Оценка степени экономического риска

Степень экономического риска в условиях неопределенности оценивается при помощи точки безубыточности.

Точка безубыточности – объем производства, обеспечивающий суму выручки, которой достаточно для того, чтобы покрыть все постоянные расходы (при этом нет ни прибыли, ни убытка).

Точка безубыточности позволяет провести финансовый анализ проектов и динамичность основных показателей эффективности (прибыль, рентабельность).

Цель анализа безубыточности – вычислить точку безубыточности.

При анализе безубыточности издержки подразделяются на переменные (зависят от объема выпуска: сырье и материалы, зарплата и т.д.) и постоянные (не зависят от объема выпуска: амортизация и т.п.)

Проведем определение точки безубыточности графическим методом. Для этого используем следующие данные:

  1. для построения линии выручки:

начало - в точке «0»

вторая точка для построения – годовой объем услуг (взять из п.3.1) и соответствующая ему годовая выручка (взять из п.6.4)

В нашем примере это 805 ремонтов и 14 365 859,82 р.

2. для построения линии постоянных затрат воспользуемся формулой:

Спостгод + ∑Знакл

где Спост - постоянные затраты на весь выпуск

Агод – амортизационные отчисления (взять из п.3.3)

∑Знакл – сумма накладных расходов (взять из п. 4.7)

В нашем примере Спост= 178 345 + 11 416 446,53 = 11 594 791,53 р.

  1. для построения линии затрат:

начало – в точке на оси ординат, соответствующей размеру постоянных затрат

вторая точка для построения – годовой объем услуг и соответствующая ему полная годовая себестоимость (см. таблицу №2, итог графы 2.)

В нашем примере начало линии в точке (0; 1 480 482,18 р.),

вторая точка – 805 ремонтов и 11 971 549,85 р.

На пересечении линии затрат и линии выручки находится точка безубыточности. В нашем примере ей соответствует 308 ремонтов. Выручка, соответствующая данному количеству услуг – 5 496 502,89 р.


 
  Оценка степени экономического риска - student2.ru

                   
Затраты/ Выручка                    
Оценка степени экономического риска - student2.ru
14 365 860
Оценка степени экономического риска - student2.ru               линия выручки
14 000 000                    
                     
Оценка степени экономического риска - student2.ru 11 971 550                    
                  линия затрат
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
1 480 482                 постоянные затраты  
                     
                     
Оценка степени экономического риска - student2.ru кол-во  


Проведем проверочный расчет точки безубыточности математическим методом.

Выпуск продукции в точке безубыточности (в натуральном измерении) рассчитывается по формуле

ВПТБ =

где ВПТБ – выпуск продукции в точке безубыточности

Спост - постоянные затраты на весь выпуск

Сперем - переменные затраты на единицу продукции (услугу)

Цед – цена 1 единицы продукции (услуги)

Данные для расчета затрат взять из таблицы 2 (см. п.5). Цену за единицу услуги (продукции) (Цед) взять из п.6.4.

Сперем = Зм + Зэ + ∑З

где Зм - общие расходы на оплату труда (взять из п.5 таблица 2 гр.3)

Зэ - затраты на технологические материалы (взять из п.5 таблица 2 гр.3)

∑З - затраты на технологическую энергию (взять из п.5 таблица 2 гр.3)

Сперем= (7541085+ 1610000+ 1339982) / 805 = 13 032,38 р.

ВПТБ = = 307,57 шт. округляем до 308 ремонтов (т.к. при 307 ремонтах окупаемости еще не будет)

Выручка в точке безубыточности составит 308 *17 845,79 = 5 496 502,89 р.

Таким образом, для того, чтобы окупить свои затраты, необходимо производить 308 ремонтов. Каждый следующий ремонт уже будет приносить прибыль предприятию. То есть при годовом объеме услуг 805 ремонтов проведение 308 ремонтов является необходимостью для оплаты услуг рабочих (заработная плата) оплаты материалов, электроэнергии и прочих расходов, а ремонты с 309-го по 805-й приносят предприятию прибыль (резерв безубыточности).

ВЫВОДЫ

При проектировании (модернизации) участка _______________________________________________ были получены следующие экономические показатели:

- срок окупаемости проекта – (взять из п. 6.3) 2,41 года - это меньше, чем нормативный срок (6,67 лет), что является положительным моментом, т.к. проект окупит себя быстрее, чем принято.

- фактическая эффективность проекта – (взять из п. 6.2.) – 0,41 больше чем 0,15 (нормативное значение), значит проект достаточно эффективен.

- экономический эффект (прибыль) – (взять из п. 6.5.) –2 394 309,97 рублей. При заданном уровне рентабельности (20% - среднее значение эффективно работающих предприятий автомобильной отрасли) получена высокая годовая прибыль, которая в дальнейшем может быть повышена за счет снижения затрат труда (увеличения эффективности труда)

- резерв безубыточности - (взять из п.7) - 805 – 308 = 497 ремонта. На основании проведенной оценки экономического риска выявлено, что необходимо производить 308 ремонтов для окупаемости оплаты услуг рабочих (заработная плата), оплаты материалов, электроэнергии и прочих расходов, а ремонты с 309-го по 805-й приносят предприятию прибыль (резерв безубыточности).

Все перечисленные показатели свидетельствуют о достаточной эффективности проекта, следовательно, проектирование нового участка является весьма целесообразным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Усвоение и использование материала, представленного в данных методических рекомендациях позволит студентам и руководителям дипломного проекта четко планировать и структурировать работу над экономической частью дипломного проекта, значительно упростив работу над ней, применять полученные навыки в предстоящей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ автотранспортных предприятий. – М.: Транспорт, 2012 – 340 с
  2. Виричева Т.И. Методические указания по дипломному проектированию для специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». – М.: УМЦ ПО ДОМ, 2009 – 48 с
  3. Туревский И.С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: Учебное пособие. –М.: ИД «Форум», 2011 – 240 с: - (Профессиональное образование)
  4. Фролов Н.Н., Напхоненко Н.В., Колоскова Л.И., Ильинова А.А. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2012 – 480 с.
  5. Под редакцией проф. Чернышева Б.Н., проф. Горфинкеля В.Я. Экономика организации (предприятия ): Учебник – М.: Вузовский учебник, 2011 – 535 с

Наши рекомендации