Положение о выпускной квалификационной работе младшего специалиста

Утверждено на заседании

Педагогического совета

ОП «Колледж технологий и дизайна

Луганского государственного университета

Имени Тараса Шевченко»

№___ от ___________ 20__ года

Положение о выпускной квалификационной работе младшего специалиста

ОП «Колледж технологий и дизайна Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Общие положения.

1.1 Выпускная квалификационная работа младшего специалиста (ВКР) – это самостоятельное научно - практическое исследование, которое позволяет установить квалификационный уровень знаний выпускника и умение использовать эти знания для выполнения профессиональных задач.

1.2 Выпускная квалификационная работа для квалификации младший специалист выполняется в форме дипломной работы (проекта).

1.3 Цель выпускной квалификационной работы – систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний и практических умений самостоятельного анализа и обобщения накопленных навыков по профильным дисциплинам, которые изучались в процессе освоения основной образовательной программы при обучении в колледже.

ВКР должна выявлять уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

1.4 Вся работа по организации выбора тем выпускных квалификационных работ и научных руководителей проводится выпускающими цикловыми комиссиями и заведующими отделений.

Определение темы выпускной квалификационной работы.

2.1 Темы выпускных квалификационных работ должны соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению.

Тема ВКР должна быть актуальной и отвечать ведущим перспективам современного развития науки по профилю избранного направления.

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы выпускной квалификационной работы при обосновании целесообразности ее разработки.

Дипломные работы (проекты) могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ (проектов).

2.2 Тематика ВКР разрабатывается выпускающей цикловой комиссией и утверждается директором Колледжа.

2.3 Закрепление тем выпускных квалификационных работ за студентами происходит не позднее, чем за полгода до окончания колледжа.

В исключительных случаях не позднее, чем за три месяца до защиты тема выпускной квалификационной работы может быть изменена, не позднее, чем за месяц - откорректирована. Утверждение измененной темы осуществляется выпускающей цикловой комиссией на основании личного заявления студента и руководителя ВКР. Изменение темы закрепляется приказом директора и доводится до сведения заведующего отделения.

Рецензирование работ.

4.1 Рецензия на выпускную квалификационную работу обязательна.

4.2 Рецензентами выпускной квалификационной работы могут выступать высококвалифицированные специалисты предприятия, где студент проходил преддипломную практику, или специалисты предприятия, специфика деятельности которых имеет отношение к теме исследования; преподаватели профильных спецдиплин колледжа, не являющиеся руководителями ВКР.

4.3 В рецензии дается характеристика ВКР в целом и ее отдельных разделов, оценивается актуальность темы, теоретическая и практическая значимость работы, использование новейших достижений в данном направлении науки, соответствие содержания поставленным целям и задачам. Рецензент оценивает теоретическую подготовку студента, его умение самостоятельно использовать полученные профессиональные знания и исследовательские умения для решения конкретных задач. В рецензии указываются разделы, где имеются недостатки. Рецензент дает общую оценку работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и может выразить мнение о присвоении студенту соответствующей квалификации).

Рецензия подписывается рецензентом и заверяется печатью организации по месту работы рецензента (Приложение Д).

Требования к выполнению выпускной квалификационной работы.

5.1 Показателем оценки качества ВКР, а, следовательно, и оценки профессионализма младшего специалиста является исследование, которое ориентировано на практическое применение, а выводы и рекомендации, предлагаемые в ВКР, полностью или частично могут быть внедрены в практику для ее совершенствования.

5.2 ВКР младшего специалиста должна отвечать следующим основным требованиям:

l отражать новизну и актуальность рассматриваемой проблемы, ее теоретических и практических аспектов;

l содержать теоретический анализ новых или недостаточно изученных вопросов; проверку и уточнение научно принятых положений; проект решения конкретной практической проблемы;

l содержать научный аппарат исследования (определение его предмета и объекта, формулировку цели и задач), теоретической и практической значимости работы;

l отвечать требованиям к организации и проведению теоретической и эмпирической части исследования, обработке и интерпретации данных, а также к оформлению работы.

