Техническим средствам обучения

Электронная версия курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе», размещенного на сайте РГУП.

5.4.5.Методические указания для магистрантов по освоению дисциплины (модуля):

Общие положения:

Изучение курс дисциплины «Уголовно-правовое противодействие организованной преступности, терроризму и экстремизму» имеет своей целью формирование у магистрантов необходимого правового компонента их профессиональной подготовки, умения и способности деяния, осуществляемые в жизни, с точки зрения закона и принимать, основанные на законе решения.

Изучение предлагаемой дисциплины будет способствовать росту правовой грамотности обучающихся, правовой и нравственной культуры, выработке у магистрантов уважения и бережного отношения к гражданину, его правам и свободам, нормам общежития, выполнению служебного и общественного долга.

В процессе освоения дисциплины применяются различные формы занятий: лекции, семинары, практические занятия. Значительная часть занятий осуществляется в интерактивной форме.

Рекомендации:

Для освоения дисциплины следует обращаться к содержанию лекционного материала, изучать соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Российское правосудие», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

Очень важно постоянно отслеживать изменения законодательства, подходов судебной практики к решению уголовно-правовых и иных вопросов, имеющих отношение к противодействию преступности.

Также целесообразно обращение к соответствующим международным правовым актам, практике Европейского Суда по правам человека.

Лекционные занятия (теоретический курс):

На лекциях излагаются наиболее важные в профессиональном отношении и наиболее сложные, дискуссионные положения дисциплины. В период проведения лекционных занятий магистрант получает знания, помогающие ему определить позиции, на которые следует обратить особое внимание, структурировать свои знания. Программа предусматривает небольшой объем лекционных занятий, поэтому многие вопросы дисциплины необходимо дополнительно рассматривать на занятиях других форм.

Рекомендации:

Материал лекций рекомендуется конспектировать, отмечая в конспектах основные тезисные положения предлагаемого материала. Кроме того, необходимо обращать внимание на те аспекты темы, которым лектор уделяет наибольшее внимание. На лекции, помимо непосредственно материала темы предлагаются: литература, где наиболее полно раскрывается тема занятия, материалы постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, иные материалы. Магистранту целесообразно фиксировать рекомендованные источники с тем, чтобы в последствии иметь возможность обратиться к ним в процессе подготовки к занятиям или при иной форме работы.

Семинарские (практические) занятия:

Важная роль отводится и семинарским занятиям. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа магистрантов. Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается обучающимся на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях магистранты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, совершенствуются в умении излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым магистрантом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний (текущий контроль, рубежный контроль).

В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей подготовки магистрантов.

Рекомендации:

Для подготовки к семинарскому занятию следует уяснить его тему, вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре, затем подобрать необходимый законодательный материал и рекомендованную литературу. Магистрант может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу магистрант готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в методических рекомендациях, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре магистранты.

Самостоятельная работа магистрантов:

Самостоятельная работа выполняется магистрантами во внеаудиторное время и имеет большое значение в успешном освоении дисциплины.

Самостоятельная работа включает в себя: ознакомление с содержа­нием рабочей программы, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практичес­ких материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семи­нарских занятий, подготовку ответов на вопросы для экзамена, выполнение электронных заданий.

Самостоятельная работа должна научить магистрантов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у обучающихся творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности. Самостоятельная работа совершенствует способности к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу, развивает творческие способности при самостоятельном изучении теоретических и практических правовых проблем.

Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде кон­спектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Рекомендации:

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

В процессе самостоятельной работы полезно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, обучающиеся должны решать задачи, с последующим раз­бором правильности решения на семинарских занятиях.

При решении задач следует показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем.

В ходе решения задачи нужно изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, теоретические разработки. В случае, если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными.

В ходе решения задач и обсуждения дискуссионных вопросов на семинарских занятиях используются методы деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности судов, муниципальных, региональных, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, для того, чтобы овладеть умением и навыками к публичным выступлениям.

Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Говоря о процессе самостоятельной работы, следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например, в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др.). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе.

При подготовке доклада необходимо обратить внимание на то, что эта форма работы состоит в выборе темы, желательно актуальной, постановке вопросов, подлежащих освещению, подборе и изучении соответствующей литературы, уяснении позиций, изложенных в литературе, их анализе и выработке собственной аргументированной позиции. При подготовке доклада, помимо литературы, в необходимых случаях следует обращаться к законодательным источникам, материалам судебной практики.

