть только в трех райцентрах.

Проведенный анализ состояния информатизации образовательного процесса в общеобразовательных школах показал наличие заметного опережения уровня обеспеченности вычислительной техникой над уровнем профессиональной подготовки преподавателей, особенно предметников. Опрос, проведенный среди работников школ, показал, что наибольшие проблемы у них вызывает использование мультимедийных обучающих программ, сетевые технологии и техническое обслуживание вычислительной техники.

В ОКС РД ведется постоянный статистический сбор данных о количестве посещений сайтов различного направления. На основании обработки этих данных определяется круг интересов среднестатистического пользователя ОКС в интернете. Большую часть времени в интернет среднестатистический пользователь ОКС РД проводит в поиске и скачивании информации. Значительное время тратится на электронную почту, чаты и форумы. Доля использования собственно образовательных ресурсов составляет всего 7%

В докладе обсуждаются основные количественные показатели развития ОКС РД за последние годы. Приводятся результаты мониторинга загруженности каналов связи и востребованности различных сервисов. Анализируются интересы «среднестатистического пользователя» ОКС и их изменения в течение года.

IT-форум в Дагестане

В современном мире ни одна область деятельности человека не обходится без применения ИТ. Причём их роль с каждым днём становится всё более значимой в жизни современного цивилизованного мира. Сегодня ИТ стирают границы между странами, делают общество более открытым и стимулируют развитие всех его сфер. Уровень развития ИТ сегодня – один из наиболее ярких индикаторов развитости регионов.

Определенное развитие получали ИТ и в Дагестане. Органы государственной власти и местного самоуправления активно оснащаются компьютерной техникой, начата реализация проекта "Электронное правительство". Однако есть ряд проблем, которые сдерживают информатизацию региона. Недостаточно уделяется внимания развитию ИТ в негосударственном секторе и он, в основном, растет за счет коммерческого интереса небольшого числа инициативных лиц. В Дагестане отсутствует программа развития ИТ. Между тем, задачи по модернизации страны и республики обуславливают необходимость принятия мер по улучшению ситуации в этой сфере.

В связи с этим Председателем Правительства Республики Дагестан Магомедом Имрановичем Абдулаевым для более глубокого анализа проблем и выработки плана действий было решено провести первый ИТ-форум в масштабах республики. На нем предлагалось затронуть темы развития ИТ в следующих секторах:

-в государственных и муниципальных органах власти и управления

-в социальной сфере (образовании, здравоохранении и т.д.)

-в бизнесе

По итогам форума предполагается принятие рекомендаций, сформированных на основе предложений его участников.

5 июня в Национальной библиотеке им. Расула Гамзатова прошел первый дагестанский IT-форум «Тенденции и перспективы развития информационных технологий в Республике Дагестан» с участием представителей республиканских органов власти, вузов, мировых, российских и дагестанских компаний, работающих в сфере информационных технологий. Одним из организаторов форума выступил Интернет-центр ДГУ. В работе форума приняли участие председатель правительства Дагестана Магомед Абдулаев, вице-премьер Мухтар Меджидов, руководители министерств и ведомств республики, представители ведущих республиканских вузов, федеральных органов информационных технологий, ряд российских и зарубежных компаний, таких как Ситроникс, РБК (РосБизнесКонсалтинг), Майкрософт, Крафтвэй, АльтЛинукс, Тошиба и другие известные мировые компании. От республики в сфере информационных технологий в форуме принимают участие более 10 компаний – фирма АС, Дагкнигасервис, 05.Ru, Дагестанский государственный педагогический институт, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный технический университет, ИВТ, Квадро, Интех-Софт, Сервисный центр «Интеллект», Bevolex и другие. Проведение форума было названо весьма важным событием, позволяющим широко и обстоятельно обсудить вопросы, связанные с разработкой и внедрением информационных технологий в управленческой, экономической, социальной и других сферах общественной жизни. На форуме говорили о том, что внедрение IT-технологий позволит создать безбумажные и бескупюрные органы власти, открыть массу мелких фирм, облегчит жизнь граждан с ограниченными возможностями и в целом станет предпосылкой для развития гражданского общества.