5.3 Требования к оформлению ВКР:

- объем ВКР должен быть в пределах 50-60 страниц стандартного печатного текста (без приложений);

- поля: левое – 30 мм, правое 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее - 20 мм;

- текст печатается через 1,5 интервал;

- текст печатается шрифтом Times New Roman, кегль 14;

- абзацный отступ – 1,25 см;

- выравнивание текста – по ширине;

- работа должна быть пронумерована арабскими цифрами. Нумерация страниц начинается с титульного листа, положение номера - вверху справа, но порядковый номер на нем, как и листе задания и содержания не ставится;

- отредактированный текст работы прошит пружиной (верхняя обложка – прозрачная, нижняя – картон);

- введение, задание на ВКР, содержание, каждый новый раздел, заключение, список использованных источников, приложения начинаются с новой страницы. Наименование структурных элементов следует располагать по центру строки без точки в конце, без подчёркивания, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами;

- введение, раздел «Охрана труда», заключение, список использованных источников и приложение не нумеруются. Разделы и подразделы работы следует нумеровать арабскими цифрами (Приложение В);

- при использовании в тексте работы приложений, выводов, предложений, заимствованных из различных источников, ссылки на них обязательны.

5.3 Работа над темой ВКР состоит из трёх этапов: подготовительного, рабочего и заключительного:

5.3.1 На подготовительном этапе студент:

- определяет цель, задачи, структуру и методы исследования;

- осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации и определяет её объем;

- тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткое описание степени изученности проблемы исследования;

- составляет и согласовывает с руководителем план ВКР.

5.3.2 На рабочем этапе студент:

- готовит черновой вариант работы и высказывает своё мнение по рассматриваемым вопросам;

- работает над выводами по подразделам и разделам;

- оформляет научно-справочный аппарат работы (постраничные ссылки, список источников и литературы).

5.3.3 На заключительном этапе студент:

- исправляет работу в соответствии с замечаниями научного руководителя;

- готовит окончательный вариант работы с учётом установленных требований по оформлению;

- представляет работу научному руководителю для подготовки рецензии;

- сдаёт работу для последующей защиты.

5.4 ВКР имеет следующую структуру:

- титульный лист (Приложение А);

- задание на ВКР (Приложение Б);

- содержание (Приложение В);

- введение;

- основной текст (разделы, подразделы);

- заключение;

- список использованных источников (Приложение Д);

- приложения (при необходимости).

5.5 В ВКР выдерживается следующая логико-композиционная структура научного исследования:

l введение, которое должно содержать исходное теоретико-методологическое основание, четкое и краткое обоснование научной и (или) практической актуальности выбранной темы, определение предмета и объекта исследования или разработки, цели и задач, описание использованных при выполнении работы методов исследования и обработки данных, а также новизну и практическую значимость исследования, структура ВКР (количество страниц печатного текста пояснительной записки, количество рисунков, таблиц, количество использованных источников, приложений) (объем введения 1-5 стр.);

l основная часть (2-3 раздела), которая включает теоретическую и эмпирическую части работы. В теоретическом разделе предлагается анализ современных (за последние 10-15 лет) работ по избранной проблеме, излагаются концептуальные теоретические положения исследования. В эмпирическом разделе, как правило, представлен материал по количественному, качественному анализу проблемы и интерпретацию собранного эмпирического материала; или проект решения конкретной практической проблемы.

l охрана труда (систематизация и углубление теоретических и практических знаний в области управления охраной труда согласно выбранной специальности). В разделе «Охрана труда» должны быть рассмотрены следующие основные вопросы:

- анализ потенциальных опасностей проектируемого объекта, прибора или технологического процесса при разработке или эксплуатации;

- оценка возможных вредных факторов (сравнение их максимально возможных значений с допустимыми стандартами);

- разработка мероприятий по охране труда, включая проектные расчеты по созданию безопасных и допустимых условий труда;

- обоснование выбора комплекса мероприятий, средств, которые обеспечивают достаточную безопасность персонала и населения от потенциально негативных явлений (Приложение Ж);

l заключение, в котором содержатся теоретические и практические выводы исследования, а также определяются дальнейшие перспективы и результаты организованной и проведенной практической работы;

l библиография, в которой представлен список использованных научных источников (исследований, монографий, учебных пособий, научной периодики и т.д.), оформленный в соответствии с требованиями стандарта. Все использованные источники литературы оформляются в алфавитном порядке (Приложение И);

l приложения, которые включают материалы первичных эмпирических данных, результаты их статистической обработки, (представленные в виде таблиц, графиков, схем, рисунков и т.п.). Материалы приложения не входят в общий объем ВКР.

