Последовательность обучения техническим действиям в стойке

Начиная непосредственное обучение бросковым действиям с применением традиционных методов обучения (целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного), необходимо обязательно помнить, понимать и рационально применять правила дидактики (от простого к сложному, от легкого к трудному.

Броски изучаются в следующей последовательности:

На месте, с подготовками (выведением из равновесия), выполняются отдельные элементы (фазы) броска. Целостное выполнение приема проводится с обязательным требованием четкости и качества проведения изучаемого действия с прогрессирующей скоростью выполнения заключительной фазы броска.

Для более качественного выполнения сближений с противником (спарринг-партнером) при изучении многих бросков, особенно с поворотом спиной к противнику, рекомендуется вначале освоить правильное взаиморасположение частей тела в конце первой фазы броска (входа), после чего нарабатывается умение быстрого принятия этого положения повторными выполнениями, с динамикой повышения скорости и точности входа .

Подбивающие действия, при возможности, не всегда должны приводить к падению спарринг-партнера.

Важным фактором осознанного выполнения изучаемого действия является обязательное указание обучаемым борцам сектора (места), куда должен приземлиться после броска противник (спарринг-партнер) и оптимальной траектории полета (перемещения). Это особо значимо при выполнении бросков с поворотом к противнику боком или спиной (т.е. с потерей зрительного ориентира).

Последующее освоение изучаемого броска организуется в движении с предварительным обоюдным захватом борцов. Взаимные перемещения и выполнение изучаемого броска проводятся с применением стандартного количества и направленности шагов. Обязательным, при этой форме заданий, является обучение занимающихся умению управлять перемещениями спарринг-партнера (целенаправленное воздействие руками для смещения центра тяжести противника и синхронных передвижений вместе с ним).

Усложнение заданий создается выполнением броска в движении без предварительного захвата (захват приобретается во время сближения с движущимся навстречу спарринг-партнером).

Перемещения с партнером осуществляются как прямолинейно (вперед, назад), так и по кругу (вправо, влево).

Следующей организационной формой обучения является выполнение изучаемого броска в обусловленных ситуациях, с применением специальных заданий спарринг-партнеру по перемещению и взаимодействиям с исполнителем броска. Эффективным способом закрепления умений и реакции восприятия динамических ситуаций, создаваемых противником (спарринг-партнером), является применение заданий для незамедлительного выполнения изучаемого броска, используя момент приобретения противником (спарринг-партнером) захвата.

В приводимой методике обучения, как связующее звено в соединении техники и тактики, используется выполнение изучаемого броска с обманными действиями, где применяются приемы тактического раздела подготовки и проведения технических действий (вызов, угроза, двойной обман).

Последующее закрепление изучаемых действий осуществляется в разных по форме и содержанию учебных схватках (по заданию, с односторонним сопротивлением, с ограничением зрительного восприятия, со сменой спарринг-партнера). Процесс непосредственного совершенствования изученных бросков основан на применении заданий тактической подготовки, где нарабатываются умения оперативного мышления, быстрой реакции на возникающие динамические ситуации, развивается чувство антиципации (предвидения). Основным средством формирования технико-тактического мастерства борцов остаются учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки. Необходимо отметить, что с возросшими требованиями к повышению динамичности соревновательных поединков значительную роль в совершенствовании технико-тактического мастерства приобретают интервальные схватки.

Последовательность обучения техническим действиям в стойке: на месте, в движении, в обусловленных ситуациях, с обманными действиями позволяет реально обеспечивать принципы обучения: доступности, последовательности, систематичности, прочности.

Обосновывая технологию обучения бросковым действиям можно отметить следующее:

-овладевая школой специальных движений и действий, борец значительно повышает специальную координационную подготовленность;

-применение специально-подготовительных и подводящих упражнений обеспечивает предварительное освоение элементов бросков разных классификационных групп, способствующих ускоренному и качественному овладению техникой бросков;

-осуществление процесса обучения, по предлагаемой организационной схеме, обеспечивает освоение приемов с постепенно изменяющимися условиями выполнения;

-системное применение методики обучения позволяет увеличивать количество осваиваемых бросков на каждом учебном занятии в геометрической прогрессии и обеспечивает тем самым возможность осуществления качественной технико-тактической подготовленности борца.

Наши рекомендации