Формы организации технологических процессов ТО.
Технологический процесс ТО и его организация определяются количеством рабочих постов и мест, необходимых для выполнения производственной программы, технологическими особенностями каждого вида воздействия, возможностью распределения общего объема работ по постам с соответствующей их специализацией и механизацией. В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два метода организации работ: на универсальных и на специализированных постах. Метод ТО автомобилей на универсальных постах заключается в выполнении всех работ данного вида ТО (кроме уборочно-моечных) на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов. В том и другом случае исполнители выполняют свою часть работ в определенной технологической последовательности. При данном методе организации технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные. Первые в большинстве случаев используются при ТО-1 и ТО-2, а вторые — преимущественно при ЕО. При обслуживании на нескольких универсальных постах возможно выполнение на них неодинакового объема работ (или обслуживание разномарочных автомобилей, а также выполнение сопутствующего ТР) при различной продолжительности пребывания автомобилей на каждом посту. Однако при этом необходимо, чтобы суммарная производительность постов соответствовала программе, т. е. требуемому числу обслуживании. Недостатками этого метода при тупиковом расположении постов являются: значительная потеря времени на установку автомобилей на посты и съезд с них; загрязнение воздуха отработавшими газами при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезд с них; необходимость многократного дублирования одинакового оборудования. Метод ТО на специализированных постах заключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости. Соответственно подбирается и оборудование постов, также специализированное по выполняемым операциям. Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым. При поточном методе специализированные посты могут быть расположены как прямоточно по направлению движения автомобилей, так и в поперечном направлении. Специализированные посты чаще всего располагают последовательно по прямой линии. Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту (синхронизация работы постов). Такая совокупность постов называется поточной линией обслуживания. Этот способ организации процесса технического обслуживания сокращает потери времени на перемещение (автомобилей и рабочих), а также позволяет более экономно использовать площадь производственного помещения. Для перемещения автомобилей с поста на пост в этом случае используются конвейеры. Особенностью и известным недостатком поточной линии обслуживания является невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусматривать для этой цели резервных “скользящих” рабочих, включающихся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить перемещение обслуживаемых автомобилей с поста на пост в установленном для линии такте. Часто эти функции “скользящих” рабочих возлагаются на бригадиров. При организации ТО на поточных линиях различают потоки непрерывного и периодического действия. Потоком непрерывного действия называют такую организацию технологического процесса, при которой ТО производится при непрерывно перемещающихся по рабочим зонам автомобилях. Данный способ организации технологического процесса ТО автомобилей применяется только для работ ЕО (уборочных и моечных операций). Потоком периодического действия называют организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой. Выполнение работ ЕО на потоке прерывного действия осуществляется редко в связи с широким применением механизированных и автоматизированных установок для выполнения уборочно-моечных операций. При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида ТО распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными постами, за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем, например, 1-й пост — механизмы передней подвески и переднего моста; 2-й пост — задний мост и тормозная система; 3-й пост — коробка передач, сцепление, карданная передача. Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоев на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов. Организация работ по такому методу дает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда. Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, а, следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами. Поэтому при данном методе целесообразно обслуживание автомобилей организовывать в несколько приемов-заездов, распределив все работы, входящие в объем ТО, на несколько дней.
Задачи, решаемые с использованием показателей механизации производственных процессов. Понятие уровня и степени механизации производственных процессов.
Методика расчета пок-й механ-ии базируется на совместном анализе операций технол-их процессов и обор-я применяемого для выполнения этих операций. Методика обеспечивает возможность расчета показателей механизации для рабочих мест, постов, участков.
Определение показателей производится для решения следующих задач: - оценка состояния проектируемых и действующих АТП; -определение резервов и основные направления повышения механизации; -аттестация, рационализация и модернизация рабочих мест в АТП; -оценка и анализ динамики изменения показателей механизации как факторов тех. процесса; -анализ структуры технологического оборудования. Оценка производится по двум показателям: уровень и степень механизации. Уровень механизации Ум (%) определяет долю механизированного труда в общих трудозатратах и рассчитывается по формуле: Ум=(Тм*100%)/То, где Тм-трудоёмкость механизированных процессов, чел.*мин., То-общая трудоёмкость всех операций, чел.*мин. Степень механизации определяет замещение рабочих функций человека реально применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированными процессами. Количество замещаемых оборудованием рабочих функций человека определяется «звенностью» оборудования Z, которая характеризует его совершенство. См=М*100%/(4n), где М-количество механизированных операций, выполняемых с применением оборудования, Z-звенность применяемого оборудования, n-общее количество операций.
Расчет частных показателей производится для каждого вида ТО, участковых и вспомогательных работ. По полученным частным показателям определяют показатель по АТП в целом. Уровень механизации:Ум=Тм/То*100%, где Тм – трудоемкость механ-х работ; То-общая трудоемкость.
М=Z1*М1+ Z2*М2+ Z3*М3+ Z3,5*М3,5+ Z4*М4 Z1=1, Z2=2, Z3=3, Z3,5=3,5, Z4=4. где М1-кол-во операций выполняемых со звенностью 1, Н-общее кол-во операций. Под мех-й произв-х процессов понимают частичную или полную замену ручного труда в той части технол-го процесса, в которой происходит непосредственное изменение состояния, формы или качества с сохранением участия человека в управлении машиной. Механизация подразделяется на частичную и комплексную. Комплексная –предполагает устранение ручного труда во всем объеме. Механ-ю целесообразно проводить по двум напр-ям: 1)развитие комплесно-технической базы при проектировании, 2)производственно-технические мероприятия в соответствии с планом.
Определение показателей механизации производственных процессов производится для решения следующих задач:
– оценки состояния механизации в проектируемых и действующих АТП и УТТ;
- определения резервов и основных направлений повышения механизации производственных процессов;
- сопоставления показателей механизации в различных проектах и действующих предприятиях;
- аттестации, рационализации и модернизации рабочих мест и производственных процессов в АТП и УТТ;
- оценки и анализа динамики изменения показателей механизации , как фактора технического прогресса;
- анализа структуры технологического оборудования и выбора направлений ее совершенствования.
Понятие звенности технологического оборудования. Классификация средств механизации и автоматизации в зависимости от звнности.
Количество замещаемых оборудованием рабочих функций человека определяется “звенностью” оборудования Z, которая характеризует его совершенство. В зависимости от количества замещаемых функций всё оборудование можно подразделить: -ручные орудия труда (Z=0); -машины ручного действия без специального источника энергии (Z=1)-дрель, домкрат; -механизированные ручные машины с подводом энергии (Z=2)-электродрель, пневмогайковёрт; механизированные машины (Z=3)-подъёмники,конвейеры; машины-полуавтоматы (Z=3,5) машины-автоматы (Z=4)-токарные станки с програмным управлением; гибкие автоматизированные производства (Z=5)-сборочные конвейеры. Для технологического оборудования, используемого при ТО и Р, максимальная звенность Z=4.