5.6 Требования к стилю написания ВКР.

Выпускная квалификационная работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, для стиля письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику, а использовать терминологические названия.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

- последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

- отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

- итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др.

Особенно употребительны производные предлоги: в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по - (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование …).

5.7 Библиографическая ссылка (сноска) – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. Ссылка на источники литературы оформляется в конце предложения в квадратных скобках – [32]. Если перечисляется несколько источников, то через точку с запятой и в порядке возрастания номеров [12; 24; 65]. При использовании цитат, в ссылке указывается страница, содержащая данную цитату. Например: «…цитата…» [7, с. 132 ].

5.8 Иллюстративный материал следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, документы, рисунки, снимки) должны быть пронумерованы и иметь названия под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту ВКР. Перед номером рисунка знак «№» не ставится (например Рисунок 1).На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Их следует писать следующим образом: «… в соответствии с рисунком 2».

5.9. Цифровой и фактический материал, когда его много или, когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц, где материал группируется в колонки.

Таблицы обычно помещаются по ходу изложения после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую; тем более недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблица должна иметь сквозной порядковый номер по всему тексту ВКР, заголовок, отражающий ее содержание, а также ссылку, указывающую на источник, если таблица была заимствована. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над её названием после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится.

По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ таблицы позволяет сделать вывод, что...; из таблицы видно, что...; анализ таблицы позволяет заключить, что... и т. п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

5.10. В тексте не допускается применять:

– обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

– для одного и того же понятия различные научно-технические термины (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

– произвольные словообразования;

– сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также перечнем принятых сокращений в данном документе (помещаемом перед содержанием пояснительной записки);

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.

Присвоение квалификации.

7.1 Присвоение квалификации выпускнику ОП «Колледж технологий и дизайна Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко» и выдача ему диплома об образовании установленного образца осуществляется при условии положительных результатов прохождения итоговой государственной аттестации, оформленной протоколами экзаменационных комиссий.

7.2 Студент, не прошедший в течение установленного срока итоговых аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из колледжа.

7.3 Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в колледже назначаются повторные итоговые аттестационные испытания, в том числе защита ВКР. Студент имеет право не ранее, чем через год и не позднее, чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации впервые пройти государственную аттестацию, в том числе процедуру защиты выпускной квалификационной работы повторно. Новая тема ВКР утверждается решением выпускающей цикловой комиссии колледжа не позднее, чем за полгода до повторной государственной аттестации.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Образец оформления титульного листа ВКР

ОП „КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА

ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНІВЕРСИТЕТА

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснительная записка к дипломному проекту

ДП. шифр специальности. шифр группы. списочный № студента. ПЗ

Студента (ки) ___ курса ________ группы

направления подготовки (шифр, название)

____________________________________

специальности (шифр, название)

_____________________________________

(фамилия и инициалы)

Руководитель _________________________

_____________________________________

(должность, ученое звание, научная степень, Ф.И.О.)

Допущен к защите Зам. директора по УПР ____________ В.В. Дородных «_____»_____________20__г.     Члены комиссии: ________________ ___________________________ (подпись) (фамилия и инициалы) ________________ ___________________________ (подпись) (фамилия и инициалы) ________________ ___________________________ (подпись) (фамилия и инициалы)  

г. Луганск - 20 __ год

Приложение Б

Образец оформления задания на ВКР

ОП «КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА

ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

Цикловая комиссияпрофессионально-практической подготовки « »

Образовательно-квалификационный уровень «младший специалист»

Направление подготовки « __________»

(шифр и название)

Специальность ___________________« ________________________»

(шифр и название)

УТВЕРЖДАЮ: Председатель цикловой комиссии _______________ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ___________201_ год

З А Д А Н И Е

НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТУ

________________________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

руководитель работы_______________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество, научная степень, ученое звание)

утверждены приказом по колледжу от «____» _______________ 20__ года №_________

2. Срок предоставления студентом работы _____________________________________

3. Исходные данные к работе ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно разработать)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Консультанты разделов работы