Рефератом является самостоятельновыполненная работа обзорно-исследовательского характера, которая отвечает определенным формальным и содержательным критериям. Тема реферата может быть выбрана из предложенного списка или заявлена магистрантом самостоятельно исходя из его научных предпочтений. Работа должна быть выполнена в компьютерном наборе. Минимальный объем реферата – 20 - 25 страниц. Рекомендуемый шрифт Times New Roman (размер 14), междустрочный интервал "одинарный", параметры страницы со всех сторон 2,5. Реферат должен иметь план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Текст реферата должен быть тщательно вычитан, без грамматических и орфографических ошибок. Приветствуется умеренное использование наглядных материалов, вставок, диаграмм, аппликаций, небольших рисунков – если они улучшают восприятие основных идей реферата, являются их эстетическим сопровождением.

Основные требования к тексту реферата: самостоятельность и полнота раскрытия заявленной темы. Во введении желательна: актуализация темы и мотивация ее выбора. Основная часть должна начинаться с формулирования той проблемы либо перечня вопросов, раскрытию которых посвящен реферат. Дальше должна быть представлена экспозиция основных подходов в философии и науке на решение заявленных противоречий. Те или иные подходы е их решению следует сравнить, аргументировано выбрать какую-то позицию, либо предложить свое решение. В заключениирезюмируются основные идеи работы и высказывается свое отношение к изучаемому вопросу. Список литературы должен демонстрировать способность автора ориентироваться в заявленной теме. Приветствуется использование самых разнообразных источников, в том числе Интернет-ссылки.

Защита и обсуждение рефератов осуществляются по решению преподавателя на соответствующем семинаре.

Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет магистранту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.

Программой предусмотрено выполнение одной контрольной работы.

Контрольные работы

Каждое контрольное задание заключается в освещении одного теоретического вопроса.

Магистрант должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал.

Прежде всего, следует раскрыть содержание теоретического вопроса, показав имеющиеся в его разрешении проблемы и высказав собственную точку зрения. Она должна быть аргументирована. Аргументацию целесообразно осуществлять ссылками на нормативные правовые акты, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, позиции ученых.

В Академии предусматривается следующий порядок выполнения контрольных заданий: магистрант предоставляет в установленные сроки выполненную контрольную работу в электронном виде на сайт Академии в СЭО «Фемида» (раздел «Электронное обучение»). Система фиксирует отправление и оповещает преподавателя. Преподаватель имеет возможность оставить свои отзывы о контрольной работе (замечания, предложения и др.), либо непосредственно оценить работу - проставив оценку в электронную ведомость. По результатам принятого преподавателем решения магистранту приходит оповещение[2]. Контрольные задания должны быть отправлены на проверку в системе «Фемида» не позже месяца до начала дифференцированного зачета по данной дисциплине.

Задание оценивается по системе «зачтено – незачтено». Зачет контрольного задания является необходимым условием допуска к дифференцированному зачету по дисциплине «Уголовно-правовое противодействие организованной преступности, терроризму и экстремизму».

Объем представляемых материалов – 10-15 страниц машинописного текста, оформленного стандартным для письменных работ образом.

Варианты работ распределяются в соответствии с первой буквой фамилии магистранта:

Задание I выполняют магистранты, фамилии которых начинаются с буквы «А» до буквы «Н» включительно. Задание II выполняют магистранты, фамилии которых начинаются с буквы «О» до буквы «Я».

Контрольная работа

Задание I

Провести сравнительный анализ уголовно-правовых запретов экстремисткой деятельности уголовного законодательства России и другого государства (по выбору магистранта).

Задача магистрантов: в письменном виде (реферативная форма отчетности) указать сходство и различие в уголовном законодательстве России и уголовном законодательстве иного государства в сфере запретов на экстремистскую деятельность; указать преимущества и недостатки правовой регламентации уголовного закона зарубежного государства.

Магистранты должны быть готовы публично изложить выводы проведенного исследования на семинарском занятии и ответить на вопросы преподавателя и других магистрантов.

Задание II

Провести сравнительный анализ уголовно-правовых норм, направленных на борьбу с организованной преступностью, содержащихся в уголовном кодексе России и уголовном законодательстве другого государства (по выбору магистранта).

Задача магистрантов: в письменном виде (реферативная форма отчетности) указать сходство и различие в уголовном законодательстве России и уголовном законодательстве иного государства в сфере борьбы с организованной преступной деятельностью; указать преимущества и недостатки правовой регламентации уголовного закона зарубежного государства.

Магистранты должны быть готовы публично изложить выводы проведенного исследования на семинарском занятии и ответить на вопросы преподавателя и других магистрантов.

Примерная тематика докладов

1. Формы и виды организованной преступной деятельности

2. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организованной преступности

3. Транснациональная организованная преступность

4. Основные модели организации и деятельности транснациональных преступных сообществ

5. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма

6. Правовые меры борьбы и профилактики террористической деятельности

7. Виды преступлений экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический анализ

8. Уголовно-правовые способы противодействия деятельности экстремистских организаций.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Наши рекомендации