Первым на форуме взял слово Председатель Правительства Дагестана Магомед Абдулаев, который выступил инициатором проведения форума. Он указал необходимость формирования технологических предпосылок для создания гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ информационных ресурсов. Глава кабинета министров Дагестана высказал необходимость признания того, что уровень развития информационно-коммуникационной сферы республики не в полной мере соответствует потребностям общества и задачам по его модернизации, поставленные президентом России. Ориентирами председатель правительства Дагестана назвал основные цели, обозначенные в Стратегии развития информационного общества РФ – это повышение благосостояния граждан, создание равного доступа граждан к информационным технологиям, повышение качества образования и здравоохранения. Премьер рассказал о том, что сделано для достижения целей этой стратегии. Республика была одной из первых, где начато строительство сегмента единой системы управления и передачи данных, которая введена в опытную эксплуатацию. Кроме того, рассказал Председатель Правительства, действует портал государственных и муниципальных услуг. В 2009 году был запущен первый многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Каспийск, а в 2010 году аналогичный центр начал работу в Махачкале. Премьер остановился и на работе, проводимой в этом направлении в республике.

В Дагестане создано управление правительства по информационным технологиям, на которое возложена функция по реализации Стратегии развития информационного общества. Тенденции и перспективы развития информационных технологий в Дагестане стали темой доклада Абасали Шахвердиева, и.о. начальника Управления правительства республики по информационным технологиям. Вслед за ним выступил еще два правительственных чиновника: и. о. начальника Управления Правительства РД по информационным технологиям Абасали Шахвердиев и Председатель Комитета по печати и массовым коммуникациям РД Умаросман Гаджиев. Они детально рассказали о работе по внедрению информационных технологий. В частности, о прокладке оптических линий связи в ряде районов и городов Дагестана, обеспечении доступа к Интернету в высокогорных районах.

По словам Абасали Шахвердиева, в республике действует портал «Госзакупки», который позволяет более качественно и оперативно публиковать информацию о проводимых торгах в Интернете. На сайте зарегистрировано более 1000 организаций, размещено более 15 тысяч закупок. Информация о заключенных контрактах вносится в реестр, куда внесены данные по государственным контрактам на сумму около 39 млрд. рублей, что позволило сэкономить за это время около 212 млн. рублей бюджетных средств. Затем представители вузов рассказали о том, насколько они продвинулись в сфере внедрения, использования и разработки IT-технологий.

Ректор Даггосуниверситета Муртазали Рабаданов отметил, что для вузов информатизация и информационные технологии важны вдвойне. Как и для любой другой организации, информационные технологии нужны для решения управленческих задач, создания системы электронного документооборота, для автоматизации образовательного процесса. С другой стороны, по словам ректора Даггосуниверситета, уровень информатизации и развития информационных технологий является параметром, напрямую влияющим на качество образования. Далее он рассказал предысторию информатизации главного вуза республики. Так, еще в 1998 году ДГУ попал в число 33-х вузов России, поддержанных Фондом Сороса. И с тех пор в ДГУ работает информационный центр, который является региональным узлом федеральной научно-образовательной сети.

«Мы представляем услуги этой сети разным организациям. За последний год удвоили количество компьютеров, подключенных к нашей корпоративной сети. Все корпуса университета нам удалось подключить к Интернету благодаря поддержке компании «R-line». С этого года мы запустили видеоконференцсвязь, уже провели несколько конференций с участием вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. Наша материально-техническая база доведена до уровня, когда можно внедрять и применять в образовательном процессе любые сетевые технологии. С этого года также открыт факультет информатики и информационных технологий. Рассчитываем обеспечить высокий уровень подготовки специалистов в этой области. Я думаю, что результаты работы данной рабочей площадки по

Наши рекомендации