Раздел Фамилия, инициалы и должность консультанта Подпись, дата
задание выдал задание принял
       
       
       
       
       
       
       

7. Дата выдачи задания __________________________________________________

_______________________________________

*Задание на дипломный проект (работу) оформляется на 1 листе с двух сторон

Приложение В

Образец оформления содержания дипломного проекта (работы)

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ДИЗАЙН ЛОГОТИПА КАК ОСНОВА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ  
1.1 Понятие и классификация логотипов
1.2 Основные стили при проектировании логотипов
1.3 Основные методы и способы создания логотипов
РАЗДЕЛ 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА НА ОСНОВЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ  
2.1 Оптические иллюзии в графическом дизайне
2.2 Разработка авторского логотипа фото-видео студии «ZOOM» с использованием зрительных иллюзий  
ОХРАНА ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение Г

ОТЗЫВ

РЕЦЕНЗИЯ

Требования к содержанию, объему и порядку выполнения раздела «Охрана труда».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вопросы повышения производительности труда, сохранения здоровья работающих и жителей населенных мест имеют большое социально-экономическое значение и определяются во многом условиями труда. Поэтому неотъемлемой частью любого проекта, в том числе и выпускной квалификационной работы (ВКР), должен быть раздел «Охрана труда».

Основная цель работы в данном направлении – обеспечение здоровых и безопасных условий труда и жизнедеятельности человека. В связи с этим задачей дипломника является разработка в ВКР организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий, при которых исключалась бы возможность травматизма, заболеваний, отравлений, взрывов и пожаров.

Основные требования

Содержание раздела должно определяться спецификой проектируемого производственного процесса. Формальные требования регламентируются «Типовыми методическими указаниями по выполнению раздела «Охрана труда» в дипломных проектах (работах) для студентов инженерно-технических вузов» [1]. Раздел «Охрана труда» должен содержать расчетно-описательную часть в объеме 12-15 страниц текстового документа и может иметь графическую часть в объеме 1-2 листов. В расчетно-описательной части должны быть обоснованы решения, принятые при проектировании безопасных и безвредных условий труда. При определенных условиях содержание раздела должны быть согласованы с руководителем ВКР.

Раздел «Охрана труда» должен включать такие подразделы, как: введение, техники безопасности, производственной санитарии и защиты окружающей среды, пожарной безопасности.

Во введении должны быть указаны необходимость и значимость решения вопросов охраны труда и защиты окружающей среды в ВКР (2-3 предложения). В подразделах «Техники безопасности, производственной санитарии и защиты окружающей среды, пожарной безопасности» должен быть приведен анализ существующих и потенциальных опасностей и вредностей проектируемого процесса, оборудования, вспомогательных устройств, приборов и намечены мероприятия по предупреждению несчастных случаев, заболеваний, взрывов и пожаров.

Далее следует выполнить расчет, подтверждающий обеспечение здоровых и безопасных условий для человека по одному наиболее характерному для данного производства или оборудования вредному или опасному фактору. При наличии пакета программ расчет может быть выполнен для нескольких или всех факторов.

Задание на дипломное проектирование по охране труда выдает консультант-преподаватель дисциплины «Охрана труда» в соответствии с темой ВКР до выхода на преддипломную практику. Задание уточняется после возвращения с практики.

Раздел выполняется в соответствии с графиком дипломного проектирования. Возможно частичное или полное выполнение раздела на преддипломной практике, а также при наличии возможности в период дипломного проектирования до срока, указанного в графике.

Подготовленный раздел сдается на подпись консультанту в срок, предусмотренный графиком дипломного проектирования. Перед утверждением раздела консультант в качестве подготовки к защите ВКР и последующей производственной деятельности проводит устный опрос дипломника по содержанию раздела и общим вопросам охраны труда и защиты окружающей среды. Без подписи консультанта ВКР к защите не допускается. При защите ВКР студент должен изложить основные результаты проектирования в области охраны труда и защиты окружающей среды.

Ценность ВКР определяется активной творческой работой студента, заключающейся в разработке оригинальных решений или предложений, которые должны сопровождаться доказательствами их преимущества с точки зрения охраны труда, повышения его производительности и экономической эффективности, защиты окружающей среды. Переписка правил, инструкций и норм, обязанностей административно-технического персонала в области охраны труда и защиты окружающей среды не допускается – это свидетельствует о нетворческом подходе к дипломному проектированию, что служит основанием для недопуска проекта к защите.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Техника безопасности – это система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов [3].

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Пожарная безопасность – это система средств и мероприятий организационно-технического и режимного характера, направленная на предупреждение и ликвидацию пожаров. Объем подраздела – 2-3 с. При выполнении данного подраздела необходимо дать характеристику проектируемого технологического процесса с точки зрения пожарной безопасности и предложить мероприятия по профилактике, ликвидации пожаров и организации эвакуации людей и материальных ценностей.

При анализе пожарной опасности следует определить:

1. Пожаровзрывоопасные характеристики применяемых материалов и веществ, выделяющихся при проведении работ [10, 11, 80-84,171]. Характеристики могут быть представлены в табл. 7.

Таблица 7

Пожаровзрывоопасные характеристики применяемых материалов и выделяющихся веществ

Положение о выпускной квалификационной работе младшего специалиста - student2.ru

2. Категорию пожаро- или взрывоопасности помещений согласно СНиП [ 85 – 88, 171].

3. Класс пожаро- или взрывоопасности по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) [8, 80, 82, 83, 171].

4. Возможные источники и причины загораний [5, 7, 80, 82, 83]. На основе анализа дипломник должен разработать:

1. Мероприятия по профилактике загораний [5, 7, 14, 15, 80. 82, 83, 86 – 90, 96, 171]:

· строительно-планировочные;

· технологические (выбор применяемых материалов, электрооборудования, режимов его работы, планировка технологического оборудования, вспомогательных устройств, рабочих мест);

· ремонтно-профилактические;

· технические средства защиты (устройства защитного отключения, заземления для снятия статического электричества, молниезащита и др.);

· мероприятия режимного характера в соответствии с правилами пожарной безопасности.

2. Мероприятия по предупреждению распространения пожара [5, 7,

14, 15, 80, 82, 83, 86- 90, 55, 96, 171]:

· обеспечение требуемой степени огнестойкости зданий;

· устройство противопожарных преград;

· установка в системах кондиционирования, вентиляции автоматических устройств, перекрывающих воздуховоды при возникновении пожара и др.

3. Мероприятия по ликвидации пожаров [5 - 7, 14, 15, 80, 82, 83, 87, 88, 91 – 93, 96, 171]:

· выбор видов огнетушащих веществ;

· выбор видов и определение количества первичных средств пожаротушения;

· пожарное водоснабжение;

· автоматические системы пожаротушения;

· автоматическая система пожарной сигнализации.

· Мероприятия по эвакуации людей и материальных ценностей [5, 86, 87, 89, 96, 171]:

· определение требуемого времени эвакуации;

· разработка схем эвакуации;

· определение требований к путям эвакуации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Типовые методические указания по выполнению раздела «Охрана труда» в дипломных проектах (работах) для студентов инженерно-технических вузов. М. : Высш. шк., 1972. 7 с.

2. ГОСТ 12.0.002-80*. CCБТ. Термины и определения. Взамен ГОСТ 12.0.002-74: Введ. с 01.01.82. М. : Изд-во стандартов, 1990. 7 с.

3. Правила устройства электроустановок / Минэнерго СССР. М. : Энергоатомиздат,

4. 1987. 640 с. ПОТ РМ-016-2001. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 216 с.

5. Долин П. А. Основы техники безпасности в электроустановках. М. : Энергоатомиздат, 1984. 448 с.

6. Долин П. А. Справочник по технике безопасности. М. : Энергоатомиздат, 1985. 824 с.

7. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда : учеб. пособие для вузов / П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев, Н. И. Сердюк. М. : Высш. шк., 2002. 320 с.

8. ГОСТ 12.2.003-91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности. Введ. с 01.01.1992. М. : Изд-во стандартов, 1991. 16 с.

9. ГОСТ 12.2.049-80. ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования. Введ. с 01.01.1982. М. : Изд-во стандартов, 1980. 20 с.

10. ГОСТ 12.2.032-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. Введ. с 01.01.1979. М. : Изд-во стандартов, 1980. 7 с.

11. ГОСТ 12.2.033-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования. Введ. с 01.01.1979. М. : Изд-во стандартов, 1980. 9 с.

12. Лазарев И. В., Левина Э. Н. Вредные вещества в промышленности : справочник : 3 т. Л. : Химия, 1976. Т.1. 529 с.; 1977. Т.2. 623 с.

13. Лазарев Н. В., Левина Э. Н. Вредные вещества в промышленности. Справочник. Л. : Химия, 1977. Т.З. 607 с.

14. Вредные вещества в промышленности : Органические вещества : Справочник / Под общ. ред. Э. Н. Левиной, И. Д. Гадаскиной. Л : Химия, 1985. 462 с.

15. Кошелев Н. Ф., Карелин О. Н., Громов Ф. А. Гигиена труда и защита от рентгеновского излучения на предприятиях электронной промышленности. Л. : 1970. 126 с.

16. Думанский Ю. Д., Сердюк А. М., Лось И. П. Влияние электромагнитных полей радиочастот на человека. Киев. Здоровье, 1975. 176 с.

17. Давыдов В. И., Тохончук В. С., Актинов В. В. Биологическое воздействие, нормирование и защита от электромагнитных излучений / Под ред. Ю. Г. Григорьева. М. : Энергоатомиздат, 1984. 176 с.

18. Тиунов Л. А., Жербин Е. Л. Жердин Б. Н. Радиация и яды. М. : Атомиздат, 1977. 144 с.

19. Руководство по гигиене труда : В 2 т. / под ред. Н. Ф. Измерова. М. : Медицина, 1987. Т 1, 2 448 с.

20. СП 2.2.2. 1327-03. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. М. : Минздрав РФ, 2003. 22 с.

21. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. М. : Минздрав РФ, 1997. 20 с.

22. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение / Госстрой СССР. Взамен СНиП 11-4-79; Введ. с 01.01.1996. -М. : Стройиздат, 1995 34 с.

23. ГОСТ 12.I.003-83*. ССБТ Шум. Общие требования безопасности Взамен ГОСТ 12.1 001-76; Введ. с 01.07.1984. М. : Изд-во стандартов, 1985. 10 с.

24. СН 2.2.4 / 2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. М. : Минздрав РФ, 1997. 20 с.

25. ГОСТ 12.1.001-89. ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности. Введ. с 01.01.1990 М. : Изд-во стандартов, 1990. 12 с.

26. СанПиН 2.2.4 / 2.1.8.583-96. Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения. М.: Госсанэпиднадзор РФ, 1996 15 с.

27. ГОСТ 12.1.012-90. ССБТ. Вибрационная безопасность Общие требования. Взамен ГОСТ 12.1.012-78; Введ. с 01.07.1991. М. : Изд-во стандартов, 1990. 46 с.

28. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. М. : Минздрав РФ 1997. 30 с.

29. ГОСТ 12.1.045-84. ССБТ. Электрические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля. Введ. с 01.07.1985. М. : Изд-во стандартов, 1984. 2 с. (Гос. система безопасности труда).

30. ГОСТ 12.1.006-84.ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля. Взамен ГОСТ 12.1.006-76; Введ. с 01 01.1986. М. : Изд-во стандартов, 1985. 6 с. (Гос. система безопасности труда).

31. ГОСТ 12.1.002.-84. ССБТ. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах Введ. с 01.01.1986. М. : Изд-во стандартов, 1989 12 с.

32. ГОСТ 12.3.002-75*. ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности Введ. с 01.07.1976. М Изд-во стандартов, 1977. 6 с.

33. СанПиН 2.2.4.1294-03. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. М. : Минздрав РФ, 2003. 17 с.

34. СН 1601-77. Указания по компенсации аэроионной недостаточности в помещениях промышленных предприятий и эксплуатации аэроионизаторов. М. : 1977. 28 с.

35. СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ – 99/2009)», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.07.2009 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.08.2009 № 14534)

36. Гигиеническая оценка и методы контроля оптического излучения. Метод. рекомендации. Киев, 1986, 24 с.

37. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Утвержд. приказом Минздравсоцразвития РФ № 342 н от 26.04.11 г. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» .

38. Р 2.2.1766-03. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. М. : М

Наши рекомендации